Site Loader

Оратор сообщение: Великие ораторы мира: прошлого и настоящего – Истоки ораторского искусства — труды древних философов

Содержание

Оратор - это... Что такое Оратор?


Ора́тор (лат. orare — «просить», orator - букв. 'проситель') — тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия или владеющий ораторским искусством. В некоторых случаях глава Охлократии.

История

Программная речь В.И. Ленина «Что такое Советская власть?», 1919 г.

Значительная роль публичного оратора возможна обычно лишь в демократическом обществе, где возможности умелого оратора соизмеримы, а часто и превосходят, с возможностями воинов, политиков, бизнесменов. Известны случаи захвата власти благодаря лишь красноречию.

Хотя красноречие играло очень большую роль в истории многих культур (например пророки в Древней Иудее), оно стало профессией только в демократических государствах Древней Греции, поскольку там впервые появилась публичная политика и публичный суд. Тогда же появилась и специальная наука об ораторском искусстве — риторика, и профессия учителя ораторского искусства — ритора. Пока древнегреческие государства оставались демократическими, ораторы оставались главными деятелями политической сцены. Ту же роль играли и политические ораторы в республиканский период Древнего Рима. В эллинистических государствах и Римской империи оратор перестал быть политической фигурой, хотя продолжали существовать судебные ораторы, работали риторские школы.


Однако с появлением христианства — проповедующей религии — ситуация меняется. И для поздней античности, и для Средних веков, и для раннего Нового времени религиозный проповедник — фигура, по влиятельности сопоставимая с королём или князем церкви. Хрестоматийный пример — проповедь Петра д’Альби, приведшая к организации первого крестового похода.

В эпоху Возрождения опять, как и в поздней античности, возрастает значение эстетической составляющей ораторского искусства. Типичная фигура эпохи — придворный оратор, сочининитель панегириков (как разновидность придворного литератора).

В эпоху Реформации и Контрреформации опять приобретают вес проповедники[источник не указан 402 дня].

В Новое время, с переходом к демократическому типу государственного устройства, опять главным типом политика становится политический оратор, главным типом юриста — судебный оратор.

Лишь вторая половина XX века, с её ориентацией на визуальную культуру, теснит оратора из политической сферы.

Профессиональная специализация ораторов

Знаменитые ораторы

Цицерон

Греческие ораторы

Римские ораторы

Средневековые ораторы

Ораторы XVIII века

Ораторы XIX века

Ссылки

См. также

Самые известные древнегреческие ораторы


Слово – это великий властелин, который обладает совершенно незаметным телом, но способен творить чудеснейшие дела. С помощью правильно подобранного слова можно избавить человека от страха или нагнать печаль. Кроме того, подобное средство выражения помогает донести важную информацию до большинства людей. Этим пользовались различные умы древнего мира, которые назывались ораторами. В нашей статье мы поговорим о наиболее известных древнегреческих ораторах и их трудах, которые дошли до наших времен.

Кто такой оратор?

Прежде чем приступить к ознакомлению с основным материалом, давайте для начала разберемся с тем, кто такой оратор и чем он занимается. Если обратиться к словарю современного русского языка, то можно найти несколько определений данному термину, каждый из которых несет определенную долю истины. К примеру, ораторами сегодня называют людей, которые на профессиональном уровне изучают искусство красноречия.


Также многие современные писателями используют данный термин в своих произведениях, представляя читателю персонажей, которые обладают определенным даром речи. Если говорить вкратце, то оратор – это лицо, произносящее определенную речь. В следующих разделах вы найдете имена древнегреческих ораторов и их труды, которыми пользуется и современное поколение.

Сократ и Платон

Пожалуй, два самых известных оратора Древней Греции, труды и высказывания которых можно найти и сегодня. По мнению Платона, который считал себя больше ученым, нежели оратором, искусство красноречия основано на знаниях истины, а не на правильном построении предложений и использовании фразеологизмов. Лишь в том случае, если человек будет всесторонне развиваться, он сможет познать природу людских душ и начнет доносить до них слово.

Скульптура сократа.

Что касается Сократа, то наиболее известным произведением ученого считается диалог под названием "Федр", в котором известный философ рассуждал о смысле жизни с юношей по имени Федор. Автор придерживался теории о том, что прежде чем начать доносить до собеседника свое мнение, необходимо детального его изучить, как какой-нибудь предмет. После этого можно будет найти правильные рычаги, нажав на которые, вы будете внушать собеседнику доверие и уважение.

Риторика Аристотеля

Одним из самых известных древнегреческих ораторов является Аристотель. Его великие достижения были возведены в энциклопедии Античности, датированной 384 годом до нашей эры. Подобное произведение состоит из трех книг:

Портрет Аристотеля.

  1. В первой говорится и риторике, как одной из самых востребованных наук. Также в ней освещается три вида речей: судебная, эпидейктическая и совещательная и их предназначение.
  2. Вторая книга рассказывает о человеческих нравах и страстях, которые можно использовать в качестве доказательства собеседнику. То есть оратор должен воздействовать на человеческие эмоции, выражая чувства речью.
  3. Третья книга посвящена различными проблемам стилистики в построении речи. В ней говорится о способах выражения своих мыслей и правильном построении предложений.

Также стоит отметить, что риторика Аристотеля затрагивает отнюдь не только ораторское искусство. В ней также можно найти способы воздействия и манипуляции человеком с помощью речи, доказательств и заключений.


Горгий

Статуя Горгия.

В список древнегреческих ораторов также входит Горгий из Леонтины, внесший неоценимый вклад в развитие ораторского искусства и получивший признание среди многих людей в 485 году до нашей эры. Интересным фактом является то, что Горгий считается одним из первых ораторов, который обучил юношей из богатых семей логически мыслить и красиво говорить. "Специалист по мудрости" уделял главное внимание вопросом стиля.

Именно он ввел в речь такое понятие, как оксюморон – сочетание понятий, противоположных по смыслу. Современники Горгия называют себя софистами и продолжают развивать искусство красноречия, основанное на учениях оратора, и по сей день. К сожалению, каких-либо документов или записей Горгия на сегодняшний день не сохранилось, поэтому остается лишь придерживаться различных теорий и гипотез, по поводу того, какие именно науки изучал древний оратор.

Демосфен

Известный оратор Демосфен.

Древнегреческий оратор, а по совместительству учитель красноречия, который несколько лет обучался у Сократа и Платона. Речи Демосфена также называют "зеркалами характера", поскольку оратор был способен практически безошибочно распознать то, что таится в душе собеседника и подобрать нужные слова, которые бы он хотел услышать. Сам Демосфен не считал себя ритором и не любил украшать свои слова придуманными выражениями, которые бы не мог воспринять обычный человек.

Люди любили оратора за достаточно простые доводы и примеры, которые были пропитаны мудростью и благородством. Также довольно интересным фактом является то, что Демосфен обладал достаточно слабым голосом и коротким дыханием, поэтому на его лекциях всегда была полная тишина, дабы ученики могли услышать преподавателя. Кстати, возможно, в сканвордах вы находили вопрос: "Древнегреческий оратор, который заикался – 8 букв?" Если да, то ответом был именно Демосфен.

