Site Loader

Содержание

1.Состояние психологической напряжённости.


Функциональные
состояния определяются множеством
факторов. Поэтому состояние человека,
возникающее в каждой конкретной ситуации,
всегда уникально. Однако среди многообразия
частных случаев достаточно отчетливо
выделяются некоторые общие классы
состояний:

– состояния
нормальной жизнедеятельности;

– патологические
состояния;

– пограничные
состояния.

За ними следует
рассогласование трудовой деятельности.
Восстановление оптимального уровня
работоспособности требует прекратить
вызвавшую утомление деятельность на
такой период времени, который необходим
как для пассивного, так и активного
отдыха. В тех случаях, когда продолжительность
или полноценность периодов отдыха
недостаточны, происходит накопление,
или кумуляция, утомления.

Психическая
напряженность

психическое состояние, обусловленное
предвосхищением неблагоприятного для
субъекта развития событий. Психическая
напряженность сопровождается ощущением
общего дискомфорта, тревоги, иногда
страха, однако, в отличие от тревоги,
включает в себя готовность овладеть
ситуацией, действовать в ней определенным
образом.


Степень психической
напряженности определяется многими
факторами, важнейшими из которых являются
сила мотивации, значимость ситуации,
наличие опыта подобных переживаний,
ригидность (негибкость) психических
функциональных структур, вовлеченных
в тот или иной вид деятельности. Среди
факторов, порождающих психическую
напряженность, наибольшее значение
имеют фрустрации и конфликты в сфере
значимых отношений личности и ее
социального окружения. Когда психическая
напряженность не может быть разрешена
в реальной деятельности, она активизирует
механизмы психологической защиты. В
ряде интерпретаций психическая
напряженность совпадает с понятием
психологического стресса.

Степень напряженности
деятельности так же определяется
структурой процесса труда, в частности
содержанием рабочей нагрузки, ее
интенсивностью, насыщенностью деятельности
и т. д.

Состояния
напряженности
:
1) специфическое
- определяет динамику и интенсивность
психофизиологических процессов, лежащих
в основе выполнения конкретных трудовых
навыков, и

2)неспецифическое
- характеризует общие психофизиологические
ресурсы человека и в целом обеспечивающей
уровень выполнения деятельности.

Не все проблемы,
связанные с утомлением, возможно решить
отдыхом в разных его видах. Большое
значение имеет сама организация труда
и организация рабочего места персонала.

В.П. Зинченко и
В.М. Мунипов указывают, что при организации
рабочего места должны быть соблюдены
следующие условия:

– достаточное
рабочее пространство для работника,
позволяющее осуществлять все необходимые
движения и перемещения при эксплуатации
и техническом обслуживании оборудования;

– необходимо
естественное и искусственное освещение
для выполнения оперативных задач;

– допустимый
уровень акустического шума, вибраций
и других факторов производственной
среды, создаваемых оборудованием
рабочего места или другими источниками;

– наличие необходимых
инструкций и предупредительных знаков,
предостерегающих об опасностях, которые
могут возникнуть при работе, и указывающих
на необходимые меры предосторожности;


– конструкция
рабочего места должна обеспечивать
быстроту, безотказность и экономичность
технического обслуживания и ремонта в
нормальных и аварийных условиях.

Б.Ф. Ломов
выделил следующие признаки оптимальных
условий для протекания трудовой
деятельности:

1. Наиболее высокое
проявление функций работающей системы
(двигательной, сенсорной и др.), например,
наибольшая точность различения,
наибольшая скорость реакции и т. д.

2. Длительное
сохранение работоспособности системы,
т. е. выносливость. При этом имеется в
виду функционирование на высшем уровне.
Так, если определяется, например, темп
подачи информации оператору, то можно
обнаружить, что при очень низком или
слишком высоком темпе длительность
сохранения работоспособности у человека
сравнительно невелика. Но можно найти
и такой темп передачи информации, при
котором человек будет продуктивно
работать в течение длительного времени.

3. Для оптимальных
условий работы характерен наиболее
короткий (по сравнению с другими) период
врабатываемости, т. е. период перехода
вклю чаемой в работу системы человека
от состояния по коя к состоянию высокой
работоспособности.

4. Наибольшая
стабильность проявления функции, т. е.
наименьшая вариативность результатов
работы системы. Так, человек может
наиболее точно по амплитуде или времени
многократно воспроизводить то или иное
движение при работе в оптимальном темпе.
С отступлением от этого темпа вариативность
движений возрастает.

5. Соответствие
реакций работающей системы человека
внешним воздействиям. Если условия, в
которых находится система, не оптимальны,
то ее реакции могут не соответствовать
воздействиям (например, сильный сигнал
вызывает слабую, т. е. парадоксальную
реакцию, и наоборот). При оптимальных
же условиях система проявляет высокую
при-способительность и вместе с тем
устойчивость, благодаря чему ее реакции
в любой данный момент, оказываются
соответствующими условиям.

6. При оптимальных
условиях наблюдается наибольшая
согласованность (например, синхронность)
в работе компонентов системы.

Толочек.



Профессиональный
стресс

Стресс
термин, обозначающий большой круг
состояний физического и психического
напряжения, возникающих у человека в
ответ на разнообразные экстремальные
воздействия (неблагоприятные, значительные
по силе, продолжительные, неожиданные
и пр.).

Стрессорами
могут быть как внутренние, так и внешние
причины: сильные физические и психические
травмы, инфекция, психические (сенсорные,
эмоциональные, когнитивные), мышечные
перегрузки, резкие изменения температуры
и т. д.

Феномен стресса
был открыт канадским физиологом Гансом
Селье в 1936 г. для обозначения неспецифической
реакции организма («общего адаптационного
синдрома») в ответ на любое неблагоприятное
воздействие.

Стадии стресса:

1.Тревога
– мобилизация
адаптационных возможностей организма,
сопротивляемость стрессу падает ниже
нормы.

2.Сопротивление
– признаки
тревоги исчезают, уровень сопротивляемости
повышается.

