Обеспечивающая деятельность это: ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ — это… Что такое ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ? – Деятельность — Википедия

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ — это… Что такое ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ?



ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ

меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению. К ним относятся, в частности, разработка и осуществление мер по созданию новых судов там, где возникает в них потребность; организация приема экзаменов у лиц, впервые назначаемых (избираемых) на должность судьи;

материально-техническое обеспечение судов, в том числе своевременная постановка вопроса о выделении необходимых финансовых средств для своевременной выплаты заработной платы работникам судов, строительства или ремонта зданий, приобретения оборудования и инвентаря; организация судебной статистики; обеспечение судов законодательными и иными нормативными материалами, необходимыми для их деятельности; повышение квалификации судей.

В отношении высших судов (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ) деятельность такого рода осуществляется ими самими — руководителями и вспомогательным аппаратом, — а также исполнительными органами соответствующего уровня.


Такая деятельность, обеспечивающая нормальные условия для работы судов общей юрисдикции и арбитражных судов среднего и основного звена, строится несколько иначе. В отношении судов общей юрисдикции она лежит на руководителях этих судов всех уровней, на подчиненных им администраторах судов, на Судебном департаменте при Верховном Суде РФ и его органах, в определенной мере — на Министерстве юстиции РФ, а также представительных и исполнительных органах субъектов РФ и местного самоуправления. В отношении арбитражных судов подобную работу по прямому предписанию закона должны выполнять прежде всего Высший Арбитражный Суд Российской Федерации при сотрудничестве с Советом председателей арбитражных судов и местными властями, а также сами нижестоящие арбитражные суды — их руководители и вспомогательный аппарат.(К. Г.)

Конституционное право. Энциклопедический словарь. — М.: Норма.
С.А. Авакьян.
2001.

  • ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
  • ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Смотреть что такое «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ» в других словарях:

  • Организационное обеспечение деятельности судов —    мероприятия кадрового, финансового, материально технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия. До недавнего времени одним из важнейших направлений работы Минюста России и… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Организационное обеспечение деятельности судов — 2. Под организационным обеспечением деятельности федеральных судов в настоящем Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для… …   Официальная терминология


  • Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… …   Энциклопедия инвестора

  • Охрана правопорядка — Правоохранительная деятельность вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью обеспечения законности, правопорядка, охраны права и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защиты прав и …   Википедия

  • СУДЕБНЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ ПРИ ВЕРХОВНОМ СУДЕ РФ — федеральный государственный орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда РФ), включая военные суды и суды специализированные, которые могут быть созданы, органов судейского… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — вид государственной правоприменительной деятельности, осуществляемой с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Контрольно-ревизионный аппарат системы Судебного департамента — (контрольно ревизионные работники) Контрольно ревизионное управление Судебного департамента, контрольно ревизионные отделы управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие… …   Официальная терминология

  • Контрольно-ревизионный отдел управления Судебного департамента в субъекте РФ — контрольно ревизионный отдел управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации подразделение численностью не менее 5 единиц, входящее в организационную структуру управления Судебного департамента в субъекте Российской Федерации,… …   Официальная терминология


  • Система Судебного департамента — Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее Судебный департамент), а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (органы и учреждения Судебного… …   Официальная терминология

  • ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ — преимущественно государственные учреждения, основное предназначение которых правоохранительная деятельность. Важную правоохранительную функцию выполняют также адвокатура и некоторые другие негосударственные структуры. Чаще всего к П. о. относят… …   Энциклопедический словарь конституционного права

Деятельность — это… Что такое Деятельность?

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Число и содержание этапов, которые разные исследователи выделяют в деятельности, определяется исключительно задачами и целями исследователя. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения, Психологии деятельности, психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении, которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном, В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым, был М. Я. Басов



[1]].

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) — категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)

Примечания

  1. См. М. Я. Басов «Развитие человека как активного деятеля в окружающей его среде. Психологическое развитие. В кн. М. Я. Басов «Общие основы педологии» Изд.3-е, Отв. ред. Е. В. Левченко. Спб, Алетейя, 2007, −776с.; Е. В. Левченко «Михаил Яковлевич Басов: жизненный путь и психологическая концепция». Там. же. С.5 −37.

Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

См. также

Литература

  1. Людвиг фон Мизес, «Человеческая деятельность»
  2. Носкова О. Г. Деятельность
  3. Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 — 28.
  4. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. — 1982. — 255 с.
  5. Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ — 1988. — 179 с.

  6. Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. — М.: РАН. −1993. — С. 116—118.
  7. Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. — 1993 .
  8. Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. — Саратов: ООО издательство «Научная книга». — 2004. — С. 171—175.

Деятельность — это… Что такое Деятельность?

        специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д.

         Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие всё более демонстрирует, что не только Д. в сфере искусства или нравственности, но и научное познание, или технико-инструментальная Д., получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравственной ориентированности, от её влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.