Перикл

Перикл с забралом.

Выступление древнегреческого оратора – это настоящее представление, в котором показывается мудрость и просвещенность одного человека. Однако подобное зрелище становится значительно интереснее, если оратор является по совместительству еще и политическим деятелем. Такой личностью был Перикл. Постоянное общение с разными людьми не могло не отразиться на характере и знаниях мастера красноречия.



С именем Перикла связан расцвет Афинской демократии, поэтому можно без зазрения совести утверждать, что именно этот человек внес неоценимый вклад в развитие того мира, который мы знаем сегодня. Благодаря Периклу и его ученикам, Древняя Греция в свое время достигла небывалого экономического прорыва и культурного развития. Именно этот оратор приказал начать строительство знаменитых построек: Пропилеи, Парфенон и так далее.

Фемистокл

Портрет Фемистокла.

Многие считают, что к древнегреческим ораторам не относится Фемистокл, поскольку он являлся полководцем и государственным деятелем, однако подобные доводы имеют малый вес. Еще в раннем детстве начинающий оратор, по отзывам сверстников, имел склонность к участию в общественной деятельности. Даже в часы досуга он с удовольствием занимался различными учебными занятиями и совершенствовался во всем.

Поэтому его учителя постоянно говорили, что из мальчика никогда не выйдет ничего посредственного, а нечто великое. Однако юноша никогда не рассчитывал на свои природные дарования и совершенствовал свои навыки. Со временем Фемистокл стал великим и прославленным оратором, который, помимо красноречия, также исследовал различные области науки, например философию. Большинство его трудов были утеряны, поскольку Фемистокл занимал руководящие должности в 493 году до нашей эры.

Исей

В десятку самых известных древнегреческих ораторов входит Исей из Халкиды, который практически всю жизнь занимался совершенствованием искусства красноречия. Также данная личность является автором нескольких судьбоносных речей, которые были написаны специально на заказ для судебных разбирательств. Сегодня по этим самым речам снимают художественные фильмы, а актеры строят на них свою известность.

Исей являлся наставником Демосфена, а сам учился у известного оратора Исократа. На сегодняшний день можно найти 11 судебных речей, которые пользуются огромной популярностью, поскольку в них изложено все весьма доступным языком. Исея считают намного мудрее своего наставника, однако так ли это на самом деле – судить не нам. Как бы то ни было, его речи стали источником вдохновения для многих людей, которые сейчас обрели популярность.


Исократ

Известный афинский оратор, который пользовался огромной популярностью в Древней Греции благодаря своим известным судебным и политическим речам. Происходил Исократ из зажиточной семьи, поэтому проблем с обучением молодого дарования у родителей никогда не возникало. В раннем детстве мальчик интересовался логикой, философией, правом и красноречием. Все эти науки очень сильно пригодились ему в жизни, поскольку уже в юношеском возрасте Исократ отрабатывал свои знания на публике.

Красивая скульптура Исократа.

Оратор всегда был уверен в том, что изложение выступления должно быть максимально убедительным. Для этого он использовал самые различные аргументы и веские доводы, в пользу собственного мнения. Как мастер красноречия, Исократ до сих пор считается одним из самых авторитетных личностей в истории этого мира. О популярности данной личности говорит огромное количество отрывков из его речей, которые можно без особой трудности найти на просторах интернета.

Сократ

Великий древнегреческий философ, который также стал родоначальником диалектики. Во втором разделе нашей статьи мы уже упоминали о нем, однако столь авторитетная личность заслуживает отдельного внимания, а не сравнения с другими известными ораторами. Сократ излагал свои учения преимущественно среди своих учеников, которыми являлись Платон и Ксенофонт. Больше всего он любил философию, однако ораторское искусство давалось ему с поразительной легкостью. Уже к двадцати годам он обрел такую мудрость, которой могли бы позавидовать многие старцы. Для всех последующих эпох данная личность стала воплощением идеала человека.

Свои методы обучения оратор сравнивал с "искусством старой бабки". То есть он задавал ученикам ряд вопросов, к которым предполагалось критическое отношение со стороны учителя. После ответов он задавал еще несколько дополнительных вопросов и так до тех пор, пока ученик не входил в безвыходное положение. Таким образом Платон научился отвечать на самые сложные вопросы, а Сократ получил свою известность. Также стоит отметить, что данный оратор не записывал свои мысли, а предпочитал держать все в уме, поэтому на сегодняшний день можно найти относительно немного информации по поводу деятельности этого мудреца.


Видеоролик и заключение

Надеемся, наша статья помогла вам разобраться в том, что такое ораторское искусство, а также каких древних ученых можно причислить к титулу мастера красноречия. Если у вас до сих пор остались какие-то вопросы по данному поводу или вы просто хотите узнать больше интересной информации об ораторстве, то настоятельно рекомендуем к просмотру небольшой видеоролик, который представляет собой вырезку из телепередачи. В нем вы найдете много нового и интересного, а также научитесь немного лучше убеждать других людей.

Красивая скульптура Исократа.

Как видите, в Древней Греции существовало довольно много интересных личностей, которые являлись настоящими мастерами ораторства. Труды многих из них дошли и до наших дней, однако все-таки это лишь малая часть тех знаний, которые бы могли нам передать философы и ученые. Хотя если вы нашли эту статью в интернете и прочитали ее до конца, то вас уже следует похвалить, поскольку далеко не многие люди интересуются мудростью древнего мира, хотя именно в ней довольно часто находится истина и ответы на многие вопросы.

Оратор. Кто такой оратор. - Школа Ораторского Мастерства


Оратор

Кто такой оратор? Чем он отличается от выступающего?

Кто такой оратор? Можно ли оратором назвать любого выступающего?

– Нет.

Кто оратором является, а кто нет?

Пример. Представьте, преподаватель читает лекцию студентам. Его слушает несколько человек с первого ряда, еще часть студентов делают вид, что конспектируют, остальные — занимаются кто чем хочет. Не придуманная ситуация? Такое ведь бывает, и часто.

Почему этого преподавателя мы не назовем оратором?

Потому что, если бы он был оратором – его бы слушали все!

Оратор видел бы всех, включая тех, кто делает вид, что конспектирует, но занимается другими делами.

Оратор привлек бы внимание к себе.

А чем отличается оратор от выступающего?

Оратор – это не только жесты, голос, взгляд…

Тем же, чем мастер отличается от дилетанта.

Каждый из нас готовил на кухне, но не каждого мы называем поваром или кондитером.

Выступающий может знать все об ораторском искусстве, но это не сделает его оратором, как не сделает кулинаром того, кто прочитал кулинарную книгу.

Кондитером мы назовем того человека, который умеет делать вкусные торты.

А не того, кто надел фартук и поварской колпак.

Оратором мы назовем человека, умеющего делать такую речь, которой публика будет наслаждаться. Приятную и для слуха, и для глаз, и для ума.

Что нужно сделать, чтобы стать оратором?

Нужно обучиться риторике. Освоить ораторское искусство.

Так же?

И научиться выступать.

Оратор

  • Выступает Мартин Лютер Кинг. Речь, произнесенная оратором 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу.

 

Какой он, оратор?