3.Истощение
– запасы
адаптационной энергии истощаются,
возникает тревога и может наступить
смерть.

В зависимости от
вида стрессора различают стресс
физиологический и психологический.

Психологический
стресс
: 1)
эмоциональный
(появляется в ситуации угрозы, опасности,
обиды и т. д.)

2)информационный
(возникает в ситуациях информационных
перегрузок, когда субъект не справляется
с задачей, не успевает принимать решения
в требуемом темпе, при высокой
ответственности за последствия решений).

Психология во
второй половине XX
в. активно искала решение проблемы
профессионального

Оптимизация
поведения работника в экстремальных и
особых условиях предполагает решение
нескольких стандартных научно-практических
задач:

♦ изучение
феноменологии психических состояний
человека в особых и экстремальных
условиях, механизмов их возникновения
и развития

♦разработка
методов диагностики функциональных
состояний на различных уровнях:
психофизиологическом, психологическом,
нозологическом;

♦ разработка
методов и средств управления и
самоуправления функциональным состоянием;



♦ моделирование
«трудных» психологических состояний
человека;

♦ изучение
возможностей человека адаптироваться
к деятельности в особых и экстремальных
условиях, его психической стрессоустойчивости.

В практическом
плане выделяют четыре субсиндрома
стресса.

Когнитивный
проявляется в виде изменения восприятия
и осознания информации, поступающей к
человеку, который находится в экстремальной
ситуации, в изменении его представлений
о внешней и внутренней пространственной
среде, в изменении направленности его
мышления и т. д.

Эмоционально-поведенческий
— состоит
в эмоционально-чувственных реакциях
на экстремальные, критические условия,
ситуации и т. д.

Социально-психологический
— проявляется
в изменении стиля общения людей,
находящихся в стрессогенных ситуациях.
Эти изменения могут проявляться в виде
социально-позитивных тенденций: в
сплочении людей, в увеличении взаимопомощи,
в склонности поддерживать лидера,
следовать за ним и т. п. Однако могут
складываться и социально-негативные
формы общения: самоизоляция, склонность
к конфронтации с окружающими людьми и
т. п.

Вегетативный
проявляется в возникновении либо
тотальных, либо локальных физиологических
стрессовых реакций, которые направлены
на адаптацию, но могут стать основанием
для развития так называемых болезней
стресса.

Психическая напряженность - это... Что такое Психическая напряженность?




Психическая напряженность

психическое состояние, возникающее в сложных условиях социально-профессиональной деятельности и обусловленное ожиданием неблагоприятного для личности развития событий и ситуаций социального и бытового характера. Такое психическое состояние сопровождается чувством общего дискомфорта (психического и соматического), переживанием тревоги, иногда страха. В отличии от собственно тревоги, П.с. в большей степени повышает готовность человека к активным и адекватным действиям, активирует механизмы психологической защиты, побуждает его к принятию адекватных решений и поиску выхода из сложившейся ситуации.


Выраженность П.с. зависит от многих факторов, но наиболее значимыми среди них являются: сила мотивационных процессов (мотивации), значимость для личности возникающих событий и явлений, умение действовать, социально-нравственные установки и нормы, предшествующий опыт подобных переживаний, подвижность функциональных систем организма и личности, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Важную роль в развитии П.н. играют объективно или субъективно непреодолимые трудности, переживание неудач, чрезвычайных ситуаций, конфликты, смерть близких, тяжелое заболевание, смена социальной обстановки или изменения социального статуса. По характеру влияния на деятельность и на ее эффективность выделяют состояния операциональной и эмоциональной П.н.. Операциональная оказывает мобилизирующее влияние на человека и способствует сохранению высокого уровня работоспособности. Эмоциональная, сопровождаясь негативной эмоциональной окраской, изменениями мотивационной структуры деятельности, ведет к снижению ее эффективности и к дезорганизации поведения.




EdwART.
Словарь терминов МЧС,
2010

  • Психиатрия катастроф
  • Психическая травма

Смотреть что такое "Психическая напряженность" в других словарях:

  • ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ — психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Психическая напряженность — Внутренняя, психологическая жизнь человека системна и целостна. В ней все взаимосвязано и влияет друг на друга. Невозможно, чтобы в каком то компоненте психики что то происходило совершенно независимо от того, что делается в других. Реагирует… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • напряженность психическая — психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Н. п. сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть… …   Большая психологическая энциклопедия

  • НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ


    — психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности факторами и предвосхищением связанных с ними неблагоприятных для нее ситуаций. Н. п. сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика… …   Педагогический словарь

  • НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — – специфическая реакция личности на трудную ситуацию; психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. С помощью Н. п. осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Напряженность психическая — одна из характеристик состояния человека. Обусловлена предвосхищением возможного неблагоприятного для субъекта развития событий. Показатели напряженности уровень и стабильность (устойчивость) определяются наличием возможностей для наилучшей… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью физиологических и психических процессов в результате воздействия стресса …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • фактор риска — психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни. Ф. р. оказывает существенное влияние на переживание человеком экстремальной ситуации. На этапе стартового психического напряжения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Фактор риска — – в медицине фактор, существенно увеличивающий вероятность развития заболевания, но не являющийся единственной или основной его причиной. Например, это роль конституционального фактора в развитии болезней предрасположения, к которым относятся… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТА — – положительное влияние конфликта на социальные и психологические процессы в системе, где произошел конфликт.к. ф. к. по отношению к основным участникам выражаются в следующем. 1. Устраняются противоречия (в 65 % случаев) в организации… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

К характеристикам психической напряженности не относится. Психическая напряженность и ее влияние на деятельность


Психическая напряженность представляет собой одну из форм целостной психологической реакции человека в экстремальных ситуациях. Как и всякое состояние, психическая напряженность есть динамическое проявление всей психологии личности в данное время или за определенный временной отрезок, личностный динамический феномен.