         Существуют многообразные классификации типов и форм Д. — разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление её на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную Д., или Творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

В связи с современной научно-технической революцией творческая Д. приобретает всё более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной «девальвации» творческой Д. отдельного человека в условиях включения её в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчёркивает, что личность несводима к выражению только в формах Д. и что гармония личности и Д. возможна лишь на основе наполнения Д. подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним Д., а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении Д. и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека.
         В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого принципа, во-вторых, методологического постулата, положенного в основание ряда социальных наук. В качестве мировоззренческого принципа понятие Д. утвердилось начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю действительность, а как созидающий формы предметности: Кант выдвинул проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту, — познавательного и нравственного; причём первое определяет формы Д. и то, что можно назвать её операциональной структурой, а второе — направление, смысл и оценку Д. Эти два начала толковались Кантом как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвёл И. Г. Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не Я») и ориентируется на этический идеал. Но поскольку Фихте выдвинул нравственный критерий (совесть) и т. о. ввёл внедеятельностный фактор, он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию Д. построил Г. Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной Д. и её высшей форме — рефлексии (См. Рефлексия), т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В этой концепции обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности Д. и её форм.
         В послегегелевской буржуазной философии концепция Д., развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции — против Д. «всеобщего», подавляющего единичную личность, выступил датский мыслитель С. Кьеркегор. Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в которой Кьеркегор видит отрешённое от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман и т.д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила своё продолжение в современном Экзистенциализме. Вместе с тем в конце 19 в. реализуется и другая философская линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеческих) компонентах культуры, которые выступают как регулятивы Д. и её направленности (баденская школа неокантианства (См. Неокантианство) с её учением о ценностях, Э. Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Ещё одно направление анализа связано с феноменологией Э. Гуссерля, которая отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в новоевропейской культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии жизненного мира). Она попыталась показать, что поиск и определение смысла человеческого бытия требуют преодоления натуралистической установки сознания (воспринимающего человека по аналогии с физическим объектом) и человеческой Д.
         Тенденция отказа от рассмотрения Д. как сущности человека и единственного основания культуры усиливается в западной философии на рубеже 19—20 вв. Это связано не только с утратой социального оптимизма, присущего буржуазной цивилизации, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой некоторыми направлениями немарксистской философии. Происходит осмысление тех зловещих последствий, к которым привёл чистый активизм (защищаемый, в частности, в актуализме итальянского философа Дж. Джентиле), не подчинённый нравственным началам. Понятие Д. замещается другими, более широкими понятиями — жизни, жизненного мира, существования и т.д.
         Принцип Д. как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Например, в культурно-исторической теории Л. С. Выготского (См. Выготский) мышление было рассмотрено как результат интериоризации (См. Интериоризация) практических действий и свойственной им логики. Концепция Д. сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.
         Вместе с тем принцип Д. при его развёртывании в конкретных исследованиях потребовал углублённого анализа механизмов Д. и формирующих её факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на неё. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий), с которой связано развитие буржуазной социологии в 20 в., не ограничивается анализом всеобще-рациональных компонентов целеполагающей Д., но выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т.д. В результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих науках.
         Марксистская философия в своей трактовке Д. преодолела ограниченность узко рационалистического и идеалистического понимания Д. Марксизм исходит из целостного понимания Д. как предметной, как органического единства чувственно-практических и теоретических форм Д. Эта целостность синтезируется в марксистском понятии практики (См. Практика), включающем многообразные формы человеческой активности и ставящем во главу угла Труд как высшую форму Д. Марксистская концепция деятельной сущности человека стала исходной методологической базой для ряда социальных наук. На ней выросли марксова теория стоимости, трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, марксистская педагогика и др.

         Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Какабадзе З. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Трубников Н. Н., О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968; Батищев Г. С., Деятельностная сущность человека, как философский принцип, в кн.: Проблема человека в современной философии, М., 1969; Гайденко П. П., Трагедия эстетизма, М., 1970.

         А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин.


Деятельность — это… Что такое Деятельность?

— динамический процесс взаимодействия индивида с внешним миром (внешняя деятельность) или с самим собой (внутренняя деятельность). Оба аспекта деятельности сосуществуют в диалектическом единстве: в ходе внешней деятельности: индивид изменяет самого себя, а меняясь внутренне сам, он меняет и характер внешней деятельности. В известных афоризмах это звучит так:»Труд создал человека…праздность – мать всех пороков…на грех мастера нет» – достаточно простые, даже банальные вещи, но от этого они не делаются менее поучительными. Важно отметить, что в понятии о деятельности поведение человека не отрывается от внутренней, психологической активности, как это свойственно бихевиоризму: поступкам нормального индивида всегда предшествует определённая, подспудная их подготовка, иначе поведение превращается в разрозненные импульсивные действия пациента с кататоническим возбуждением.


* * *
– общественно-организованный способ реализации, социальной и личностной активности, ведущей к удовлетворению жизненных и творческих потребностей. Основными характеристиками Д. является предметность и субъектность. Специфика предметной детерминации Д. состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе Д.


в своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой Д. Она проявляется в социальной обусловленности Д. человека, ее связи со значениями, фиксированными в закрепленных схемах действия, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях, социальных нормах. Субъектность Д. – это обусловленность прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими Д.

При анализе Д. выделяются четыре плана ее рассмотрения.

1. Генетический (исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д.).

2. Структурно-функциональный (анализ по единицам связи между ними).