Оратор всех видит. Всех, даже если в зале очень много человек.

Настоящий оратор всех чувствует. Кто как относится к речи: кому речь нравится, кому не очень, кому совсем не нравится.

Оратор привлекает внимание. К себе. К теме выступления. Усиливает и ослабляет это внимание.

Также, оратор следит за восприятием речи. Замедляет ее или убыстряет.

Оратор говорит ясно и понятно. И слушатели не только понимают эту речь, но и запоминают, в виде слов или образов.

С оратором не скучно. Никто не замечает, как проходит время.

Смотреть на оратора – удовольствие. Потому что сам оратор получает от выступления удовольствие.

 Как же стать оратором?

Есть такая наука, которая называется риторикой. Но, как и любая наука, риторика – скучна. По книге ее выучить сложно.

Как цветы и ботаника.

Ботаника – тоже сухая и скучная наука. А выращивание цветов – увлекательнейшее занятие. Юные цветоводы выращивают цветы без ботаники, но если появляются проблемы – тут же обращаются к науке. И только тогда ботаника становится интересной и полезной.

Выступать можно тоже без риторики. Юные ораторы так и делают. Когда речи лёгкие, а слушатели благодарные – выступать легко даже без особых знаний. Риторика пригождается позже, когда темы выступлений скучные, слушатели нетерпеливые, ответственность большая, права на ошибку нет.

Вот тогда помогает риторика. Ведь такие же самые проблемы изучались ораторами две-три тысячи лет назад. Со времен Цицерона и Демосфена ничего в риторике существенно не изменилось.

Слушатели остались теми же. Немножко умнее и немножко нетерпеливее. Но такими же. Они хотят наслаждения для ума, для слуха и для глаз, как утверждал Цицерон.

Ораторскому искусству учатся

Оратор обладает многими навыками.

Математик оперирует цифрами, танцор владеет движениями, художник представляет образы и переносит их на холст…

А оратор?

Оратор представляет свою речь, как она будет произнесена. Он ощупывает каждое слово, прежде чем его произнести.

Конечно же, не сразу оратор этим овладевает. Юные ораторы говорят все подряд, не особо задумываясь над словами. Этот навык приходит с опытом. От необходимости говорить так, чтобы слушали.

Оратор не только видит каждого человека, но и чувствует его в этот момент. Этот навык тоже приходит с опытом. Но, жаль, не всем. Без этого чувства сложно управлять аудиторией.

Оратор имеет в своей памяти много рассказанных шуток, притч, историй. И в нужное время они сами приходят на ум, помогая развеселить аудиторию. Это тоже результат практики. Нужно не только читать притчи и анекдоты, но и часто их рассказывать, чтобы они запоминались в состоянии выступления.

Оратор владеет жестами и всеми движениями тела. Как ими владеет танцор. Как ими владеет акробат. Сначала движения изучаются, отрабатываются, доводятся до автоматизма, естественности. Во время выступления он уже не думает о своих движениях, и нисколько не сомневается в том, как он выглядит со стороны.

Оратор не выступает – он разговаривает с людьми.

Как с лучшими друзьями. Это диалог, даже если в зале тишина. Спипер видит отклик каждого своего слова в глазах, улыбках, кивках… Впрочем, есть и другие невидимые глазу нити, связывающие каждого зрителя с оратором.

Как этому научиться?

Юный оратор осваивает жесты

Этому можно научиться только на практике. Выступать, выступать, и еще раз выступать!

И чем раньше начать обучаться – тем лучше!

Совершать ошибки (полезно, в исследовательских целях), натыкаться на проблемы. Искать ответы в мудрых книжках или спрашивать у опытных ораторов. И снова – выступать!

Оратору полезно овладеть очень многими навыками.

Некоторые из них явно спикерские: слова, интонации, жесты и другие… Некоторые навыки берут корни из других наук. Оратору полезно знать философию и психологию. Актерское мастерство тоже не помешает. Эрудиция тоже будет большим плюсом.

А как же оратор без здорового и красивого тела? Спорт просто необходим оратору.

Так можно перечислять многие науки, которые будут полезны оратору. И чем больше навыков у оратора – тем лучше он будет выступать.

Но если юный оратор еще не знает все-все и не овладел всеми навыками?

Так появляется стиль оратора. Кто-то основывается на красивых словах, кто-то на красивых жестах. Кто-то выступает только с подготовленными и отрепетированными речами, а кто-то научится думать над словами во время речи, и поэтому может позволить себе полный экспромт.

Но критерием выступления оратора, все же, будут не эти навыки, а реакция людей на речь. Можно уметь не так уж и много, но произвести впечатление на публику. Воспользоваться минимумом навыков, но получить максимальный результат.

Аудитория платит оратору эмоциями, вопросами  и аплодисментами. Не замечается время, проведенное вместе с хорошим оратором.

Со стороны кажется, что выступать очень легко. Так оно и есть.

Хорошему оратору выступать легко.

Так же, как хороший художник рисует портрет. Как хороший музыкант играет на инструментах.

Пришла знакомая, села за мой синтезатор сыграла «Лунную сонату». Легко и непринужденно. Казалось бы, что может быть проще? Пальцы скользят по клавишам. После нее попытался я. Почему-то не получилось. Никак. При том, что я знаю ноты и умею играть.
Но ведь просто уметь – мало для мастерства.

Многие люди выступали на сцене. Но не каждого из них мы назовем оратором.

В завершении статьи напишу, что мы обучаем ораторов, как на живых тренингах (это лучший вид обучения), так и онлайн (индивидуально по Скайпу). Если вы имеете возможность приехать на тренинг – обучим ораторскому искусству. Если такой возможности нет – записывайтесь на онлайн обучение:

Если не хотите обучаться – читайте дальше. На этом сайте есть много полезной информации, как для начинающих ораторов, так и для опытных спикеров. Читайте следующую страницу книги или выбирайте интересные страницы по оглавлению книги.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать следующую страницу →

↑ Оглавление книги 

/ Оратор / Кто такой оратор / Статья /

По следам Демосфена к вершине ораторского мастерства- Biecom


У Демосфена был большой физический недостаток. Он косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам. От оратора требовалось содержание речи, определенная мимика, различные приемы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Для того, чтобы добиться успеха Демосфену — оратору пришлось приложить огромные усилия. Его настойчивость, целеустремленность и энергия победили в нем все эти недостатки. Все это можно взять на вооружение любому желающему — научиться красиво и правильно говорить. Простые физические упражнения и работа над голосом дают восхитительный результат. Что делал Демосфен? Он учился ясно произносить слова, набирая в рот камешки; произносил громко речи на берегу моря, преодолевая шум волн. Всходил на крутизну и читал стихи во весь голос, длинными фразами. Упражнялся перед зеркалом в мимике. Чтобы избавиться от подергивания плечом при разговоре, он повесил меч, направленный острием на плечо, который каждый раз его больно колол, когда плечо подергивалось. Изучая образцы красноречия, он не выходил из комнаты, обрив на лысо половину головы, дабы не было соблазна.