Психическая напряженность по своим основным психологическим признакам целостна, как целостна психология самой личности. Она структурна и многокомпонентна как и психология личности, и не может быть отдельным процессом или некоторой суммой элементов психики. Она включает в единстве и взаимосвязях мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные проявления.

Характеристики психической напряженности в разных ситуациях несут на себе отпечаток объективной специфичности этих ситуаций и индивидуализированной специфичности реакции личности на них. Во внутренних характеристиках психической напряженности много больше специфически-личностного и специфически-ситуативного нежели стандартного, энергетического, что характерно для психологического стресса.

Психическая напряженность бывает разной продолжительности: кратковременной (измеряемой минутами), длительной (сохраняться часами и сутками) и очень длительной (длиться месяцами). Определяется она как внешними обстоятельствами, так и в большей степени, индивидуальными особенностями человека, личностным смыслом осуществляемой деятельности.

По степени интенсивности психическая напряженность (напряжение) бывает:

Слабая;

Оптимальная;

Перенапряженность;

Предельная;

Запредельная.

Степень интенсивности психической напряженности отражается на эффективности действий и достижении целей, преследуемых человеком. В начале XX в. Р. Йеркс и Дж. Додсон экспериментально доказали, что при повышении активности нервной системы успешность реакций повышается, но после достижения определенного уровня она начинает падать. Обобщение данных научных разработок и практики действий в экстремальных ситуациях позволили уточнить зависимость между интенсивностью психической напряженности (напряжением) и успешностью действий человека (рис. 5).

Рис. 5.
от интенсивности испытываемого им психического напряжения

А) - утрата творческих проявлений, б) - появление неточностей и ошибок,

В) - умножение ошибок и появление грубых

Пока психическая напряженность не превышает предела полезности (Пп), она носит характер слабой и оптимальной, благоприятствует действиям человека, которые становятся более энергичными, активными, быстрыми; улучшается внимание, мысль работает четко и ускоренно, усиливается мотивация, проявляется решительность и смелость, испытывается подъем, ощущается сила, интерес. Человек, как говорят спортсмены, «схватил кураж» - ему все удается и все получается наилучшим образом.

Когда человек испытывает более высокую психическую напряженность, превышающую предел полезности, возникает перенапряженность (перенапряжение), которая, чем больше перейден предел, тем негативнее отражается на успешности деятельности и ее результатах. Это обнаруживается, прежде всего, в утрате гибкости и способности действовать строго по обстановке: многие особенности перестают замечаться, не получают должной оценки, действия становятся шаблонными. В познавательных компонентах напряженности обнаруживаются, например, неспособность сосредоточиться, ухудшение наблюдательности, внимательности; затруднения в выполнении умственных операций, потеря мысли, «провалы» памяти, снижение скорости умственной переработки информации. Для психомоторики характерны тремор (дрожание) рук, ног, озноб, изменение речи (срыв голоса, заикание, визгливость), ухудшение координации движений, появление скованности, замедленности двигательных реакций, суетливость, слабость в ногах, чувство бессилия. Появляются ошибки и неточности даже в хорошо отработанных действиях, навыках и умениях, которые с ростом перенапряженности появляются все чаще и делаются ощутимее. Эффективность деятельности при высоких значениях перенапряженности может снижаться до 50% и более.

Когда напряженность, испытываемая индивидом, еще больше и переходит мотивационный предел (Пм), она характеризуется как предельная, а негативные изменения, характерные для перенапряжения, умножаются. Качественно новым здесь является ослабление мотивации достижения, стремления к успеху, возникновение борьбы мотивов, приобретение активностью иной направленности (усиление мотивации самосохранения), кол

Что из себя представляет психологическая напряженность


15.09.2012 Ярослав Борщов

Снять психологическое напряжениеЛюбые сообщества, социальные группы состоят из множества индивидов, каждый из которых обладает собственным набором личностных качеств.

Постоянное комфортное существование всех членов общества невозможно, поскольку периодически возникает некая социальная или психологическая напряженность, вызванная столкновением личностных интересов.

Всем угодить невозможно, а постоянно уступать, жертвуя собственными позициями и интересами, — тоже не лучшее решение.

Поэтому и возникает эмоциональное состояние тревоги, беспокойства, готовности действовать, ожидания неблагоприятного исхода событий.

Такое состояние в любом коллективе может спровоцировать конфликты, потому что психологическая напряженность обычно предшествует выбросу негативных эмоций.

В большинстве случаев психологическая напряженность проявляется во время разговоров с людьми, при выполнении определенной деятельности.

Такое состояние приводит также к различным ошибкам, неточным реакциям на происходящие события, неправильным действиям,  порождает неудовлетворенность и негативные эмоциональные переживания человека.

Снять психологическое напряжение и осуществить профилактику стрессовых и конфликтных ситуаций помогают методы психологической разгрузки:

— отвлечение на другой вид деятельности (если вы большую часть времени занимаетесь умственным трудом, то переключитесь на активную деятельность, и, наоборот).

Если необходимо экстренное снятие психологического напряжения, то можно отвлечься от работы или иного процесса, выйти на улицу или хотя бы в коридор, туалетную комнату.

Свежий воздух, ополаскивания рук и лица холодной водой, наблюдение за движением облаков из окна помогают отвлечься от плохих мыслей и разрядить обстановку;

—  рисование способствует снижению психического и эмоционального напряжения.

Абсолютно неважно, что конкретно вы будете рисовать. Это могут быть штрихи, пятна, узоры, закорючки. Главное здесь – выплеснуть весь негатив либо сменить настроение.

Напоследок, небольшие советы для нейтрализации эмоционального напряжения и предотвращения его результатов.

Не давайте своему состоянию поглотить вас, ведь в состоянии психологического напряжения над вами довлеют эмоции, а не разум.

Приучайте себя к уважительному общению со всеми людьми, независимо от их социального статуса и ранга. Не отвлекайтесь от сути вопроса: всегда обсуждайте только саму проблему, не переходя на личность оппонента.