3. Динамический (изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.).

4. Субъект Д., ее инициатор, организатор, регулятор ее событий.

В философии в качестве структуры Д. рассматривается цель, средство и результат; в психологии в эту структуру включаются мотивы, а на личностном уровне – притязания, инициатива и ответственность, а также удовлетворенность-неудовлетворенность как субъективное переживание приемлемости – неприемлемости результата; рассматривается соотношение Д. и ее составляющих. Использование категории Д. в качестве объяснительного принципа привело к изменению способа анализа психики в общей психологии (ринцип единства строения внешней и внутренней Д., превращение внешней Д. во внутреннюю (А.Н.Леонтьев), единства сознания и Д. (С.Л.Рубинштейн).

Акмеология рассматривает проблему совершенствования личности как субъекта Д., оптимизации Д. (прежде всего профессиональной), мастерства, творчества. Введение категории Д. позволяет рассматривать ряд ее существенных механизмов – саморегуляции, самоорганизации, регуляторной роли сознания (С.Л.Рубинштейн), а также исследовать специфику совместной и коллективной Д.

Направлением акмеологии, наиболее интенсивно разработанным в настоящее время, является профессиональная Д., ее оптимизация, профессионализм, личность профессионала, освоение новых видов Д. и т. д.


* * *
— система многоаспектных и многоплановых предметных взаимодействий индивида с предметной действительностью, в широком смысле, с окружающим миром, в результате чего и осуществляется производство и воспроизводство субъектом материальных и духовных ценностей. Как общенаучная категория «деятельность» является предметом изучения самых различных отраслей знания. Так, общественные науки ориентированы на исследование общественной сущности деятельности, физиологии — на физиологические механизмы ее осуществления. Понятно, что психология нацелена на анализ собственно психологической стороны деятельностного процесса. В принципе использование понятия «деятельность» в качестве содержательно-базовой категории свойственно именно отечественной психологии, что во многом обусловлено в течение многих десятилетий безраздельным господством в советской науке марксистско-ленинской методологии. Как писал М. Г. Ярошевский, «Маркс взял в качестве исходного пункта, подобно предшествующему материализму, реальный, а не идеальный мир и реального индивида, а не чистое сознание, но взаимодействие между ними было раскрыто принципиально иначе, а именно как предметная деятельность, преобразующая и внешнюю природу, и самого автора деятельности — человека. Таким образом, впервые в теории материалистической мысли было выдвинуто учение о том, что сознание — продукт опосредствованного (а не непосредственного) взаимодействия человека с природой. Опосредствующем же фактором является общественно-историческая практика, процесс производства. Область психического выступала теперь не как совокупность феноменов сознания, а как совокупность человеческих сущностных сил, развиваемых и воплощаемых в предметной деятельности. Преобразующее воздействие предметной, то есть исторической, а не органической деятельности, захватывает не только высший познавательный уровень отношения к миру, но и самые коренные чувственные основы существования индивида». Подобный подход позволил, выдвинув положение о единстве психики и деятельности, преодолеть ограниченность интроспективного и гештальт-психологического подходов, рассматривающих и изучающих психику вне поведенческой активности индивида, а также избежать очевидно упрощенной логики анализа самой поведенческой активности вне психики, что характерно для бихевиористского видения проблемы. Помимо этого, понятие «деятельность», выступая в качестве объяснительного принципа психики, «используется при изучении различных областей психической реальности (психологии познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов) и при построении различных отраслей психологии (общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская, инженерная психология, психология труда и зоопсихология). Использование категории «деятельность» в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в общей психологии (принцип единства сознания и деятельности, принцип единства строения внешней и внутренней деятельности, принцип интериоризации — экстериоризации) и к разработке положений о планомерном формировании умственных действий, о ведущей деятельности как основе периодизации развития психики, о микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности…» (А. В. Петровский). Если говорить о социальной психологии, то в качестве аналогичного по значимости принципа анализа психики следует обозначить принцип деятельностного опосредствования межличностных отношений. Традиционно «при анализе деятельности выделяются три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является социальная совместная деятельность, а механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая освоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в индивидуальную деятельность. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности во внутреннюю деятельность. В основе структурно-функционального рассмотрения строения деятельности лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная деятельность разлагается на «единицы», содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между «единицами» деятельности подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержание психического отражения, уровень отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и вид регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный). При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности: надситуативная активность… определяющая саморазвитие деятельности и возникновение новых форм, и установка, обусловливающая устойчивый характер целенаправленной деятельности в постоянно изменяющейся действительности» (А. В. Петровский). И еще на одном моменте необходимо остановиться. Понятие «деятельность» в современной отечественной социальной психологии используется столь широко во многом еще и потому, что достаточно жестко завязано на понятие «общение», не говоря уже о том, что вопрос о психологически содержательной соотнесенности этих терминов до конца все еще не прояснен. Правда, исходная общепринятая позиция уже существует. На современном этапе разработки проблематики деятельности этот процесс уже не воспринимается как субъект — объектный, а оценивается как субъект — субъект — объектная активность, составной частью которой — «субъект — субъектной» — оказывается общенческий акт. В свою очередь общение в этой парадигме, будучи субъект — объект — субъектным актом, включает субъект — объектный контакт — деятельность — как важнейшую, но все же лишь составляющую.