Первое его выступление сложилось неудачно. Он был осмеян, но не утратил желания работать дальше над собой: брал актерские уроки. Имея страстное желание — стать великим мастером в ораторском искусстве, —  благодаря непрерывному и упорному труду – он избавился от всех своих недостатков. Он мечтал стать дипломатом и стал им. Демосфен был великим патриотом. Он видел изъяны афинской демократии, боролся против злоупотреблений: подкупа полководцев и ораторов, взяточничества, предрассудков, стремился объединить греков в борьбе с врагом. Его пламенным оружием было слово.

          Речи Демосфена как политического оратора были рассчитаны на большое скопление народа и длились 2 — 3 часа. Они представляют собой как законченное литературное произведение. Читая их, знакомишься с бытом, нравами, характерами людей того времени, политической и общественной жизнью Греции и Афин. Переживая за Афинскую свободу, следя за военными действиями Филиппа Македонского, Демосфен выступает перед народом Афин со своими знаменитыми «филиппиками» и «олинфскими» речами. В острой борьбе со сторонниками Филиппа, Демосфен побеждает. Заслуга Демосфена на этот раз была высока. Победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Македонии. Войско, собранное по настоянию Демосфена во главе с Фокианом изгнало из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом, и сам Филипп вскоре снял осаду Коринфа. Демосфен был увенчан золотым венцом. Филипп через некоторое время продолжил военные действия. Он проник в самое сердце Греции. Народ в Афинах впал в отчаяние. 

Демосфен — Википедия


Демосфе́н (др.-греч. Δημοσθένης, Dēmosthénēs; 384 г. до н. э., Афины — 322 г. до н. э.) — оратор Древнего мира.

Демосфен родился в 384 году до н. э.[1] Его отец, которого также звали Демосфен, был зажиточным оружейником, жившим поблизости от Афин[2]. Отец принадлежал к местному племени пандионис и жил в деме Паяния[en][3]. Его главный конкурент Эсхин утверждал, что мать Демосфена происходила из племени скифов[4], что оспаривается некоторыми современными учёными.

В возрасте 7 лет Демосфен осиротел, и хотя отец позаботился о его благосостоянии, законные опекуны растратили его наследство. Достигнув совершеннолетия в 366 году до н. э., Демосфен потребовал от опекунов отчета, а когда выяснилось, что от состояния мало что осталось, через суд потребовал возмещения ущерба. На многолетнем процессе он сам выступал в качестве оратора. Суды установили убытки Демосфена в десять талантов[5], но в результате в 361 году до н. э. добился возвращения лишь малой доли оставленного ему отцом наследства[6]. Однако его ораторское искусство было замечено.

Главным учителем его в красноречии был Исей[7], по некоторым известиям, Демосфен был также ревностным учеником Платона.[источник не указан 980 дней]. Диоген Лаэртский считает, что Демосфен обучался у Евбулида в то время, когда преодолевал свои недостатки как оратора (Diog. L. II 108)[8].

С юных лет Демосфен, мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Демосфен был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил все эти недостатки[9].

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом[10], причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободрённый актёром Сатиром, Демосфен продолжал работать над собой.

По словам Псевдо-Плутарха, Демосфен был один раз женат. Единственная информация о его жене, имя которой неизвестно, — это то, что она была дочерью известного гражданина Гелиодора[11]. Согласно резкому замечанию Эсхина, у Демосфена также была дочь, «единственная, кто когда-либо называл его отцом»[12]. Его дочь умерла молодой и незамужней за несколько дней до смерти Филиппа II[12].

Политическая деятельность Демосфена началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Демосфен выступил со своими знаменитыми филиппиками[13] и олинфскими[14] речами. В 352 г. до н. э. он в первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Демосфен не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Демосфен произнёс речь «О мире» и советовал уступить перевесу силы, в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Демосфен вошёл в число послов, отправленных, чтобы заключить с Филиппом мирный договор, названный впоследствии Филократовым миром.

Вскоре Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путём в Пелопоннес. Тогда Демосфен, с другими послами из Афин, отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Демосфен напрасно восстановляет против него всю Грецию, Демосфен, благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению, снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Демосфена должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрёл сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Демосфена. С ним и его партией снова пришлось считаться Демосфену, когда Филипп завоевал Эвбею, всё более угрожая свободе Афин.

И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион, во главе войска, собранного по настоянию Демосфена, изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом. Вскоре Филипп принуждён был также снять осаду Коринфа. Демосфен был увенчан золотым венцом, на празднике больших Дионисий; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Третья Священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею. Народ в Афинах пришёл в отчаяние, узнав об этом. Один Демосфен не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии, между Афинами и Фивами состоялся договор, повлёкший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Демосфена возложили венок; но радость эта была последней и короткой.

Битва при Херонее, в 338 году до н. э., положила конец свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав тела убитых и пр.; но Демосфен не переставал предостерегать доверчивых афинян. Он приобрёл этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Демосфен был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Демосфена, после речи его «О венце». Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника.

Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Демосфен убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Демосфена. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Демосфена, но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был впутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея её, бежал в Эгину и Трезену.

Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Демосфена. Он вернулся из изгнания, афиняне с торжеством встретили его и стали слушать его, вооружаясь к борьбе, воодушевляемые подвигами Леосфена, запершего и осадившего Антипатра в Ламии. Однако, вскоре была проиграна битва при Кранноне, а когда Антипатр, победитель восставших городов, двинулся на Афины, Демосфен бежал на Калаврию.

Народ Афин по предложению Демада вынес Демосфену и его сторонникам смертный приговор. За ними Антипатр выслал «охотников на людей» под предводительством Архия.

Здесь Демосфен, окружённый людьми Архия, принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322 г. до н. э.). Плутарх хвалит Демосфена, что он, хотя и пытался вымолить себе жизнь, но вовремя раздобыл и применил ядовитое зелье, спасся под защитой высшего алтаря, вырвавшись из рук наёмников и посмеявшись над жестокостью Антипатра.

Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма. На цоколе статуи была вырезана надпись

Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум
Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей

Одной из достопримечательностей Канцы является мраморный лев; о нём говорят, что он был частью гробницы Демосфена и относится к IV веку до нашей эры.

Речи Демосфена называют «зеркалом характера», подчеркивая их непосредственную связь с воззрениями автора, в противовес софистике, понятой в духе её критики Платоном, как известного безразличия к содержанию высказывания и примата формы[15]. Риторическая практика Демосфена довольно близка к теоретической риторике, разработанной его современником Аристотелем[16]. В частности, пониманием риторики как практической логики, что создает акцент на последовательности, связности, точности умозаключений, как следствие превалирование аrgumentum ad rem и ad veritatem, над ad hominem и ad pathos и отстраняет на второй план декоративные элементы речи[17]. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьёзен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, её чести, её славе и её прошлому. Обличительные речи Демосфена были едкими и желчными, за что, по сообщению Плутарха, современники прозвали оратора аргом (др.-греч. ἀργῆς, «змея»). Число речей Демосфена, известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Демосфену сомнительна.

Греческие авторы приписывали Демосфену авторство фразеологизма «спорить о тени осла», историю об этом споре он рассказал на одном из своих судебных процессов. Учеником Демосфена был Киней — выдающийся оратор и дипломат, служивший Пирру[18].