Эти статьи блога Вам должны быть интересны:

Психологическая напряженность. Боронова Г.Х. Психология труда



Понятие конфликта

В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается возникновение трудноразрешимых противоречий, столкновение противоположных интересов, связанных с соперничеством, отсутствием общих интересов и мотивов, а также взаимопонимания. На уровне «индивид – индивид» конфликт обычно базируется на неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии индивидуальных психологических «карт» восприятия действительности, конкуренции за определенную цель; на уровне «индивид – группа» конфликт зачастую базируется на индивидуальных качествах личности, малой профессиональной адаптивности индивида, слабых коммуникативных связях или неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии профессиональной подготовке; на уровне «индивид – общество», по большей части, индивид вносит противоправный элемент в трудовую деятельность (в т.ч. и нарушение норм и ценностей данного профессионального сообщества).

При всем этом конфликт будет неотъемлемой частью трудового процесса и показывает уровень группового развития и закономерности совместной деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

На данный момент конфликтология (наука о конфликтах) предлагает пути выхода из конфликтных ситуаций, модели решения конфликтов, тренинги по повышению уровня толерантности и коммуникативных способностей, что существенно повышает качество условий труда и возможности реализации потенциальных возможностей каждого субъекта трудового процесса.

Психологическая напряженность

Под психологической напряженностью понимается психическое состояние, отражающее повышенный уровень тревожности, отсутствие психологического комфорта в определенных условиях труда и, с другой стороны, готовность действовать. Факторами могут выступать переход в новый коллектив, трудовые конфликты, личностные проблемы индивида. Имеет сильное влияние на эффективность деятельности, качество труда и работоспособность в целом.

Виды конфликтов

На сегодняшний день выделяют три вида конфликтов: производственно-деловой, межличностный, внутриличностный.

Производственно-деловым конфликтом принято считать проблемную ситуацию, кᴏᴛᴏᴩая возникает на производстве в процессе выполнения трудовых обязанностей. Причинами возникновения производственно-делового конфликта могут быть конкурентная борьба, авторитарное управление, производственные противоречия и т. д.

Межличностный конфликт – ϶ᴛᴏ конфликтная ситуация, кᴏᴛᴏᴩая возникает между сотрудниками одного коллектива, организации вследствие несовместимости целей, ценностей и норм. К примеру, такой конфликт может возникнуть при ситуации, когда члены коллектива стремятся к достижению одной и той же цели, результат кᴏᴛᴏᴩой должен засчитаться только одному из членов коллектива. Также причинами возникновения межличностного конфликта могут стать конкуренция, столкновение противоположных интересов, мотивов и потребностей, а также несовместимость характеров.

Межличностный конфликт имеет также подвид – межгрупповой конфликт. Это конфликт, в кᴏᴛᴏᴩом участвуют несколько социальных групп, отстаивая ϲʙᴏи личностные интересы и мотивы.

При этом, межгрупповые конфликты можно поделить на несколько разновидностей:

  1. ролевой конфликт, при кᴏᴛᴏᴩом от человека требуется «игра» двух или более несовместимых ролей или типов поведения;
  2. моно– и поликаузальный конфликт, характеризуется одной или несколькими причинами возникновения конфликтной ситуации.

Внутриличностный конфликт возникает только при столкновении противоположных интересов и мотивов у одного и того же человека.

В основе такого рода конфликта лежат отрицательные психологические состояния личности, такие, как внутренние переживания и обиды.

К. Левин выделил несколько разновидностей внутрилич-ностного конфликта:

  1. «приближение – приближение», в такой ситуации человеку предлагается сделать выбор в пользу одного из привлекательных решений;
  2. «приближение – удаление», когда в ситуации выбор связан с принятием решения одного объекта из нескольких, в кᴏᴛᴏᴩых присутствуют как положительные, так и отрицательные моменты;
  3. «удаление – удаление» – такая ситуация, в кᴏᴛᴏᴩой присутствуют отрицательные субъективные установки.

Стадии конфликта

Существует несколько стадий конфликта:

  1. латентная – стадия формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопление негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей;
  2. острая – «взрыв» негативных эмоций, активное выяснение отношений, негативное восприятие человека или группы, также как и результатов их труда. Обычно в данной стадии прибегают к вмешательству вышестоящих органов как арбитров в данной ситуации;
  3. затухающая – стадия разрешения конфликта, снижение «накала» ситуации, поиск вариантов разрешения конфликта, либо искусственное разрешение конфликта, возможно формирование хронического конфликта.

Динамика конфликта: характеристика этапов

В конфликте можно выделить несколько периодов, включающих в себя этапы.

Первый период, латентный, содержит в себе следующие этапы:

  1. осознание объективной проблемной ситуации. Чем сложнее конфликтная ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность того, что оппонент ее искажает;
  2. возникновение объективной проблемной ситуации.

    Конфликт зарождается путем определения объективной проблемной ситуации. Суть такой ситуации состоит по сути в том, что возникают противоречия между субъектами, так как еще нет конфликтных действий и противоречий, и именно по϶ᴛᴏму такую ситуацию принято называть проблемной. Попытки решить проблему неконфликтным путем;

  3. понимание того, что конфликтная ситуация не всегда может возникнуть из-за противодействия сторон. Бывает и так, что участники взаимодействия уступают, не желая перерождения данной ситуации в конфликт;
  4. предконфликтная ситуация. Конфликтная ситуациятрадиционно воспринимается как спокойствие и безопасность одной стороны конфликта и небезопасность другой.

Второй период, открытый:

  1. инцидент, когда столкновение сторон только начинает набирать ϲʙᴏй оборот и при ϶ᴛᴏм происходит попытка силой доказать ϲʙᴏю правоту. На ϶ᴛᴏй стадии конфликт может перерасти и усложнить первоначальную суть конфликта;
  2. эскалация, при данной ситуации возникает повышение интенсивности противостояния сторон. Эскалацию можно характеризовать некᴏᴛᴏᴩыми признаками: рост эмоциональной напряженности, переход от аргументов к претензиям и личным выпадам, рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов, увеличение числа участников, расширение границ конфликта и т. д.;
  3. сбалансированное противоречие. Когда стороны противоречия продолжают конфликтовать, однако при ϶ᴛᴏм интенсивность борьбы снижается и стороны осознают бессмысленность конфликта;
  4. завершение конфликта. Заключается в том, что конфликтующие стороны ищут решение конфликта и прекращают конфликтовать по любым причинам.