Понятие «Деятельность» ввел в обиход отечественной психологической науки С. Л. Рубинштейн. Заметим, что в трудах этого ученого, считающегося одним из классиков отечественной психологии, проблема деятельности, тем не менее, рассматривается, прежде всего, с философских позиций. Это связано, в первую очередь, с попыткой С. Л. Рубинштейна преодолеть противоречие между позитивистскими установками и субъективным идеализмом, суть которого в том, что «…содержание знания либо объективно — и тогда оно существует помимо познавательной деятельности субъекта, либо оно есть продукт этой деятельности — и тогда оно только субъективно»1. Пытаясь решить данную задачу, С. Л. Рубинштейн еще в 1922 г. сформулировал принцип единства сознания и деятельности, ставший одним из основополагающих в традиционной советской психологии. Согласно этому принципу, «…субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть: направлением его деятельности можно определять и формировать его самого. … В творчестве созидается и сам творец. Есть только один путь — если есть путь для создания большой личности: большая работа над большим творением. Личность тем значительнее, чем больше ее сфера действия, тот мир, в котором она живет…»2.

В дальнейшем, разрабатывая и детализируя свою теорию, построенную на данном принципе, С. Л. Рубинштейн выделил ряд характерных признаков, определяющих деятельность в его понимании: «…1) это всегда деятельность субъекта (т. е. человека, а не животного и не машины), точнее субъектов, осуществляющих совместную деятельность; 2) деятельность есть взаимодействие субъекта с объектом, т. е. она необходимо является предметной, содержательной; 3) она всегда творческая и 4) самостоятельная»3.

Если попытаться оценить данную трактовку деятельности, то необходимо принять во внимание, что, будучи, по-видимому, вполне убежденным, но отнюдь не ортодоксальным марксистом, С. Л. Рубинштейн, разрабатывая теорию деятельности, пытался преодолеть не только вышеуказанное противоречие между объективным и субъективным идеализмом, но и некоторую «ограничительную жесткость» марксисткой философии и методологии. Именно этим, на наш взгляд, объясняется, как минимум, спорность, прежде всего первого (и основного) из сформулированных им определяющих деятельность признаков.

С точки зрения современных, во всяком случае социально-психологических подходов к проблеме субъектности, последняя ни в коем случае не обусловливается исключительно видовой принадлежностью. Совершенно очевидно (и доказано во многих исследованиях), что в целом ряде случаев как отдельно взятый человек, так и социальные группы являются объектом, а отнюдь не субъектом в контексте социального взаимодействия. Более того, можно привести достаточно часто встречающиеся житейские примеры (женщина бросает домашние дела, гостей и т. п., чтобы накормить или просто погладить мяукающую кошку, планы мужчины на выходной день обусловлены, прежде всего, состоянием и «потребностями» его автомобиля и т. д.), где животные и даже неодушевленные предметы, хотя, разумеется, и не являются субъектами в полном смысле слова, тем не менее фактически выступают в качестве таковых, с точки зрения их воздействия на личность, сознательно или неосознанно отказавшейся от собственной субъектности в соответствующем контексте.

Тем не менее рассмотрение проблемы деятельности через призму всей совокупности выделенных С. Л. Рубинштейном признаков позволяет не только опредметить и конкретизировать данное понятие, но и преодолеть ряд противоречий, в том числе и только что отмеченное. К сожалению, в период господства идеологии, базирующейся исключительно на идеях К. Маркса в их при этом упрощенно жесткой ленинской трактовке, во многих психологических и педагогических работах в абсолют возводился именно первый из сформулированных С. Л. Рубинштейном признаков, в то время как остальные фактически игнорировались. В результате понятие деятельности трактовалось неоправданно расширительно и вместе с тем догматически, что нередко приводило к подмене содержательно полноценных исследований психологической реальности созданием во многом умозрительных концепций откровенно конъюнктурного характера и направленности.

В этой связи нельзя не заметить, что и основополагающий принцип теории деятельности С. Л. Рубинштейна также трактовался излишне догматически. В диалектическом единстве субъекта и деятельности абсолютизировался именно деятельностный компонент при своеобразном его понимании. На этой базе в сочетании с некоторыми идеями Л. С. Выготского были сформированы психологические и педагогические доктрины, по сути дела, игнорирующие потребности личностного развития и искажающие психическую и социально-психологическую реальности. Это отчетливо видно, если проанализировать излюбленный в традиционной советской психологии пример, якобы подтверждающий справедливость тезиса о том, что формирование личности происходит исключительно в рамках специальным образом организованной деятельности.

Этот пример иллюстрирует извечную проблему соотношения генетических и социальных детерминант развития с «диалектической» точки зрения: «У некоторых людей от рождения уже есть сильно выраженные задатки, скажем, музыкального слуха, которые, будучи генетически наследственно закрепленными, вначале существуют до и независимо от деятельности данного новорожденного младенца и потому лишь проявляются в ней, но еще не формируются. Такие задатки — необходимые, существенные, однако совершенно недостаточные условия для формирования на их основе подлинных способностей (музыкальных и т. д.). Главным условием развития последних является именно деятельность (игровая, учебная, трудовая и т. д.), которую осуществляет ребенок, подросток, взрослый в общении с другими людьми, под руководством преподавателей и наставников. В таком смысле человек и его психика не только проявляются, но и, прежде всего, формируются в деятельности»1.