  1. Weil, Henri. Biography of Demosthenes in "Demosthenes' Orations". Papyros (from the Greek translation). — 1975.
  2. ↑ The Road to Prominence // Demosthenes: Statesman and Orator / Worthington, Ian. — Routledge, 2002. — ISBN 0-203-18769-5.
  3. ↑ Aeschines, Against Ctesiphon, 171. Архивировано 20 мая 2012 года.
  4. ↑ Aeschines, Against Ctesiphon, 172. Архивировано 20 мая 2012 года.
  5. ↑ Demosthenes, Against Aphobus 3, 59 Архивировано 20 мая 2012 года.
    * D. M. MacDowell, Demosthenes the Orator, ch. 3.
  6. Burke, Edmund M. The Looting of the Estate of the Elder Demosthenes. — Museum Tusculanum Press, 1998. — ISBN 978-87-7289-535-2.
  7. ↑ Исей // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  8. Диоген Лаэртский, «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» — М.: Мысль, 1986. — 571 С.
  9. ↑ Плутарх («Жизнеописания», Дем. IV) отмечает, что современники Демосфена за его недостатки дали ему обидное прозвище Батал (др.-греч. βάταλος, «заика, косноязычный»).
  10. ↑ Demosthenes - Greek statesman and orator (неопр.). britannica.com. Дата обращения 7 мая 2018. Архивировано 9 марта 2018 года.
  11. ↑ Pseudo-Plutarch, Demosthenes, 847c.
  12. 1 2 Aeschines, Against Ctesiphon, 77. Архивировано 20 мая 2012 года.
  13. Филиппикой с тех пор стали называть вообще всякую гневную, обличительную речь
  14. ↑ Олинфские речи — обвинительные речи Демосфена против Филиппа Македонского, захватившего и разрушившего город Олинф, союзником которого выступали Афины
  15. ↑ См. в особенности диалог Софист. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 2. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. (Серия «Философское наследие»). — М.: Мысль. 1990—1994.
  16. ↑ Аристотель. Риторика. / Пер. О. Цыбенко. Риторика. Поэтика. М.: Лабиринт, 2000. 220 стр.
  17. ↑ Этот аспект много подробнее см. Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Языки русской культуры, 1996. 447 с.
  18. ↑ Плутарх. Сравнительные жизнеописания, Пирр, 14.

Сочинения Демосфена[править | править код]

  • В серии «Loeb classical library» сочинения изданы в 7 томах (№ 238, 155, 299, 318, 346, 351, 374)
  • В серии «Collection Budé» сочинения изданы в 13 томах.
  • Демосфен. Речи [I-XIX]. / Пер., ст. и примеч. С. И. Радцига. (Серия «Литературные памятники»). М.: Издательство АН,1954. 608 стр. 5000 экз.
  • Демосфен. Письма. / Пер. В. В. Вальченко. // ВДИ. 1981. № 2-3.
  • Демосфен. Речи. В 3 т. / Отв. ред. Е. С. Голубцова, Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. (Серия «Памятники исторической мысли»). М., Памятники исторической мысли, 1994. (полный русский перевод речей и писем)
  • Недавние английские переводы:
    • Goldstein, Jonathan A. (1968). The Letters of Demosthenes. Columbia University Press.
    • Harvey Yunis (ed.), Demosthenes, On The Crown. Cambridge Greek and Latin Classics. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. Pp. xiii & 314. ISBN 0-521-62092-9. ISBN 0-521-62930-6. (рецензия)
    • Douglas M. MacDowell, Demosthenes: On the False Embassy (Oration 19). Edited with Introduction, Translation, and Commentary. Oxford: Oxford University Press, 2000. Pp. 368. ISBN 0-19-815303-1. (рецензия)
    • Harvey Yunis (trans.), Demosthenes, Speeches 18 and 19. The Oratory of Classical Greece, vol. 9. Austin, TX: University of Texas Press, 2005. Pp. xxix, 243. ISBN 0-292-70577-8. ISBN 0-292-70578-6. (рецензия)
    • D.M. MacDowell, Demosthenes: Against Meidias (Oration 21). Oxford: Clarendon Press, 1990. ISBN 0-19-814763-5. (рецензия)
    • Victor Bers (trans.), Demosthenes, Speeches 50-59. Austin, TX: University of Texas Press, 2003. Pp. 237. ISBN 0-292-70922-6. (рецензия)
    • Ian Worthington (trans.), Demosthenes: Speeches 60 and 61, Prologues, Letters. The Oratory of Classical Greece, Volume 10. Austin, TX: University of Texas Press, 2006. Pp. xxxv, 142. ISBN 978-0-292-71332-1. (рецензия)

Античные источники[править | править код]

Литература[править | править код]

  • Демосфен // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жебелев С. А. Демосфен. Берлин-М., 1922.
  • Радциг С. И. Демосфен — оратор и политический деятель. // Демосфен. Речи. М., 1954. С.405-484.
  • Вальченко В. В. К проблеме подлинности демосфеновских писем. // ВДИ. 1981. № 2. С.229-249.
  • Jaeger, Werner (1938). Demosthenes, the origins and growth of his policy. Walter de Gruyter Company. ISBN 3-11-002527-2.
  • Tsatsos, Konstantinos (1975). Demosthenes. Estia (на греческом языке).
  • Raphael Sealey, Demosthenes and His Time: A Study in Defeat. New York and Oxford: Oxford University Press, 1993. Pp. 340. ISBN 0-19-507928-0. (рецензия)
  • Ian Worthington (ed.), Demosthenes: Statesman and Orator. London: Routledge, 2000. Pp. xiv + 289 . ISBN 0-415-20457-7. (рецензия)
  • Craig A. Gibson, Interpreting a Classic: Demosthenes and His Ancient Commentators. Berkeley: University of California Press, 2002. Pp. xii, 261. ISBN 0-520-22956-8. (рецензия)

имидж и образ, типы, личность, виды речей


Оратором называется человек, обладающий искусством произношения речи. Происходит от латинского слова orare и переводится как «говорить». Речь оратора должна воздействовать на аудиторию, быть внушительной и убедительной.

Ораторским искусством занимается наука риторика. Аристотель первый расширил степень познания риторики и провел анализ между ее приемами и принципами, написав об этом книгу «Риторика». Одним из самых древних способов убеждения является разработанная им концепция. Она предполагает деление аргументов выступления на виды этос, логос, пафос. Делятся аргументы по критериям чувственного, умственного, нравственного убеждения публики.

  1. Этос;

Значение переводится как «характер», «нрав». Это наличие устойчивого морального элемента аргументации. Этос полная противоположность пафосу. Аристотель определял его как изображение черт характера человека через речевой стиль. Он считал, что речь должна быть уместной, иначе даже сильная аргументация (логос) при хорошей подготовленности не спасет перед слушателями.

  1. Логос;

Означает «слово», «смысл». Логос определяет средства слова, которые используют для написания речи. Это логически написанный текст.

  1. Пафос.

Означает «страдание», «возбуждение». Это категория риторики, определяющая стиль и манеру выражения эмоций. Пафосный оратор оперирует аргументами, эмоционально воздействующими на публику.