Третий период, послеконфликтный:

  1. в данном периоде частично нормализуются отношения, но негативные эмоции еще не исчезли;
  2. наступает полная нормализация отношений, сторонами осознается важность взаимного сотрудничества.

Профессиональные конфликты

На сегодняшний день тема профессиональных конфликтов очень актуальна. Множество современных психологов и авторов книг, таких, как А. Л. Свенцицкий, А. И. Китов и многие другие, работают именно над ϶ᴛᴏй проблемой и пытаются найти пути разрешения конфликтных ситуаций. Профессиональные конфликты принято еще называть конфликтами между руководителем и подчиненным, т. е. конфликтами «по вертикали». С данным видом конфликта сталкиваются почти все те, кто хоть когда-то работал или работает. Важно заметить, что одни чувствуют нарастание конфликтной ситуации, но предпочитают молчать во избежание «наказания» со стороны руководства, другие же не хотят молчать и отстаивают ϲʙᴏю правоту, чего бы ϶ᴛᴏ им ни стоило. В случае если рассматривать причины возникновения конфликтов в организации, то чаще всего встречаются объективные причины их возникновения. Объективные причины возникновения конфликта на рабочем месте можно разделить на две группы: на производственные конфликты, причинами кᴏᴛᴏᴩых будут неблагоприятные условия труда, недостаток в организации труда, перезагруженность, несовершенство системы оплаты, неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие прав и обязанностей, плохое оснащение оргтехникой, непонимание и недоверие среди коллег, и на причины, вызванные ошибочными действиями со стороны руководителя, а именно, нарушение трудового законодательства и несправедливая оценка руководителя.

Между руководителем и подчиненным существует субординация, кᴏᴛᴏᴩую нужно рассматривать как личностную и функциональную стороны. Личностная сторона отношений между руководителем и подчиненным зависит только от индивидуальной психологической особенности, нрава, моральных устоев и деловых качеств как самого подчиненного, так и непосредственно руководителя.

При этом, функциональная сторона более жесткая и направлена на выполнение указаний «сверху», так как между руководителем и подчиненным существует связь, при кᴏᴛᴏᴩой руководитель отдает распоряжения, а подчиненный безоговорочно их выполняет.

Чаще всего именно по причине непонимания, несоблюдения субординации и возникает почти 80 % всех межличностных конфликтов в коллективе.

В случае если рассмотреть четыре вида взаимодействия человека: «человек – машина», «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», то сама по себе комбинация взаимодействия «человек – человек» будет конфликтогенной по ϲʙᴏей природе.

Около 95 % конфликтов «по вертикали» связанны с тем, что руководитель и подчиненный занимаются одним делом в одной сфере, направлении. Очень трудно работать с людьми, кᴏᴛᴏᴩые, например, «тянут одеяло на себя» или не дают полностью реализовать ϲʙᴏи возможности и показать ϲʙᴏи идеи, а просто требуют выполнять точно данные указания без внесения в указания креативных идей и мыслей. В случае если дать задание группе ответственных, равных друг другу работников и назначить ответственным за исполнение того или иного задания одного из них, то сразу же возникнет конфликт между членами ϶ᴛᴏй группы. Отметим, что каждый будет задавать вопрос: «Почему не он стал предводителем, ответственным, так называемым главарем?». Работа в изначально конфликтном коллективе будет очень трудна, и неизвестно, придут ли они к общему мнению в работе или будут постоянно находиться в «боевой готовности» и времени на выполнения заданий просто не останется.

Нельзя также не рассматривать субъективные профессиональные конфликты. Их можно разделить, отталкиваясь от двух причин возникновения:

  1. управленческие причины чаще всего возникают из-за необоснованности, ошибочно принятых решений, излишней опеки со стороны руководителя, недостаточной профессиональной подготовки, неравномерной трудовой нагрузки, отсутствия мотивации и т. д.;
  2. личностные причины же возникают из-за низкого уровня культуры общения, грубости, стремления руководителя поставить на место подчиненного, показать ϲʙᴏе превосходство над ним и повысить ϲʙᴏй авторитет, негативного отношения руководителя к подчиненному или, наоборот, напряженных отношений между руководителем и подчиненным, психологических особенностей, таких как тревожность, недоверие, эмоциональная неустойчивость, завышенная самооценка и т. д.

Пути решения профессионального конфликта

Нельзя полностью оградить коллектив и человека в нем от профессиональных конфликтов, но есть масса способов хоть как-то сократить их количество.

К примеру, крайне важно сбалансировать рабочее место каждого сотрудника. Это означает, что рабочее место должно быть обеспечено всем необходимым оборудованием и средствами для выполнения функций для каждого работника, в зависимости от его трудовых обязанностей. Также крайне важно взаимно уравновесить права и обязанности каждого сотрудника или, по крайней мере, сотрудников, занимающихся одним делом.

Руководителю или его заместителю крайне важно провести рассогласованность связей между сотрудниками и их рабочими местами. Это позволит работнику более четко выполнять ϲʙᴏи трудовые обязанности и не отвлекаться на выполнение не ϲʙᴏих трудовых функций, что позволит резко сократить конфликты в коллективе, приведет к отсутствию фраз «почему я» или «϶ᴛᴏ не моя обязанность».

В случае если руководитель будет придерживаться следующих правил, то конфликтные ситуации между ним и подчиненным будут возникать реже и, возможно, исчезнут совсем.

Правило 1. Необходимо давать ϲʙᴏим подчиненным конкретные задания, кᴏᴛᴏᴩые возможно выполнить. Распоряжение должно быть изложено доступным языком с точно поставленными задачами и целями, при необходимости повторить еще раз распоряжение или попросить изложить его того сотрудника, кᴏᴛᴏᴩому оно дано.