Совершенно очевидно, что данный пример показывает, как в идеале должно протекать абстрактное развитие абстрактной личности с точки зрения жестко трактуемого принципа единства сознания и деятельности. При этом на практике попытки механистической реализации данной схемы (например, по «объективным показаниям» — наличию соответствующих задатков — родители отдают ребенка в музыкальную школу, совершенно не учитывая при этом его субъективные желания) часто приводят отнюдь не к развитию способностей и самореализации индивида (в данном случае в музыкальной сфере), но к прямо противоположному результату — формированию устойчивой идиосинкразии к подобной деятельной сфере.

Вместе с тем, если принцип единства сознания и деятельности реализуется во всей диалектической полноте и содержание деятельности отвечает всем сформулированным С. Л. Рубинштейном критериям, данная схема становится гибкой и реально функциональной. Примером может служить история одного из крупнейших композиторов современности Э. Ллойд-Веббера. Будучи наделенным абсолютным слухом, мальчик в шесть лет написал свое первое музыкальное произведение исключительно для того, чтобы избавиться от не вызывавших у него энтузиазма уроков игры на виолончели, которые давал ему с братом отец — учитель музыки. Легко заметить, что этот деятельностный акт ребенка в полной мере отвечает всем четырем критериям С. Л. Рубинштейна. При этом надо отдать должное и отцу мальчика, который, оценив его попытку, не стал настаивать на продолжении занятий виолончелью (равно как и на систематическом и целенаправленном профессиональном овладении каким-либо другим музыкальным инструментом), одновременно поощряя желание сочинять музыку. В противном случае, весьма вероятно, мир так бы никогда и не услышал ни «Jesus Christ Superstar», ни «Phantom of the Opera», ни знаменитый «Реквием».

В ходе дальнейшей разработки теории деятельности С. Л. Рубинштейн, а затем А. Н. Леонтьев разработали схему анализа деятельности, включающую такие составные компоненты, как мотивы, цели, предмет, структуру и средства.

Наиболее существенным вкладом в развитие теории деятельности именно в социально-психологическом контексте, стала концепция деятельностного опосредования группового развития А. В. Петровского, известная также, как стратометрическая концепция. В рамках данной концепции, групповая структура состоит из трех слоев (страт), «…каждая из которых характеризуется определенным принципом, по которому … строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются, прежде всего, непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности»2. Именно две последние страты, непосредственно «завязанные» на совместную деятельность, являются, с позиций концепции А. В. Петровского, определяющими в плане уровня групповой сплоченности, функциональности, а в конечном итоге и уровня группового развития. Как отмечает Г. М. Андреева, стратометрическая концепция «…позволяет увидеть перспективность применения в социальной психологии принципа деятельности. Гипотеза о том, что группа может выступать субъектом деятельности, приобретает теперь экспериментальное подтверждение. При условии принятия всеми членами группы целей групповой деятельности, наличия у всех членов группы ценностно-ориентационного единства, опосредования всех отношений в группе совместной деятельностью можно в полной мере ставить вопрос о механизмах образования таких атрибутов всякого субъекта деятельности, как групповая потребность, групповой мотив, групповая цель. Таким образом, описание и анализ наиболее развитой формы группы дают ключ к исследованию всех других видов групп»1.

Практический социальный психолог вне зависимости от того, с каким типом групп или организаций он профессионально работает, должен владеть глубокими теоретическими знаниями, в том числе и о структурных и динамических особенностях деятельности, без чего ни спланировать, ни реализовать психологическую поддержку любой реально функционирующей общности, ни спрогнозировать результаты своей работы он попросту будет не в состоянии.


* * *
– целеустремленная активность, в результате которой субъект удовлетворяет свои потребности. Основными характеристиками Д. являются предметность и субъективность. При анализе Д. выделяют три плана ее рассмотрения: генетический, структурно-функциональный и динамический. В генетическом плане исходной формой любой человеческой Д. является социальная совместная Д. В основе структурно-функционального рассмотрения Д. лежит принцип анализа «по единицам» (Л. С. Выготский), при котором та или иная реальность разлагается на «единицы», содержащие в себе все основные свойства, присущие этой реальности как целому. При рассмотрении Д. в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой Д.: надситуативная активность, определяющая саморазвитие Д., и установка, обусловливающая устойчивый характер Д. в постоянно изменяющейся действительности. Д. – одна из центральных категорий конфликтологии, т. к. большинство конфликтов возникает либо непосредственно в процессе Д., либо в связи с ней. Взаимосвязи Д. и конфликтов пока исследованы незначительно.


* * *

форма психической активности субьекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования обьекта. Структурные составляющие д. – цель, мотив, способы, условия, результат. Обычно деятельность разложима на действия.