Ораторское искусство Древнего Рима

Древние ораторыДревние ораторы

Древний Рим открыл миру многих теоретиков красноречия, чьи имена до сих пор известны и не сходят с учебников истории. Государственные вопросы этого периода решались исключительно на народных собраниях или суде. Образ оратора Древнего Рима приравнивался к Богу. Одним из самых известных представителей искусства этого периода считается блестящий оратор и философ Марк Фабий Квинтилиан (36–96 гг. н. э.).

Марк Квинтилиан был предшественником и поклонником работ Цицерона. Организовал школу риторики в Риме, где стал известным преподавателем ораторского искусства и участвовал в воспитании своих учеников. Марк Фабий Квинтилиан известный литературный реформатор того времени, главным трудом его жизни стали книги «О причинах упадка красноречия» и «Образование оратора». Квинтилиан внес огромный вклад в развитие и анализ красноречия и в воспитании этих навыков у детей.

Квинтилиан считал главной обязанностью выступающего обладать красивой и чистой речью, соблюдать этический и нравственный долг.  Он полагал, что оратор, изощренный в красноречии это мудрец, разбирающийся в науках и речевом искусстве, который должен быть воедино с природой и непрерывно практиковаться.

Квинтилиан разработал специальную систему о воспитании. Он говорил, что для овладения ораторским искусством в совершенстве необходимо с детства развивать специальные черты характера у ребенка. Отдельную главу о воспитании оратора Квинтилиан посвятил работе учителя, предлагая специальные упражнения и список рекомендаций по чтению литературы. Философ считал правила по риторике не обязательными для оратора. Квинтилиан предлагал их менять под оратора и сложившиеся обстоятельства, отступив от давно сложившихся правил по построению слова.

Марк Фабий Квинтилиан разделял риторику на пять частей, которые должен придерживаться каждый харизматичный оратор:

  • Произнесение;
  • Память;
  • Изложение;
  • Расположение;
  • Изобретение.

Главное для оратора Квинтилиан считал отсутствие в речи высокомерия. Выступление должно быть скромным и предельно ясным.

Ораторское искусство Эпохи Возрождения

Ораторы древнего РимаОраторы древнего Рима

Ораторское искусство перешло на новый этап развития в период Эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения стала временем расцвета судебного ораторства и торгового красноречия. Искусство риторики периода возрождения выражалось в литературных произведениях и дополнилось живой речью, дальше уходя от использования книжной латыни.

Личность оратора в риторики Эпохи Возрождения имело принципиальное значение. Кумиром для публики был философ и блестящий оратор Цицерон.

Главными условиями выступающего человека для публики в Эпоху Возрождения была доброжелательность и благотворительность. Эти качества помогали расположить аудиторию к себе, происходило полное взаимопонимание и образование доверия публики к оратору. Для выступления использовали возвышение для оратора. Эпоха Возрождения стала новым этапом в развитии духовной жизни людей.

Типы ораторов

Ораторы различаются между собой по темпераменту и манере преподносить информацию. Различают следующие типы ораторов:

  • Эмоциональный тип;

Оратор эмоционального типа натура впечатлительная. Слова пропитаны собственными пережитыми эмоциями и чувствами. Он способен перейти на повышенный тон или крик. Монолог наполнен страстью и не содержит четкого плана, присутствует активная жестикуляция. Эмоциональный вид склонен к преувеличению, поэтому аудитория воспринимает его не серьезно. Харизматичный оратор эмоционального типа способен агитировать, но не способен воодушевить словом. Речь имеет интуитивный характер, предсказать ход развития выступления не возможно.

  • Рациональный тип.

Оратор рационального типа эмоционально сдержанный человек, держащий чувства при себе. Речь рационального оратора состоит из прописанного заранее плана, наполнена логически построенными рассуждениями и выводами. Она легко заведет собой слушателей, воздействуя на рациональное мышление и веру в произнесенные слова.

Личность оратора и навыки красноречия

Выступление девушкиВыступление девушки

Русский мыслитель и ученный М.В.Ломоносов видел в ораторе человека остроумного, красноречивого, обладающего феноменальной памятью. Красноречивый оратор должен быть интеллектуально подкованным, грамотным, запоминающимся, обладать логической и образной памятью, разносторонним мышлением.

Харизматичный оратор предполагает наличие врожденных способностей к ораторскому искусству. Врожденный дар к красноречию вытекает из особенности строения нервной системы и работы головного мозга.

Для публичного выступления оратору понадобится наличие специальных навыков. Они имеют большое значение и делятся на основные и приобретенные.

  • Основные навыки оратора состоят из изучения специальной литературы, умения провести анализ выступления, написания речи, и знание такой науки, как риторика.
  • Приобретенные навыки состоят из подготовки к выступлению, ответов на вопросы аудитории, убедительности слов, установлению связи с аудиторией, анализа выступления.

Развить навыки красноречия поможет чтение литературы по ораторскому искусству, тренировка речи, анализ выступлений на сцене людей. Еще в свое время Цицерон изрек, что поэтами рождаются, ораторами становятся.

Добьется успехов в ораторском искусстве человек, сочетающий следующие качества характера и способности:

  1. Внимательность;

Поможет правильно оценить происходящие события, эмоциональный настрой аудитории, для правильного и своевременного реагирования на нее.

  1. Правильное рациональное мышление;

Поможет оратору мыслить в соответствии с законами логики, внимательно проанализировав информацию, воспроизводить монолог грамотно и последовательно, проводить анализ речи.

  1. Самостоятельность;

Оратор должен критично относиться к полученной информации, иметь собственное мнение, независимое от настроения окружающих.

  1. Приятная речь;

Речь, произнесенная скучно не заинтересует аудиторию. Она должна быть хорошего качества, слова грамотно построены, приятной на слух и волнительной.

  1. Присутствие эмоциональной нотки.

Сухой текст без «живого» слова только оттолкнет слушателя. Пламенный оратор знает, когда дополнить речь эмоциональным словом и «пустить» слезу.

Внешний вид и имидж оратора

Радислав ГандапасРадислав Гандапас

Любой слушатель еще и зритель, помнить эту психологическую особенность человека надо всегда. До начала речи аудитория внимательно рассмотрит внешний облик оратора и оценит его качества. Независимо от цели и содержания речи внешний вид требует внимательного, тщательного к себе отношения.

Одежда оратора должны быть простой и элегантной, хорошего качества, соответствовать мероприятию и оставлять приятное впечатление. Цвет выбирается спокойный, желательно темных тонов. Отсутствие запаха, пятен на одежде и нелепого вида является залогом расположения публики к оратору.

Любая мелочь в одежде должна быть продумана, составляя общий имидж оратора как успешного, целеустремленного человека. Во время выступления нельзя хаотично махать руками, раскачиваться из стороны в сторону, перебирать ногами. Жестикуляция должна быть в меру. Поза оратора обязана выглядеть естественно. Лишние движения и активная жестикуляция отвлекают публику от речи, придают несерьезный вид выступлению.

Для выступления используется специальное возвышение для оратора, чтобы зрители могли лучше слышать и видеть выступающего. Трибуна оратора понадобится и для его удобства. На нее можно положить подготовленные записи.