Правило 2. Все распоряжения и приказы, отдаваемые руководителем, должны быть законными и не превышать должностные полномочия. Руководитель никогда не должен идти вразрез с законом и должен давать только законно обоснованные распоряжения.

Правило 3. Критиковать подчиненного не в присутствии других подчиненных, а один на один с ним. Как говорится, «хвали на людях, ругай наедине».

Также при критике нельзя указывать на личность подчиненного, крайне важно делать акцент на те действия или бездействия, кᴏᴛᴏᴩые он совершил. При ϶ᴛᴏм по возможности крайне важно указывать на пути разрешения сложившейся ситуации.

Правило 4. Критиковать только после того, как похвалили ϲʙᴏего сотрудника. То есть начните разговор с сотрудником с положительных моментов и достижений ϶ᴛᴏго сотрудника, тем самым вы положительно настроите его по отношению к вам. А уже после порции похвалы укажите на недочеты в его работе.

Правило 5. Необходимо давать критическую, негативную оценку подчиненному сотруднику только наедине, не приписывая к высказыванию весь социальный коллектив (группу). Никогда не указывать на национальность сотрудника, его вероисповедание, не давать негативную характеристику той социальной группе, к кᴏᴛᴏᴩой он относится, т. е. вести себя с подчиненным на равных, ɥᴛᴏбы у подчиненного не возникало чувства дис-ком-форта.

Правило 6. Всегда быть справедливым по отношению к подчиненным, не выделять любимчиков, а честно отмечать и поощрять заслуги всех подчиненных.

Правило 7. Всегда контролировать исполнение распоряжений в ходе их выполнения. Это повысит качество выполнения и при необходимости вовремя откорректирует действия подчиненного.

Правило 8. Никогда не пытаться за короткий период времени перевоспитать подчиненного, кᴏᴛᴏᴩый вам неугоден. В случае если попытаться перевоспитать подчиненного за короткий срок, то ϶ᴛᴏ приведет к конфликтным ситуациям.

Правило 9. Как можно реже наказывайте ϲʙᴏих подчиненных и как можно чаще помогайте им в выполнении распоряжений, не указывая на ϲʙᴏе превосходство над ними, давая возможность подчиненному раскрыться.

Правило 10. Никогда не винить подчиненных в ϲʙᴏих неудачах и ошибках.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал - Боронова Г.Х. Психология труда принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Психологическая напряженность") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Боронова Г.Х. Психология труда в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Боронова Г.Х. Психология труда, 2015. Психологическая напряженность.

Эмоциональное напряжение - причины и способы снятия


Эмоциональное напряжение – это совокупность эмоциональных переживаний, снижающих эмоциональный фон и мотивационную сферу личности. Состояние эмоционального напряжения сопровождается ощущением беспомощности человека перед жизненными обстоятельствами, собственной ненужностью, ощущением потери смысла жизни или цели деятельности. Работа выполняется формально, интерес к другим поддерживается социальными требованиями, апатия постепенно начинает заполнять все сферы жизни. В аффективной сфере присутствует раздражение, подозрительность и нервозность, могут активизироваться различные личностные акцентуации. Увеличивается ощущение беспричинной тревожности, беспокойства.

Нарастает усталость, которая не проходит ни после отдыха, ни после ночного сна, но увеличивается даже при минимальных физических нагрузках. Может пропадать аппетит, возникать бессонница, появляться стремление снять нервозность и расслабиться при помощи алкогольных и наркотических веществ. При применении различных стимуляторов (даже кофе) их эффект не выражен, а порой противоположный.

Обычно к такому состоянию приводит длительное подавление негативных ощущений или проблем, но когда человек сталкивается с подобным, корректировка может потребоваться довольно серьезная. Во многих случаях длительное нервное напряжение приводит к развитию стресса, со всеми вытекающими последствиями. Если игнорировать и данную симптоматику, то развиваются различные неврастенические нарушения, терапия которых включает также медикаментозную коррекцию состояния.

Своевременное снятие эмоционального напряжения помогает избежать тяжелых последствий, но также стоит позаботиться о профилактических методах, чтобы не допустить скопления напряжения. Те, кто регулярно имеет возможность поделиться своими переживаниями с близкими людьми или психологом имеют меньше шансов накопить разрушающий объем напряжения. Некоторые собственные личностные черты способствуют накоплению эмоций внутри – это постоянная потребность все контролировать, боязнь довериться потоку событий, невозможность подстраиваться под изменяющиеся условия, стремление переделать окружающих и прочее. Такие тенденции забирают много энергии и заставляют человека постоянно быть в активном и мобилизованном внутреннем состоянии. Стоит постоянно искать что-то новое в путях собственного развития.

Человеческая психика устроена таким образом, что только в постоянном совершенствовании находится в нормальном состоянии. В длительные периоды стабильности начинается деградация, копится эмоциональное напряжение, которое связано не столько с внешней ситуацией и консервацией эмоций, сколько с раздражением от отсутствия движения.

Причины эмоционального напряжения

Состояние эмоционального напряжения в большинстве случаев вызвано неумением человека выражать свои эмоциональные и чувственные переживания. Обычно это касается переработки и выплеска негативных эмоций, которые оказывают наиболее разрушительное воздействие на психику. Именно в выражении подобных чувств многие люди испытывают трудности. Это связано с социальными нормами поведения, запретами на выражение агрессивности и недовольства. Многим с детского возраста внушается, что нельзя злиться на определенных людей или сопротивляться каким-то действиям. Воспитание силы воли и характера приводит к созданию внешне позитивного и желательного образа – человека. Который не плачет, не злится, не обижается, который способен простить все и наслаждается тем, что неприемлемо. Проблема в том, что от просто сокрытия подобные переживания никуда не исчезают и начинают разрушать не только психику, но и физическое здоровье человека. Вместо того чтобы отказываться от признания определенных чувств необходимо учить детей выражать их в конструктивной форме, не задерживая внутри.