* * *
взаимодействие человека и окружающего мира, в котором человек сознательно и целенаправленно изменяет мир. Всякая Д. исходит из определенных мотивов и направлена на достижение определенных целей. Отношение «мотив —цель» — это своего рода вектор, задающий ее направленность и интенсивность. В общем смысле мотив — это то, что побуждает человека к Д., а цель— то, чего он стремится достигнуть. Основой мотива является потребность человека, т. е. объективная необходимость его в веществе, энергии информации. Сформированный вектор «мотив — цель» реализуется в Д.; осуществленная Д. (достигнутая цель) создает возможность перевода этого вектора на новый уровень. Цель выступает как регулятор Д., т. е. идеальный, или мысленно представляемый, ее результат. Для оператора — это образ состояния управляемого объекта, в которое его нужно перевести. Образ-цель выступает как предпосылка, определяющая начало Д. Д. реализуется в последовательности действий. Связь между ними возможна только в том случае, если человек имеет план Д. План, так же как и цель, формируется в сознании человека еще до начала Д. Последняя может иметь различные уровни организации, зависящие от того, как она планируется. Неотъемлемыми компонентами процесса планирования Д. являются целеполагание, предвидение, прогнозирование, которые относятся к опережающему отражению объективлого хода событий (см. также Антиципация, Прогнозирование). При выполнении трудовой Д. важная роль принадлежит процессам ее психической регуляции. Она осуществляется на разных уровнях, которые возникают в процессе формирования цели и осуществления Д. Различают три основных уровня регуляции: уровень ощущений и восприятий, уровень представлений, уровень речемыслительных процессов. Соотношение между ними меняется в зависимости от характера решаемой задачи и уровня обученности человека. Важная роль в регуляции Д. принадлежит сигналам обратной связи, несущим информацию о ее результатах. Чтобы преобразовать предмет труда в продукт, человек должен не только представлять себе будущее состояние этого предмета, но и получить текущую информацию о его изменениях в процессе преобразования. Кроме того, в любую Д. входит и принятие решения, которое может относиться как ко всей Д в целом, так и котдельным действиям. Любая Д. включает в себя также творческие процессы. Таким образом, основными составляющими Д. являются: вектор «мотив —цель», образ-цель, восприятие текущей информации и принятие решения, программа (план) действий, предвидение и целеполагание, уровни регуляции, восприятие результатов действия (обратная связь). Перечисленные составляющие образуют единую целостную структуру. Из этого следует, что изучение Д. не должно ограничиваться рассмотрением «входных» и «выходных» характеристик человека. Необходимо учитывать всю совокупность составляющих Д. (Б.Ф.Ломов).

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

Значение слова ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Что такое ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ?

Де́ятельность — (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Человеческую деятельность можно рассматривать с двух сторон:

как особую, свойственную человеку форму активности;

как систему взаимодействий с Миром, реальным и воображаемым.

В ходе деятельности происходит активное взаимодействие с окружающей действительностью, в нем живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности. Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд. С трудом генетически связаны и многие другие виды человеческой деятельности (игра, учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся все сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений. Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей, а управляется мотивационными процессами.

Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл. Лицо занимающееся какой либо деятельностью — Деятель:

Государственный деятель;

Деятель искусства;

Деятель политики;

Военный деятель;

и так далее.

Основная Деятельность — это… Что такое Основная Деятельность?



Основная Деятельность


деятельность, величина добавочной стоимости от которой превышает величину добавочной стоимости от любой другой деятельности, проводимой в пределах данной экономической единицы.

Словарь бизнес-терминов.
Академик.ру.
2001.

  • Основания Возникновения Гражданских Прав И Обязанностей
  • Основная Сумма Облигаций

Смотреть что такое «Основная Деятельность» в других словарях:

  • основная деятельность — [Интент] основная деятельность Деятельность производителя, добавленная стоимость от которой превышает добавленную стоимость от любой другой деятельности, осуществляемой на том же предприятии (в той же компании). [http://slovar lopatnikov.ru/]… …   Справочник технического переводчика

  • Основная деятельность — (Core activity) деятельность производителя, добавленная стоимость от которой превышает добавленную стоимость от любой другой деятельности, осуществляемой на том же предприятии (в той же компании) …   Экономико-математический словарь

  • основная деятельность — pagrindinė veikla statusas Aprobuotas sritis pramonės statistika apibrėžtis Institucinio vieneto ekonominė veikla, sukurianti didžiausią pridėtinės vertės dalį. nuoroda http://unstats.un.org/unsd/sna1993/toctop.asp žr. 2007 07 03. atitikmenys:… …   Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

  • Основная деятельность — (OPERATING ACTIVITIES) Основная, приносящая доход, деятельность компании и другая деятельность, не относящаяся к инвестиционной или финансовой деятельности …   Финансы и биржа: словарь терминов