Помимо внешнего облика оратора внимание заслуживает его речевой имидж.

  • Наличие моральных качеств в воспитании оратора, знание наук, умение владеть словом;
  • Знание речевой стилистики, умение грамотно использовать стили по назначению;
  • Умение пользоваться интонацией.

Виды и стили ораторской речи

Ораторская речь подразделяется на следующие виды:

  • Социально-политическая;

Речь направлена на решение социальных, экономических и политических вопросов, представляет определение задач и целей. Выступление несет для аудитории практические рекомендации к действию. Политические ораторы организовывают доклады или дипломатические речи на соответствующие темы, вступают в дискуссию с соперниками, соблюдая этические нормы и правила поведения.

  • Академическая;

Речь направлена на рассмотрение новых фактов, проводимых исследований, тестов. Выступление проходит как научный доклад или лекция.

Речь влияет на решения суда, формирует соответствующий настрой судей и публики в зале суда. Цель речи на судебном процессе представляет собой вынесение законного решения, соблюдая правила, из которых состоит этика судебного оратора. Судебная речь делится на обвинительную, адвокатскую, общественную и речь обвиняемого.

Этика судебного оратора должна соответствовать нормам морали и качества, так как слова оратора оказывают непосредственное влияние на судьбу обвиняемого, доказывают или опровергают причастность к делу. Судебный оратор несет полную ответственность за содержание выступления.

ПрезентацияПрезентация

Речь освещает собой бытовую жизнь личности в свободном стиле изложения. Выступление проводится на юбилеях, застолье, днях рождения.

Самый старый вид красноречия, с богатой историей. В церковной речи отражен интерес к духовному миру человека, происходит затрагивание темы привычек.

Ораторская речь тщательно готовится по книжным и научным источникам, которые определяют стиль речи выступления. Различают следующие стили ораторской речи:

  • Деловой ораторский стиль речи направлен на доведение до аудитории информации. Главная цель научного стиля доведение и доказательство истинности произносимой информации для публики.
  • Художественный стиль носит эстетическую направленность.
  • Разговорный стиль резко отличается от книжного. Его цель — общение.
  • В устной форме оратор раскрывает бытовые и личные темы при выступлении.

Ораторское искусство в современном обществе

Добиться небывалых успехов в современном мире поможет овладение ораторским искусством. В настоящий момент разработано много методик и книг по ораторскому искусству. Поможет начинающему оратору в написании речи и подготовки к выступлению книга «101 совет оратору» и система Станиславского для оратора. Автор книги «101 совет оратору» Радислав Гандапас известен тренингами по ораторскому искусству. В книге содержатся практические советы начинающим авторам по проведению выступления на публике.

Главным является практика, только благодаря ей можно натренировать свои навыки и научиться правильно общаться с публикой.

В Лондоне, например, до сих пор существует Уголок ораторов. Уголок для ораторов находится на площадке Гайд-парка в Лондоне, где каждый желающий может высказаться на публику, провести анализ выступлений других или потренировать навыки.

Образовался Уголок в 1872 году во время беспорядков в Лондоне, протеста рабочих и стал символом свободы слова. Уголок ораторов посещали Карл Маркс, В. В. Ленин и другие народные деятели бывшие в Лондоне, он имеет богатую политическую историю. До сих пор в Лондоне не заканчиваются речи, их слушают туристы или местные жители.

что это такое, основы, виды, секреты


Многие профессии людей, что связаны с постоянным произношением речей, не могут обойтись без знания особого вида науки, как искусство красноречия. Можно смело утверждать, что ораторство наиважнейший рычаг культуры. Зная основы ораторского искусства, добиваются успеха в построении своей карьеры.

Публичное выступление сегодня рассматривают как своеобразное направление в науке и искусстве, ведь оно способно воздействовать как на ощущения, так и на мысли человека, менять его мировоззрение.

Что такое ораторство

Такое понятие, как ораторское искусство признают направлением творческой деятельности публичного выступления, в котором наилучшим образом сочетаются, как риторика, так и приемы актерского мастерства и психологические техники, способствующие убеждению.

Каждый попадал в ситуации, когда для убеждения в своей позиции только слов недостаточно. Основы красноречия в таких ситуациях играют важную роль при достижении цели или доказательстве правильности своей позиции. Сегодня искусство убеждения играет важную роль.

Под ораторским искусством понимают вид диалога, который обращается к группе слушателей с четкой целью убедить и дать определенное понятие указанной проблемы. Сперанский писал: «красноречие есть дар потрясать души, переливать в них страсти и сообщать им образ своих понятий».

Факты о зарождении ораторства

Древние ораторыДревние ораторы

Первое внимание искусству ораторства начали уделять еще в античной Древней Греции. История ораторского искусства возникла намного раньше. Но именно жители Эллады придавали такому искусству значение и определенное понятие. Чтобы добиться правильной и интересной для собеседника постановки речи многие философы использовали различные приемы.

Например, Демосфен набил полный рот камней и репетировал на берегу моря, пытаясь говорить громче прибоя. В основу этой науки положены принципы убеждения и эффективности речи.

Среди известных трудов Аристотеля, есть работа под названием «риторика», которая посвящена именно искусству красноречия.

Все достижения в искусстве ораторства древности переняли маститые теоретики средневековья. Для завоевания внимания и любви публики они использовали различные приемы, среди которых:

  • расположение;
  • нахождение;
  • запоминание.

Среди великих ораторов этого времени значатся Мартин Лютера, Фома Аквинский, Пьер Абеляра. Их цитаты и высказывания остались в истории и актуальны и сегодня.

История ораторского искусства имеет особые черты в каждом из государств. Иногда красноречие было направлено на достижение особых целей, убеждение. Ораторское искусство в России имело еще одно дополнительное назначение: используя красноречие, можно привести человека к добру.

Риторика и ораторство сегодня

В основе современного ораторского искусства лежат дисциплины. Это философия, психология, лингвистика, эстетика, риторика, этика. Они между собой тесно связаны. Четкая связь прослеживается в трио риторика-грамматика-логика:

  • знание риторики дает связность и последовательность мыслей в речи;
  • грамматика проявляется в правильном использовании слов и их форм;
  • логика обеспечивает основательность и смысловую связность речи.

С давних времен основой успеха считалась правильная речь. Подтверждали такие мысли и известные философы и ученые, например, Аристотель утверждал: «красноречие есть работница убеждения». Это утверждение справедливо и сейчас. Ведь достижения в построении карьеры во многих сферах деятельности зависит от способности уговаривать и убеждать своих покупателей, коллег и клиентов. Сегодня, как и раньше, ораторы уделяют значение следующим умениям:

  • моделировать интонации и тембр голоса в соответствии со сложившейся ситуацией;
  • правильность интонаций при произношении фраз;
  • улучшение культуры речи в целом.

При выборе профессии всегда стоит помнить, что ораторы не рождались с заложенным талантом, умение говорить и произносить убедительные речи следует постоянно тренировать и изучать существенные моменты и основные правила.