Помимо таких внутренних факторов, которые впитываются в самом раннем возрасте, существует еще и внешнее воздействие. Так, стрессовые ситуации и постоянный дискомфорт, вызванный внешними событиями, приводит к эмоциональному напряжению. Сюда можно отнести нелюбимую работу, надоевшего мужа, раздражающих детей, шумных соседей, стройку за окном, нереализованные мечты. Многие из данных факторов даже не отмечаются человеком сознательно, когда он пытается разобраться в причинах собственного раздражения, но они продолжают воздействовать. И если поменять свой способ реагирования и проявления эмоций можно за несколько месяцев, то некоторые внешние обстоятельства не поддаются нашему воздействию.

Различие между нашим представлением о том, какой должен быть мир и тем, с какими его проявлениями мы сталкиваемся, является самым сильным фактором, провоцирующим эмоциональное напряжение. Различие эти могут возникать на основании объективных или выдуманных различий. Так, вполне логично ждать поддержки и внимания от близкого человека, и когда вместо этого происходит предательство или насмешки возникает напряжение. Но также это могут быть иллюзии, вызывающие все большие претензии к миру – например, желание чтобы все обедали в определенное время или понимали ваши слова с первого раза.

Дополнительными факторами, которые делают человека более восприимчивым к событиям и приводят к перенапряжению, являются повышенная усталость, депривация сна, любая неудовлетворенность. Физическое состояние играет важнейшую роль в регуляции эмоций, соответственно, если есть незначительное эмоциональное потрясение при сбалансированном ощущении тела она может пройти незамеченным. И наоборот, мимолетное замечание незнакомого человека может привести к серьезному эмоциональному срыву на фоне недосыпа и голода.

Как снять эмоциональное напряжение

Снятие эмоционального напряжения подразумевает серьезную внутреннюю и внешнюю работу, тонкое чувствование своих потребностей и возможностей, а также терпение, поскольку невозможно за пару минут снять то, что накапливалось месяцами. Займитесь переструктурированием собственной жизни и уменьшением стресса в будничных ситуациях. Для этого отлично подходит стратегия мелких задач – когда одна большая работа разбивается на несколько составляющих. Восприятие человека устроено так, что если план глобален (например, купить квартиру), то ничего кроме паники такая цель не вызовет, а откладывание выполнение будет вызывать нарастание внутреннего напряжения. Следует поставить много маленьких задач, которые в итоге приведут к желаемому. Их можно выполнять периодически и не ощущать возникающего давления.

Максимально снижайте уровень неопределенности – требуйте от людей сроки, ищите детальную информацию, проводите сравнение с аналогичными проектами. Чем больше будет ваша осведомленность о реальном положении дел, тем меньше будет разница между вашими ожиданиями и реальностью. Кроме того, это позволяет оптимально спланировать собственное время и процессы. Продумывайте возможные варианты развития событий и свои действия в них. Это уберет вас от пустого фантазирования, повышения тревожности и панического ожидания. Когда ситуация повернет не в выбранный самый позитивный вариант.

Если вы замечаете у себя повышенный уровень тревожности, которая не строится на объективных поводах, то стоит работать со своими состояниями. Для этого можно сравнивать возникающую ситуацию аналогичными, но уже успешно закончившимися, а то, что сейчас воспринимается, как трагедия хорошо ставить мысленно рядом с действительно плохими вещами (например, излишние переживания о возможной критике вашего отчета можно сравнить с болезнью близкого – уровень тревоги должен упасть). Также есть противоположная стратегия – доведение значимости и важности переживаемой ситуации до абсурдной. Раскручивая в своей голове степень влияния своего провала на презентации до того, что после этого может погаснуть солнце и вся вселенная погибнет, вы заметите эмоциональные изменения в восприятии.

Увеличивайте физическую нагрузку – это отличный способ переработки многих эмоций. Причем, вид занятий можно подбирать относительно возникающих негативных эмоций. Если это страх, то начинайте бегать, если злость – запишитесь на бокс, повышенная раздражительность – вам в бассейн. Также необходимо слушать собственное тело – если хочется потянуться, то не заставляйте себя поднимать штангу. В процессе спортивных и физических нагрузок происходит не только проработка эмоций, выплеск лишнего адреналина, но также выработка позитивных гормонов, что стабилизирует эмоциональное состояние.

Если заметили нарастающее эмоциональное напряжение, то можно прямо в этот момент снизить его при помощи дыхательных техник. Это могут упражнения из йоги или вайвейшена, просто чередование глубоких вдохов и резких выдохов – тут нет однозначного рецепта, стоит пробовать. Однако точно помогает переносить внимание с процесса мыслей на процесс дыхания.

Чтобы выпускать скопившиеся эмоции можно искать для этого различные оптимальные способы, которые не нанесут вреда людям и отношениям, хорошо, чтобы данный процесс проходил в присутствии психолога. Самостоятельно выплеснуть эмоции можно через спорт, танцы, пение, рисование (причем даже раскрашивание), лепку. Все виды творчества отлично подходят, как способ выражения своего внутреннего состояния, да еще и в форме искусства.

Ищите деятельность, приносящую вам расслабление, работайте над тем, чтобы впускать в свою жизнь больше спонтанности и находить причины для радости в каждый момент. Стремитесь уменьшить количество собственного контроля. Сведите его только к необходимым вещам, при этом не трогайте чужие жизни и убеждения. Чем меньше вещей, которые нужно держать в поле своего зрения, тем больше моментов для расслабления, а мир не рухнет без вашего вмешательства, скорее задышит свободнее и легче, как и вы сами.

Способы снятия эмоционального напряжения

В психологии разработано много методов и приемов, которые помогают снять или снизить уровень эмоционального напряжения. Некоторые из них необходимо выполнять только со специалистом, но есть и ряд методики, доступные для самостоятельного использования.

Так, очень эффективна смена деятельности, причем необходимо выбирать что-то требующее сильного мышечного напряжения или физической активности. Длительность такой смены может быть от пяти до пятнадцати минут. Можно выполнить необходимую мелкую работу по дому – помыть обувь или посуду, вынести мусор, погладить рубашку. В офисе можно пройтись за обедом, принести бумагу, полить цветы. Если есть возможность, то самое простое и действенное – выйти пройтись в быстром темпе, хорошо сочетать это с дыхательными упражнениями.

Подходят разного типа визуализации. Можно рисовать или клеить коллажи, можно составлять рисунки, используя компьютерные программы – сюда можно выплеснуть и злость, и досаду, и мечты. Также можно визуализировать в своем воображении – тут лучше работать с энергией. Когда чувствуете напряжение, стоит представить его в качестве жидкости определенного цвета и представить, как она вытекает из вас, сквозь ноги в землю. Данная техника очень заземляет, особенно хорошо, если есть возможность разуться и полностью касаться стопой поверхности земли.

Анализируйте ситуацию. Когда что-то заставляет серьезно переживать, можно в письменной форме разложить ситуацию, ответив на вопросы: что вас зацепило, какие выводы можно сделать, что привело к возникновению такой ситуации, на что она влияет, что могло спровоцировать других людей, как можно избежать или как использовать для себя. В процессе такого анализа вы не только приобретаете стратегию совладания с подобными происшествиями на будущее, но и стабилизируете свои эмоции в настоящем.

Избавляйтесь от грустных мыслей, окружайте себя позитивными людьми, поделившись с которыми печалью, вы сможете перевести восприятие из трагического в комический ракурс. Планируйте свой день таким образом, чтобы в нем всегда было место чему-то радующему или дарящему успокоение, и старайтесь ставить это на вечер – такая расстановка поможет накапливать силы в спокойные дни и нивелировать негативное воздействие в неудачные.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

напряженность психическая - это... Что такое напряженность психическая?




напряженность психическая
— психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. Н. п. сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха, однако, в отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом. Степень Н. п. определяется многими факторами, важнейшими из к-рых являются сила мотивации, значимость ситуации (см. личностный смысл), наличие опыта подобных переживаний, ригидность (негибкость) психических функциональных структур, вовлеченных в тот или иной вид деятельности. Среди факторов, порождающих Н..п., наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее социального окружения. Когда Н, п. не может быть разрешена в реальной деятельности, она активизирует механизмы психологической защиты (см. защита психологическая).

В ряде интерпретаций Н. п. совпадает с понятием психологического стресса.

Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС».
Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский.
1998.

напряженность психическая

— психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного развития событий. Сопровождается ощущением общего дискомфорта, тревоги, иногда страха. В отличие от тревоги, включает в себя готовность овладеть ситуацией, действовать в ней определенным образом.

Степень напряженности психической определяется многими факторами; важнейшие из них — сила мотивации, значимость ситуации (см. смысл личностный), наличие опыта подобных переживаний, ригидность психических функциональных структур, вовлеченных в некий вид деятельности. Среди факторов, порождающих ее, наибольшее значение имеют фрустрации и конфликты в сфере значимых отношений личности и ее окружения социального. Когда напряженность психическая не может разрешиться в реальной деятельности, она активирует механизмы защиты психологической. В ряде интерпретаций напряженность психическая совпадает с понятием психологического стресса.

По характеру влияния на эффективность деятельности выделяются:

1) состояние напряженности психической операциональной, в основе коей лежит преобладание процессуальных мотивов деятельности; оказывает на индивида мобилизующее влияние и способствует сохранению высокого уровня работоспособности;

2) состояние напряженности психической эмоциональной, развитие коей характерно выраженной отрицательной эмоциональной окраской поведения, ломкой мотивационной структуры деятельности; приводит к снижению эффективности деятельности и к ее дезорганизации.

Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест.
С. Ю. Головин.
1998.

  • направленность личности
  • наркоанализ

Смотреть что такое "напряженность психическая" в других словарях:

  • НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности факторами и предвосхищением связанных с ними неблагоприятных для нее ситуаций. Н. п. сопровождается ощущением тревоги, страха, душевного дискомфорта. Авторитарная педагогика… …   Педагогический словарь

  • НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — – специфическая реакция личности на трудную ситуацию; психическое состояние, обусловленное предвосхищением неблагоприятного для субъекта развития событий. С помощью Н. п. осуществляется переход от одного уровня регуляции к другому, более… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Напряженность психическая — одна из характеристик состояния человека. Обусловлена предвосхищением возможного неблагоприятного для субъекта развития событий. Показатели напряженности уровень и стабильность (устойчивость) определяются наличием возможностей для наилучшей… …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения

  • НАПРЯЖЕННОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ — особое психическое состояние человека, характеризующееся высокой интенсивностью физиологических и психических процессов в результате воздействия стресса …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Психическая напряженность — психическое состояние, возникающее в сложных условиях социально профессиональной деятельности и обусловленное ожиданием неблагоприятного для личности развития событий и ситуаций социального и бытового характера. Такое психическое состояние… …   Словарь черезвычайных ситуаций

  • ПСИХИЧЕСКАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ — психическое состояние, возникающее при выполнении человеком сложной задачи …   Словарь по профориентации и психологической поддержке

  • Психическая напряженность — Внутренняя, психологическая жизнь человека системна и целостна. В ней все взаимосвязано и влияет друг на друга. Невозможно, чтобы в каком то компоненте психики что то происходило совершенно независимо от того, что делается в других. Реагирует… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • фактор риска — психогенный фактор измененных (непривычных) условий существования, характеризующихся наличием угрозы для жизни. Ф. р. оказывает существенное влияние на переживание человеком экстремальной ситуации. На этапе стартового психического напряжения… …   Большая психологическая энциклопедия

  • агрессия — (от лат. aggredi нападать) целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический вред людям или… …   Большая психологическая энциклопедия

  • паника массовая — (от греч. panikуn безотчетный ужас) один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность… …   Большая психологическая энциклопедия

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о