  • ГОСТ Р 53633.1-2009: Информационная технология. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eТОМ). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Основная деятельность. Управление взаимоотношениями с поставщиками и партнерами — Терминология ГОСТ Р 53633.1 2009: Информационная технология. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eТОМ). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Основная деятельность. Управление… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 53633.2-2009: Информационные технологии. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eТОМ). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Основная деятельность. Управление и эксплуатация ресурсов — Терминология ГОСТ Р 53633.2 2009: Информационные технологии. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eТОМ). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Основная деятельность. Управление и… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ГОСТ Р 53633.3-2009: Информационная технология. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eТОМ). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Основная деятельность. Управление взаимоотношениями с клиентами — Терминология ГОСТ Р 53633.3 2009: Информационная технология. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eТОМ). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Основная деятельность. Управление… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Деятельность Основная — деятельность, дающая основной прирост добавленной стоимости в ряду других видов деятельности, проводимых в данной компании. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ЦЕННЫХ БУМАГ — деятельность по сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг. Основу правового регулирования этой деятельности в РФ составляет ФЗ РФ от 22 апреля 1996 г. № 39 ФЗ О… …   Энциклопедия юриста

  • Деятельность спецбатальона «Восток» — Президент Чечни Рамзан Кадыров обвинил известных в республике братьев Ямадаевых в причастности к ряду преступлений и потребовал привлечь их к ответственности. Это заявление Кадров сделал через день после того, как СМИ сообщили якобы происшедшей в …   Энциклопедия ньюсмейкеров

2.1. Понятие «обеспечение» : Обеспечение информационной безопасности России. Теоретические и методологические основы

Раскрытию содержания данного понятия в научной литературе
еще не уделялось должного внимания. В русском языке оно раскрывается двояко -
как один из видов деятельности и как средство деятельности. Как вид
деятельности оно означает совокупность действий, предпринимаемых для того,
чтобы сделать нечто «вполне возможным, действительным, реально
выполнимым» [102, с. 364], а как средство деятельности — «то, чем
обеспечивают кого-нибудь или что-нибудь» [102, с. 364].

Деятельность как особый способ существования человека,
выделяющий его из животного мира, может быть представлена в виде совокупности
продолжающихся в течение длительного времени действий, направленных на
достижение определенной цели, результата. Основным субъектом деятельности выступает
индивид [21, с. 58], который таким способом удовлетворяет свои потребности в
необходимых условиях существования. Выделяются два основных типа потребностей:
дефициентные, направленные на поддержание самого факта жизни, и бытийные,
возникающие в связи с нуждой в приемлемом качестве жизни, отсутствие которого
вызывает неудовлетворенность. К потребностям первого типа относятся, например,
дыхание, прием пищи, движение, оценка состояния окружающего мира, а к
потребностям второго типа — соответствующие некоторым принятым в обществе
стандартам жилье, образование, доход, социальное положение. Потребности
конкретизируются в интересах, которые характеризуются необходимыми субъекту
предметами и благами. Непосредственной причиной действий выступает мотив, в
рамках которого вырабатываются цели и планы действий [19, с. 116]. Отдельное
действие индивида представляет собой конкретный, ограниченный во времени и
пространстве целенаправленный акт, усилие.

Индивид может осуществлять деятельность по достижению
стоящих перед ним целей один или совместно с другими индивидами. Если он
действует один, у него имеется все необходимое для осуществления задуманного, и
ничего, что сделало бы достижение цели «вполне возможным, действительным,
реально выполнимым» не требуется, то вопрос об обеспечении такой
деятельности не возникает. Значительно чаще достижение поставленной индивидом
цели требует привлечения других индивидов и определенных материальных средств.
При этом деятельность привлекаемых индивидов направлена на достижение цели,
которая ими не ставилась и к удовлетворению их потребностей и интересов прямого
отношения, вообще говоря, не имеет. Это составляет существо обеспечения как
вида деятельности. Например, деятельность по получению удостоверения депутата
Государственной Думы предполагает не только собственно подачу необходимых
документов в избирательную комиссию, но и осуществление агитационной работы,
мониторинга социально-политической ситуации, подготовку и грамотное
использование необходимых финансовых и материальных средств, «борьбу»
с другими кандидатами за голоса избирателей, т. е. осуществление всего того,
что может сделать цель стать депутатом «вполне возможной,
действительной», реально достижимой.

Социальной основой обеспечения является власть, возникающая,
по мнению А. Г. Эфендиева, как средство социального обмена (вознаграждения),
как уступка: получатель жизненно важной и дефицитной услуги (или надеющийся
получить такую услугу) обрекает себя на повиновение, т. е. на то, что его
деятельность будут контролировать, координировать, программировать и
преобразовывать [19, с. 207].

Важным аспектом содержания понятия «обеспечение»
является его применимость к деятельности социальной общности и государства.
Несмотря на то, что основным субъектом деятельности выступает отдельный
индивид, на наш взгляд, трудно отрицать, что его потребности и интересы
обусловлены определенными социальными условиями существования, а также теми
людьми, с которыми он взаимодействует. В процессе этого взаимодействия
возникают общие потребности, интересы и мотивы деятельности группы людей,
объединенных определенными отношениями, которые могут рассматриваться в
качестве потребностей, интересов и мотивов действий этой группы. Физически
носителями этих потребностей выступают отдельные индивиды, но свобода их
деятельности существенно ограничена отношениями внутри группы, установленными в
ней правилами поведения. В этой деятельности они проявляются как единый субъект
с совпадающими потребностями, интересами и мотивами. Примером может служить,
хорошо сыгранная спортивная команда или организованная преступная группа.
Деятельность групп людей по достижению конкретной цели или удовлетворению
потребности также может потребовать соответствующего обеспечения. Так, оркестр,
зарабатывающий на жизнь путем осуществления концертной деятельности, нуждается
в том, чтобы кто-нибудь позаботился о заказе и своевременном предоставлении
транспортных средств, бронировании гостиниц, продавал билеты на концерты,
договаривался с администрацией концертных залов и т. д. Все это, вообще говоря,
не имеет прямого отношения к творческой деятельности, которой занимаются
дирижер и музыканты, но без этой вспомогательной деятельности оркестр был бы
вынужден давать концерты на улице и соответственно существенно меньше
зарабатывал.