Риторика – наука, которая располагается на равных с химией или физикой, и, приложив усилия, можно ее освоить каждому человеку. Осилить основы ораторского искусства может каждый человек, а вот применять их на практике, вставляя нужные слова и цитаты, наверное, только целеустремленный и талантливый. Такая наука по силам всем.

Виды ораторства

Успешное вступление оратораУспешное вступление оратора

Ораторское искусство и культура никогда не отличалось своей однородностью. В различные времена в зависимости от профессии и эпохи оно имело разные формы ораторства.

Современное учение ораторского искусства воспринимается как отдельная наука и классифицирует ее по признакам и подразумевает проявления и формы. Некоторые разделяют устные речи на монологические и диалогические речи, а некоторые подразделяют такое искусство на эмоциональные и рациональные выступления.

Существует классификация на роды и виды ораторского искусства в зависимости от сфер деятельности, в которой оно применяется. Каждая такая категория объединяет разные стили и виды речи, в зависимости в какой сфере жизни оно будет использовано. Одно понятно, что для общества важно ораторское искусство, как социальное явление.

Красноречие подразделяется на:

  • Социально-политическое красноречие, которое включает политические и дипломатические речи, доклады, что связаны с политикой, экономикой и социальной жизнью общества.
  • Академическое красноречие. В эту группу входят лекции, доклады и сообщения, которые разработаны для донесения слушателям познавательной и научной информации. Презентация научных работ выдерживается в определенном стиле.
  • Судебное красноречие представляет обвинительную и судебную речь. Такого типа ораторское искусство юриста залог его карьеры.
  • Социально-бытовое ораторское искусство включает поздравительные, юбилейные или поминальные речи.
  • Богословно — церковное искусство представлено проповедями в соборах и церквях.

Данная классификация отражает в полной мере искусство ораторства существующего мира, но это далеко не полная классификация. Роды и виды ораторского искусства в обществе представлены существенным списком.

Среди самых востребованных современных групп ораторства можно выделить красноречие, которое используется на радио и телевидении, рекламу, выступления политиков и дипломатов, ответы на пресс-конференциях и так далее. Не зная правила и понятие каждой группы, невозможно составить эффективное выступление. Культура и умение ведения разговора в таких случаях очень важны. В их основе всегда лежит риторика и культура разговора.

Ораторство и карьера

Выступление бизнес тренераВыступление бизнес тренера

Как уже отмечалось, владение теорией ораторского искусства, играет роль в построении карьеры и продвижении по служебной лестнице. Знать такие правила полезно для любого человека, который работает в современных компаниях. Начиная от менеджера и заканчивая генеральным директором. Человек должен при деловом общении правильно и грамотно говорить, на это масса причин.

Менеджер компаний тратит массу времени на деловые переговоры с клиентами, а также с работниками других компаний и коллегами. Почему уходит столько времени?. Человек не может правильно, четко и лаконично донести нужную мысль и тратит много времени на объяснения. А ведь, зная основы ораторского искусства, можно быстро и четко донести мысль, и не нарушить взаимопонимания в коллективе из-за простого недопонимания.

Также стоит отметить, что у молодых руководителей иногда не складываются отношения с подчиненными по простой причине. Он не владеет основами этики и эстетики общения, вызывая шквал недовольств среди работников. Ораторское искусство, культура ведения диалога и риторика им обязательно для организации работы в коллективе подчиненных. Простые правила необходимы.

Существует масса ситуаций, с которыми сталкивается каждый работник офисов в течение рабочего дня, когда важно владение красноречием:

  • Выступление на заседаниях руководства с отчетом о проделанной работе или докладом. Графическая презентация результатов поддерживается понятной речью и объяснением. От произведенного впечатления зависит успех конкретной фирмы.
  • Доклад на совещании среди своих работников. От того, как хорошо работники умеют озвучивать задачи и формулировать мысли, зависит продуктивность работы и скорость принятия целесообразных решений. Презентация и доклад должны быть понятными и четкими.
  • Спонтанное деловое общение. Человеку на протяжении рабочего дня предстоят постоянные деловые беседы, кроме запланированных мероприятий. Разговоры стоит вести, как с клиентами компании, так и с работниками внутри коллектива. Культура и умение ведения таких бесед всегда сказывается на карьере. Руководители любят коммуникабельных, образованных и умеющих грамотно общаться работников, а не владея такими навыками можно с легкостью потерять работу.
  • Собеседование. При трудоустройстве огромную роль играет первое впечатление, а его важной составляющей считается умение говорить о себе, и культура речи.

Как видно, рядовые ситуации, которые связаны с деловым общением, требует от человека навыков правильной и грамотной реи, и красноречия. Но ведь огромное число профессий без ораторского искусства не существуют, и успех людей, выбравших такие специальности, зависит от владения ораторскими навыками.

Не владея ораторским искусством, успеха не добьется ни один юрист. Для него очень важно обладать умениями и навыками, которые помогут правильно, грамотно и лаконично излагать свою позицию, особенно во время судебной дискуссии. Значение имеет правильный эмоциональный окрас. Ораторское искусство юриста считается залогом его карьеры.

Хитрости и тонкости ораторского искусства

Ведущий мероприятийВедущий мероприятий

Все знают, что риторика предлагает секреты ораторского искусства, которые помогаю лучше воздействовать на аудиторию, чтобы добиться поставленных целей перед выступлением.

  • Выступление перед аудиторией не следует делать длительным и утомительным (это не касается лекций и других научных докладов). Информацию излагают четко и кратко. В среднем длина речи должна не превышать 20 минут.
  • Удержать и привлечь внимание помогает несложная хитрость из риторики, которая заключается в создании некоторой интриги. В начале выступления можно привлечь внимание словами «как-то раз я…» или «у меня как-то случилось так». Такие цитаты вызовут в глазах аудитории интерес к выступлению и оратору. Это наука. Неудивительно, что ораторы считались интриганами.
  • Несмотря на серьезность предстоящего выступления, научные термины или точные факты стоит всегда разбавлять легким юмором. Здесь важно знать меру, такие шутки не стоит делать плоскими или вульгарными, перед ними стоит цель поднять настроение слушателям.
  • Основополагающим моментом в выступлении считается эмоциональность. Риторика и культура разговора выделяет ей особую роль. Правильное ее применение это сложная наука, ведь если проявления эмоций покажутся слушателям наигранными и неестественными, то аудитория такому доклад не поверит, и человек не будет им внушать доверие.
  • Большое значения в выступлении играет молчание в нужный момент, пауза после высказанной полностью мысли. Такие моменты помогают слушателю включить мышление и задуматься над полученной информацией. Такой хитростью пользуются в моменты, когда сбился, чтобы собраться с мыслями и продолжить. Наука о красноречии рассказывает о таких моментах, и значимости их применения.
  • Полученная теория ораторского искусства и риторики всегда подкрепляется практическими навыками. При желании стать востребованным оратором и научиться произносить убедительные и грамотные речи. Не стоит отказываться от ситуации выступать публично даже, если слушателями являются родственники и гости за столом.

В заключение следует отметить, что ораторское искусство и риторика важны для каждого человека, как наука. Культура речи, ее правильность и грамотность помогают не только в работе, но и постоянном общении.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о