Аналогичным образом можно рассматривать деятельность той или
иной социальной общности, представляющей собой самодостаточную группу людей,
способную собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые
условия совместного существования. В той мере, в которой каждый индивид
испытывает потребность в существовании, развитии и процветании данной общности
и участвует в реализации возникающих в связи с этим интересов, можно полагать,
что эта общность обладает потребностями и интересами. Примером обеспечения деятельности
социальной общности могут служить известные из истории отношения между
метрополией и колониями.

Особой разновидностью субъектов является государство,
представляющее собой центральный институт политической системы общества. Его
деятельность направлена на управление делами общества, и обусловливается
потребностями и интересами людей, возглавляющих государство и имеющих
возможность применять власть в целях удовлетворения этих потребностей и
интересов. Обеспечение деятельности государства заключается в обеспечении
деятельности людей, возглавляющих органы государственной власти, и возлагается
на аппарат этих органов.

Обеспечение как средство деятельности, т. е. «то, чем
обеспечивают кого-нибудь или что-нибудь», представляет собой совокупность
материальных и духовных объектов, финансовых, правовых и организационных
средств, которые повышают эффективность деятельности по достижению целей. Его
конкретное содержание определяется предметной сферой обеспечения как вида
деятельности. Так, для обеспечения концертной деятельности оркестра необходимы
транспортные средства, средства связи, гостиницы, концертные залы и т. д.

Таким образом, обеспечение представляет собой совокупность
деятельности по обеспечению, средств обеспечения и субъектов обеспечения.

Деятельность по обеспечению заключается в оказании помощи
субъектам в достижении поставленных ими целей.

Средства обеспечения образуются совокупностью материальных,
духовных, финансовых, правовых, организационных и технических средств,
необходимых для осуществления деятельности по обеспечению.

Субъектами обеспечения являются индивиды, организации и
органы государства, осуществляющие деятельность по обеспечению.

Структура понятия «обеспечение» представлена на
рис. 2.1.



Обеспечение

Деятельность по обеспечению — оказание помощи субъектам в
достижении поставленных ими целей

Средства обеспечения — совокупность материальных,
духовных, финансовых, правовых, организационных и технических средств
осуществления деятельности по обеспечению

Субъекты обеспечения — индивиды, организации, органы
государства, осуществляющие деятельность по обеспечению

Рис. 2.1. Структура понятия «обеспечение»

К числу важных принципов «обеспечения» относятся
комплексность и системность. Комплексность проявляется как свойство
«обеспечения» учитывать все условия и факторы, оказывающие
существенное влияние на процесс достижения цели: объективных и субъективных,
правовых и организационных. Системность проявляется как свойство согласованного
использования для достижения цели всех имеющихся сил и средств.

Цель может заключаться в поддержании устойчивого развития
общества, в достижении и сохранении высокого уровня благосостояния его членов.
Тогда обеспечение достижения этой цели представляет собой соответствующее
управление процессами общественного развития, если под ним понимать
«командный механизм общественной системы» [83, с. 232-233]. Это
обеспечение включает ряд функций государства, к числу наиболее важных из
которых относят экономическую, социальную, развитие научно-технического прогресса,
культуры и искусства, охраны правопорядка и укрепления законности,
экологическую, поддержание взаимовыгодной международной торговли и мира,
укрепление обороноспособности [128, с. 29-36].

Цель может заключаться в исполнении государственного
бюджета, принятого законодательной властью. Обеспечение достижения этой цели
соответственно заключается в осуществлении органами исполнительной власти таких
мероприятий, которые будут способствовать достижению основных параметров
бюджета. Эта деятельность отнесена Конституцией Российской Федерации к одной из
самых важных функций Правительства [Конституция Российской Федерации. 1993. Ст.
114 а).].

Цель может заключаться в автоматизации решения на
предприятии некоторой задачи управления производством. Тогда ее обеспечение
будет включать создание необходимой технической основы (техническое
обеспечение), программ (программное обеспечение), систематизированных наборов
данных (информационное обеспечение), языковых средств взаимодействия
пользователя с техническими и программными средствами (лингвистическое
обеспечение), набора нормативных документов, определяющих порядок
взаимодействия с системой и поддержания ее работоспособности (нормативное
обеспечение) [1].

Если в качестве предмета обеспечения выступает выполнение
некоторым должностным лицом (в том числе государственным) возложенных на него
обязанностей, то обеспечение будет заключаться в определении структуры
необходимого аппарата, его кадровом наполнении, осуществлении определенной
организационной, хозяйственной, информационно-аналитической и другой
необходимой деятельности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *