Психология и этика деловых отношений: «Психология и этика деловых отношений» – Психологические аспекты и этика деловых отношений в бизнесе

Психологические аспекты и этика деловых отношений в бизнесе

На сегодняшний день специалистами детально рассматривается психология и этика деловых отношений. Изучая эту тему, студенту предстоит знать психологические аспекты деловых отношений и основы невербального общения, уметь соблюдать этические принципы и нормы делового общения, применять знания основ психологии при проведении деловых бесед, а также внешнеторговых переговоров.

Также, это должно дать студенту возможность овладеть навыками различных стилей делового общения и использовать методики невербального общения непосредственно при деловых переговорах.

Деловые отношения: основные психологические аспекты

Как свидетельствует практика, неудача или успех в общении зависит от подготовки к нему. Поэтому специалисты выделяют подготовительную, коммуникативную и посткоммуникативную фазу подведения итогов делового общения. На первый взгляд это слитный, порой непрерывный процесс. Но его можно рассмотреть, как локальный акт разговора с определенным собеседником, как обсуждение конкретных вопросов с некой группой людей, как информационное выступление на совещании, в аудитории, на переговорах. В каждом из случаев выделяют три этапа:


  • установление контакта;
  • ориентация в ситуации и обсуждение вопросов, принятие решений и достижение цели;
  • выход из контакта.

Такие этапы претерпевают трансформации в повседневном общении. Но, невзирая на то, с кем человек взаимодействует, все эти этапы уместны.

Общение всегда начинается с установления контакта. Деловое общение берет начало с приветственных традиционных слов. Контакт с первых минут должен показать, что открыт для общения и доброжелателен. Это достигается посредством легкой улыбки, небольшого наклона корпуса и головы в сторону собеседника, заинтересованностью и вниманием в глазах. Важно выдерживать небольшую паузу (до трех секунд). Если партнер на вас не смотрит, лучше обратиться по имени-отчеству, традиционно сказать «Здравствуйте» или «Добрый день». После небольшой паузы, когда человек ответит, включиться в общение. Если партнеров несколько, следует обратиться поочередно глазами к каждому.


Замечание 1

При контакте с группой тоже требуется пауза после приветствия. После нее необходимо представиться. Темп — не быстрый, слова — четкие, спокойная интонация. Это закладывает фундамент дальнейшего общения, демонстрирует корректность, доброжелательность, заинтересованность в общении.

Особенности восприятия партнера

Установление контакта напрямую связано с восприятием партнера, а также с возникновением первого впечатления о нем. Но вот познание объекта общения всегда начинается со знакомства с определенными сведен

Раздел VIII. ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В БИЗНЕСЕ

www.NataHaus.ru

-обсудить с ним и обосновать спорные моменты, если они известны, до начала беседы;

-всегда оставаться хладнокровным и компетентным;

-неукоснительно следить за тем, чтобы, по возможности, решения формулировались его словами;

-когда есть возможность, предоставить другим опровергать его утверждения, а затем отклонить их;


-привлечь его на свою сторону, попытаться сделать из него позитивного человека;

-беседовать с ним с глазу на глаз в перерывах и паузах переговоров, чтобы узнать истинные причины его негативной позиции;

-в экстремальных случаях настоять на том, чтобы деловая беседа была приостановлена, а позднее, когда головы остынут, продолжить ее;

-за столом или в помещении поместить его в «мертвый угол».

2. Позитивный человек. Это, конечно, самый приятный тип собеседника, добродушный и трудолюбивый, он позволяет спокойно и обоснованно провести дискуссию и вместе с ним подвести итоги беседы. По отношению к нему нужно занять следующую позицию:

— вместе выяснить и завершить рассмотрение отдельных случаев; — следить за тем, чтобы все остальные собеседники были согласны с этим позитивным

подходом в данной деловой беседе; — в трудных и спорных вопросах и обременительных ситуациях искать помощь и поддержку у

собеседника этого типа; — в группе собеседников посадить его там, где есть свободное место.

3. Всезнайка. Этот думает, что он все знает наилучшим образом. Обо всем у него есть свое мнение, он всегда требует слова. В общении с ним следует придерживаться нижеперечисленных правил:

-посадить его рядом с ведущим переговоры;

-время от времени напоминать ему, что другие тоже хотят высказаться;

-попросить его, чтобы он дал и остальным собеседникам немного потрудиться над решением;

-дать ему возможность вывести и сформулировать промежуточные заключения;

-при смелых и рискованных утверждениях дать возможность остальным собеседникам выработать и выразить свою точку зрения;

-иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые, в случае необходимости, может ответить тот, кто ведет переговоры.

4. Болтун. Часто бестактно и без всякой видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратит на свои выпады. Как к нему относиться? Вам помогут следующие рекомендации:


– как и «всезнайку», посадить его поближе к ведущему переговоры или около другой авторитетной личности;

– когда он начнет отклоняться в сторону, его нужно с максимумом такта остановить;

– когда он отойдет от темы беседы, спросить его, в чем он видит связь с предметом беседы;

–спросить поименно участников переговоров, каково их мнение;

–в случае необходимости, ограничить время отдельных выступлений и всей беседы;

–следить, чтобы он не переворачивал проблемы с «ног на голову», затем только чтобы посмотреть на них под новым углом зрения.

5.Трусишка. Этот тип собеседника отличается недостатком уверенности в публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, боясь сказать что-нибудь такое, что, по его мнению, может выглядеть глупо или даже смешно. С таким собеседником нужно обходиться очень деликатно, с чувством меры:

–задавать ему легкие информативные вопросы;

–ободрить его, чтобы он развил свое замечание или вставленное слово в ряд предложений;

–помогать ему формулировать мысли;

–решительно пресекать любые попытки насмешек;

–применять ободряющие формулировки типа: «Все бы хотели услышать и Ваше мнение»;

–специально благодарить его за любой вклад в беседу или замечание, но не делать этого свысока.

6.Хладнокровный неприступный собеседник. Такой человек замкнут, часто чувствует себя вне времени и пространства, а также вне темы и ситуации конкретной деловой беседы, так как все это ему кажется недостойным его внимания и усилий. Что делать в таком случае? Любым

этика и психология деловых отношений

Адресант-это

Адресат- это

Аффект
–это

Базовые свойства
личности

В каком году впервые
был введён термин Психология

Валидность теста
– это

  • степень
    соответствия \ идентичности измеряемой
    тестом характеристик



  • единообразие
    предъявления и обработки текста

  • способность давать
    консистентные \ непротиворечивые
    результаты при повторных использованиях

Воображение-это

  • это свойство
    человеческого разума, позволяющее нам
    как воспроизводить образы предметов
    и явлений, которые мы прежде ощущали,
    так и конструировать для себя отрезки
    реальности, которые мы никогда и никак
    не воспринимали.

Восприятие

Вербальное общение

  • общение, которое
    использует в следующие знаковые системы:
    оптико-кинетическую, паралингвистическую,
    экстралингвистическую

  • общение которое
    использует в качестве знаковой системы
    человеческую речь

  • неполный психический
    контакт при помощи письменных или
    технических устройств, затрудняющих
    или отделяющих во времени получение
    обратной связи между участниками
    общения

Включенное
наблюдение-это

  • Наблюдение, когда
    исследователь ставит перед собой задачу
    изучить интересующее его явление в том
    виде, в котором оно представлено его
    сознанию

  • Восприятие какого-либо
    явления со стороны-нет

  • Наблюдение
    изнутри, когда исследователь на время
    наблюдения становится членом организации

Группа- это

  • человеческая
    общность, выделяемая на основе
    определённого признака, например
    классовой принадлежности, наличия и
    характер совместной деятельности,
    особенностей организации

  • контактные общности,
    связанные реальным воздействием
    входящих лиц и реальными взаимоотношениями
    между ними

  • общность не имеющая
    юридически фиксированного статуса, но
    характеризующиеся сложившейся системой
    межличностных отношений


Групповая
сплоченность-это

  • процесс
    формирования особого типа связей,
    которые позволяют превратить формальное
    объединение людей в действительную
    группу, функционирующую в соответствии
    с определёнными целями и нормами и
    связанную устойчивыми эмоциональными
    отношениями

  • соотносительное
    положение(позиция)индивида или группы
    в социальной системе, определяемое по
    ряду признаков, специфичных для данной
    системы

  • поведение индивида
    относительно позиции группы, мера его
    подчинения групповому давлению, принятие
    или отвержение им групповых норм и пр

Деструктивный
конфликт

Деятельность-это

  • специфический
    вид человеческой активности, направленной
    на творческое преобразование,
    совершенствование действительности
    и самого себя

  • неспецифический
    ответ организма на любое предъявленное
    ему требование

  • приспособление
    к окружающим условиям

Дистресс- это

  • эмоционально тяжелое
    переживание человеком своей неудачи,
    сопровождающееся чувством безисходности,
    крушения надежд в достижении определённой
    желаемой цели

  • состояние
    душевного(эмоционального) и поведенческого
    расстройства, связанное с неспособностью
    человека целесообразно и разумно
    действовать в сложившейся ситуации

  • отрицательное
    влияние стрессовой ситуации на
    деятельность человека, вплоть до ее
    полного разрушения

Должностная власть
это

  • готовность людей
    изменять своё поведение, если они
    ожидают, что это поможет им болие полно
    удовлетворять свои потребности, больше
    заработать, продвинуться по службе

  • когда индивид
    подчиняется такой власти из страха
    перед тем негативным последствиями, к
    которым может привести неповиновение


  • формальное
    положение, которое занимает индивид в
    организации, обеспечивает его возможностью
    влиять на поведение подчинённых, а
    также предлагает обязанность последних
    подчинятся и согласие быть руководимы

Естественный
эксперимент-это

  • эксперимент который
    проводится в лабораторных условиях и
    строится по принципу моделирования
    организационно-психологических
    процессов и явлений

  • эксперимент,
    который проводится в конкретной ситуации

  • и то и другое верно

Императивное
общение-это

  • форма межличностного
    общения, предполагающая воздействие
    на партнёра с целью достижения своих
    скрытых намерений

  • авторитарная,
    директивная форма воздействия на
    партнёра по общения с целью достижения
    контроля за его доведением, принуждение
    его к определённым действиям

  • форма межличностного
    общения, предполагающая восприятие
    партнёра как равного, имеющего право
    на собственное решение

Индивидуальность-это

  • сочетание
    психологических особенностей человека,
    составляющих его своеобразие, его
    отличие от других людей

  • обращенность
    сознания и интересов человека на самого
    себя

  • понятие, обозначающее
    совокупность психологических качеств
    человека, составляющих его индивидуальность
    определяющих его социальные поступки

К потребностям в
независимости и самостоятельности
относятся:

  • работать без
    жесткой регламентации

  • чувствовать
    ответственность за себя и своих
    подчинённых

  • не ощущать
    жесткой финансовой и моральной
    зависимости

  • делать что-либо
    лучше других

  • быть свободным
    от опеки и жесткого контроля

К прикладным
наукам относится

  • общая психология,

  • психология личности

  • инженерная психология

  • психология спорта

  • психология управления

К фундаментальным
наукам относится

  • общая психология,

  • психология личности,

  • инженерная психология

  • психология спорта

  • психология управления

Кем был введён
термин психология

Конфликт
это

  • столкновение
    взаимоисключающих противоположно
    направленных мнений, взглядов, мотивов,
    потребностей, желаний

Конструктивный
конфликт – это

  • Разногласия,
    которые затрагивают принципиальные
    стороны, проблемы жизнедеятельности
    организации и её членов и разрешение
    которых выводит организацию на более
    высокий уровень

Конформность –
это

  • Поведение
    индивида относительно позиции группы,
    мера его подчинения групповому давлению,
    принятие или отвержение им групповых
    норм и правил

  • Процесс формирования
    в группе особого типа связей, которые
    позволяют превратить формальное
    объединение людей в действительную
    группу, функционирующую в соответствии
    с определёнными целями и нормами и
    связанную устойчивыми эмоциональными
    отношениями

  • Набор ожидаемых
    поведенческих паттернов, приписываемых
    индивиду, который занимает определённую
    позицию в группе

Лабораторный
эксперимент – это

  • Эксперимент,
    который проводится в лабораторных
    условиях и строится по принципу
    моделирования организационно-психологических
    процессов и явлений

  • эксперимент, который
    проводится в конкретной ситуации

  • и то и другое верно

Лидер- это

  • Член группы,
    который в значимых ситуациях способен
    оказывать существенное влияние на
    поведение остальных участников

  • Определённый взятый
    человек в совокупности всех присущих
    ему качеств: биологических, физических,
    социальных и тп

  • Понятие, обозначающее
    совокупность психологических качеств
    человека, составляющих его индивидуальность
    и определяющих его социальные поступки

Личность- это

  • Человек, чьё поведение
    характеризуется замедленностью реакций
    на действующие стимулы, а также речевых
    смысловых и двигательных процессов

  • Системное
    социальное качество, приобретаемое
    индивидом в предметной деятельности
    и общении и характеризующее уровень и
    качество представленности общественных
    отношений в индивиде

  • Человек, чьи установки
    и ориентации становятся исходными
    эталонами для всех

Малая
социальная группа

  • Немногочисленная
    по составу группа, члены которой
    объединены общей,,,,,,своей деятельности
    находятся в невосредственном личном
    контакте

  • Общьность не имеющая
    юридически фиксированного статуса, но
    хар-ся сложившейся системой межличностных
    отношений

  • Человеческая
    общность выделяемая на основе
    определённого признака, например
    классовой принадлежности, наличия
    характера совместной деятельности,
    особенностей организацией

Модель это

  • Совокупность
    способов и приёмов развития научного
    знания

  • Преднамеренно
    ограниченный выбор характеристик
    изучаемого объект. Обусловленный целью
    исследования и парадигмой конкретной
    научной дисциплины

  • Предложение, которое
    формулируется с целью последующей
    проверки

Монотония – это

  • Параметр приписывающий
    уровень ресурсов, которые могут быть
    использованы при выполнении работы

  • Совокупность
    психологических и психофизиологических
    особенностей человека, необходимых и
    достаточных для достижения им, при
    наличии специальных знаний, умений,
    навыков, общественно приемлемой
    эффективности труда

  • Функциональное
    состояние человека, возникающее при
    однообразной работе

Мотив-это

  • психологический
    процесс познания,, связанный с открытием
    субъективно нового знания, с решением
    задач, с творческим преобразованием
    действительности

  • динамический процесс
    физиологического и психологического
    управления поведением человека,
    определяющие его направленность ,
    организованность, активность и
    устойчивость

  • внутренняя
    устойчивая психологическая причина
    поведения человека, его поступков

Мышление-это

  • особого рода
    умственная и практическая деятельность,
    способность человека логически
    анализировать проблему

Надёжность теста-
это

  • степень соответствия
    \ идентичности измеряемой тестом
    характеристик

  • единообразие
    предъявления и обработки текста

  • способность
    давать консистентные \ непротиворечивые
    результаты при повторных использованиях

Научная гипотеза-это

  • совокупность
    способов и приёмов развития научного
    знания

  • преднамеренно
    ограниченный выбор характеристик
    изучаемого объекта, обусловленный
    целью исследования и парадигмой
    конкретной научной дисциплины

  • предложение,
    которое формулируется с целью последующей
    проверки

Невербальное
общение

  • общение, которое
    использует в следующие знаковые системы:
    оптико-кинетическую, паралингвистическую,
    экстралингвистическую

  • общение которое
    использует в качестве знаковой системы
    человеческую речь-нет

  • неполный психический
    контакт при помощи письменных или
    технических устройств, затрудняющих
    или отделяющих во времени получение
    обратной связи между участниками
    общения

Невключенное
наблюдение-это

  • Наблюдение, когда
    исследователь ставит перед собой задачу
    изучить интересующее его явление в том
    виде, в котором оно представлено его
    сознанию

  • Восприятие
    какого-либо явления со стороны

  • Наблюдение изнутри,
    когда исследователь на время наблюдения
    становится членом организации

Нормы – это

  • Исторически
    сложившиеся или установленные стандарты
    поведения и деятельности , соблюдение
    которых выступает для индивида и группы
    необходимым условием их включения в
    определённое социальное целое

  • Набор ожидаемых
    поведенческих паттернов, приписываемых
    индивиду который занимает определённую
    позицию в группе

  • Механизм, посредством
    которого группа вынуждает или стимулирует
    своего члена к соблюдению его групповых
    норм

Общение – это

  • Процесс приёма и
    переработки человеком различной
    информации, поступающей в мозг через
    органы чувств

  • Процесс управления
    человеком собственными психологическими
    и физиологическими состояниями, а также
    поступками

  • Сложный
    многоплановый процесс установления и
    развития контактов между людьми,
    порождаемый потребностями совместной
    деятельности и включающий в себя обмен
    информацией, выработку единой стратегии
    взаимодействия, восприятия и понимания
    другого человека

Опрос-это

  • совокупность
    способов и приёмов развития научного
    знания

  • метод психологического
    исследования, рассчитанный на
    непосредственное получении нужной
    информации через органы чувств

  • метод
    психологического изучения, в процессе
    применения которого людям задаются
    вопросы и на основе ответов на них судят
    о психологии этих людей

Основания власти

  • потенциальное
    основание власти, те средства, которые
    могут быть использованы

  • способность изменять
    поведение человека в заданном направлении,
    манипулируя его потребностями

  • источники
    влавствования, средства, которые
    используются для воздействия на объекты
    с целью достижения поставленных задач

Ощущение

  • отражение
    свойств предметов объективного мира,
    возникающее в результате их
    непосредственного воздействия на
    рецепторы и нервные центры коры

Память-

  • психофизиологический
    процесс материальной основой которого
    является мозг и нервная система

  • Процесс приёма
    и переработки человеком различной
    информации, поступающей в мозг через
    органы чувств

  • Отражение свойств,
    предметов при непосредственном
    воздействии на рецепторы

Перцептивная
функция общения-это

  • состоит в обмене
    информацией между индивидами

  • выражается в
    том, что общение включает в себя взаимное
    восприятие партнёрами друг друга ,
    которое во многом обеспечивает или
    затрудняет понимание общающихся

  • выражается в том ,
    что в процессе общения индивид регулирует
    как свое поведение, так и поведение
    партнёра по общению

Познавательные
процессы

это

Попустительский
стиль лидерства- это

  • при котором
    практически устраняется от активного
    управления группой и ведёт себя так,
    как если бы он был рядовым участником
    группы

  • при котором лидер
    по отношению к ведомым действует
    властно, директивно, жестко распределяя
    роли между членами группы, не позволяя
    выходить за их пределы и тщательно
    контролируя их работу во всех деталях

  • при котором лидер
    стремится управлять группой совместно
    с ведомыми, давая им достаточную свободу
    действий, позволяя обсуждать свои
    решения, поддерживая проявляемую ими
    инициативу в самых разных формах

Потребность – это

  • состояние
    нужды организма, индивида, личности в
    чем-то необходимом для их нормального
    существования

Потребность в
уважении- это

  • делать что-либо
    лучше других

  • быть свободным от
    опеки и жесткого контроля

  • получить
    похвалу со стороны коллег и руководства

  • чувствовать
    уважение со стороны сотрудников
    организации

  • добиться
    формального признания своих заслуг

Профессиональная
пригодность

  • совокупность
    психологических и психофизических
    свойств, а также специальных знаний,
    умений и навыков, необходимых для
    достижения приемлемой эффективности
    труда

Психологическая
напряженность – это

  • реакции на внешние
    или внутренние возмущения, которые
    изменяют характеристики психической
    системы и организма в целом

  • психическое
    состояние, вызванное экстремальными
    для данной личности факторами и
    предвосхищением связанных с ними
    неблагоприятных для неё ситуаций

  • временное снижение
    уровня работоспособности под действия
    фактора длительности воздействующей
    нагрузки

Работоспособность
–это

  • савокупность
    психологических и психофизиологических
    особенностей человека необходимых
    и достаточных для достижения им, при
    наличии специальных знаний, умений и
    навыков, общественно приемлимой
    эффективности труда

  • параметр,
    описывающий уровень ресурсов, которые
    могут быть использованы при выполнении
    работы

  • функциональное
    состояние человека, возникающее при
    однообразной работе

Рациональность

  • потребность в
    структурированном контроле

  • упорядочивание
    социальной и социотехнической системы
    , имеющую некоторую цель

  • наличие различных
    властных полномочий на разных
    организационных уровнях, цепочка
    формальных взаимоотношений
    руководства-подчинения, идущая от
    вершины пирамиды до её основания и
    связывающая всю организацию воедино

Ресурсы власти
это

  • источники
    влавствования, средства которые
    используются для воздействии,,,, на
    объекты с целью достижения поставленных
    задач

  • потенциальные
    основания власти, те средства, которые
    в принципе могут быть использованы

  • способность изменять
    поведение человека в заданном направлении,
    манипулируя его потребностями

Роль- это

  • механизм, посредством
    которого вынуждает или стимулирует
    своего члена к соблюдению групповых
    норм

  • набор ожидаемых
    поведенческих паттернов, приписываемых
    индивиду, который занимает определённую
    позицию в социальной группе

  • исторически
    сложившиеся или установленные стандарты
    поведения и деятельности, соблюдения
    которых выступает для индивида и группы
    необходимым условием их включения в
    определённые социальное целое

Самоактуализация
-это

Самооценка –это

  • оценка личностью
    самой себя, своих возможностей, качеств
    и места среди других людей

Свойства
нервной системы определяющие темперамент

  • сила и слабость
    нервной системы

  • подчинённость/доминантность

  • подвижность
    инертность

  • уравновешенность/неуравновешенность

Способности- это

  • психологические
    особенности человека, от которых
    зависит успешность приобретения знаний

  • психологические
    особенности человека, от которых
    зависит успешность приобретения знаний,
    умений, навыков, но которые сами к
    наличию этих знаний, навыков и умений
    не сводятся

  • психологический
    процесс познания связанный с открытие
    субъективно нового знания, с решением
    задач, с творческим преобразованием
    действительности

Стандартизованное
наблюдение

  • наблюдение,
    которое ведётся по определённой,
    зарание продуманной программе и строго
    следует ей

Стереотип это-

  • воздействие,
    обусловливающее динамику психических
    состояний индивида и относящееся к
    ней как причина к следствию

  • относительно
    устойчивый и упрощенный образ социального
    обьекта, складывающийся в условиях
    дефицита информации как результат
    обобщения личного опыта индивида и
    нередко предвзятых представлений,
    принятых в обществе

  • желаемый уровень
    самооценки личности, проявляющийся в
    степени трудности цели, которую индивид
    ставит перед собой

Стереотипизация
— это

Страсть-

  • сильное и
    длительное протекающее эмоциональное
    состояние, глубоко затрагивающее
    волевые процессы

  • эмоциональное
    состояние , характеризующиеся слабой
    интенсивностью

  • эмоциональное
    переживание, протекающее с большой и
    резко выраженной интенсивность

Такт- это

  • способность
    и умение человека безошибочно точно
    приписывать другим ожидания того, что
    они готовы от него услышать или в нем
    увидеть

  • способность давать
    консистентные \ непротиворечивые
    результаты при повторных использованиях

Умение-это

  • готовность,
    предрасположенность к определённым
    действиям или реакциям на конкретные
    стимулы

  • эмпирическое
    познание действительности

  • способность
    выполнять определённые действия с
    хорошим качеством и успешно справляться
    с деятельностью, включающей эти действия

Флегматик-это

  • человек,
    характеризующийся низким уровнем
    психологической активности,
    медлительностью, невыразительностью
    мимики, эмоционально стабилен, интроверт

Формализация-это

  • Потребность
    в структурированном контроле

  • упорядочивание
    социальной и социотехнической системы
    , имеющую некоторую цель

  • наличие различных
    властных полномочий на разных
    организационных уровнях, цепочка
    формальных взаимоотношений
    руководства-подчинения, идущая от
    вершины пирамиды до её основания и
    связывающая всю организацию воедино

Формирование
первого впечатления о человеке по
фактору привлекательности партнёра:

  • восприятие
    партнёра как чрезвычайно привлекательного
    внешне

  • социальное восприятие
    начинает работать в ситуации неравенства
    партнёров (ощущение превосходства- по
    уму, росту, мат.положения)

  • восприятие партнёра
    оценивается по отношению к нам

Холерик-это

  • человек,
    характеризующийся низким уровнем
    психологической активности,
    медлительностью, невыразительностью
    мимики, эмоционально стабилен, интроверт

  • человек быстрый,
    порывистый, резкий, способный отдаваться
    делу со страстностью, но не уравновешенного,
    склонного к бурным эмоциональным
    вспышкам и резким сменам настроения.

Ценности- это

  • готовность,
    предрасположенность к определённым
    действиям или реакциям на конкретные
    стимулы

  • базовые
    представления о том, что определённые
    идеи, цели, формы поведения или институты
    являются индивидуально или социально
    предпочтительнее иных идей, целей, форм
    поведения и тп

  • желаемый уровень
    самооценки личности, проявляющийся в
    степени трудности цели, которую индивид
    ставит перед собой

Чувства- это

  • Элементарный
    психологический процесс, представляющий
    собой субъективное отражение живым
    существом в виде психических явлений
    простейших свойств окружающего мира

  • Переживаемые
    в различной форме внутреннее отношения
    человека к тому, что присходит в его
    жизни, что он познаёт или делает

Экспертная власть-
это

  • когда работник
    обладающий глубокими профессиональными
    знаниями и навыками, приобретает
    реальную власть

  • готовность людей
    изменять своё поведение, если они
    ожидают, что это поможет им болие полно
    удовлетворять свои потребности, больше
    заработать, продвинуться по службе

  • формальное положение,
    которое занимает индивид в организации,
    обеспечивает его возможностью влиять
    на поведение подчинённых, а также
    предлагает обязанность последних
    подчинятся и согласие быть руководимы

Эффект ингибиции
это

  • под влиянием
    группы действия индивида становятся
    скованными и заторможенными

  • при совместной
    деятельности эдентичные проблемы
    решаются лучше, чем при их индивидуальном
    решении , что в группе индивид совершает
    меньше ошибок и демонстрирует более
    высокую скорость решения задач и тп

  • и то и другое

Эффект социальной
фасилитации

  • при совместной
    деятельности идентичные проблемы
    решаются лучше, чем их индивид. решении,
    что в группе индивид совершает меньше
    ошибок

Реферат Этика деловых отношений

Введение

В
большинстве стран, имеющих богатый опыт
делового общения, существует ряд строгих
правил этикета, нарушение которых может
повредить имиджу делового человека.
Сейчас, когда в стране все более
утверждается рыночная экономика, часть
серьезных бизнесменов вынуждена
обратиться к зарубежному опыту делового
общения, чтобы не выглядеть нелепо на
мировом рынке, предлагая свои товары и
услуги.

С.Л
Рубинштейн писал: «В
повседневной жизни, общаясь с людьми,
мы ориентируемся в их поведении, поскольку
мы как бы «читаем» его, т.е. расшифровываем
значение его внешних данных и раскрываем
смысл получающегося таким образом
текста в контексте, имеющем свой
внутренний психологический план. Это
«чтение» проистекает бегло, поскольку
в процессе общения с окружающими нас
людьми вырабатывается определенный,
более или менее автоматически
функционирующий подтекст к их поведению».

Исследования
психологии масс дают немало для понимания
психологии межличностного общения в
соответствующей обстановке. Живя в
обществе, человек сталкивается с
деятельностью этих массовых собраний,
испытывает на себе их влияние, оказывается
их участником. Все это оказывает
психологическое воздействие на него,
в том числе как на субъекта деятельности
и общения с другими людьми.

1. Сущность этики деловых отношений

деловой
этикет коммуникативный

Под
этикой в широком смысле понимается
система универсальных и специфических
нравственных требований и норм поведения,
реализуемых в процессе общественной
жизни. Соответственно, этика деловых
отношений выделяет одну из сфер
общественной жизни.
Базируясь
на общечеловеческих нормах и правилах
поведения, этические нормы служебных
отношений имеют некоторые отличительные
особенности.

Этике
деловых отношений уделяется в последнее
время все большее внимание. Это выражается
в увеличении объема обучающих программ
в системе вузовской и послевузовской
подготовки по соответствующим дисциплинам
(например, «этика и деловой этикет»,
«этика бизнеса», «этика и этикет деловых
отношений» и др.). Курсы изучения основ
общей этики поведения вводятся также
в некоторые школьные программы, в систему
среднего специального образования,
причем с течением времени охват учебных
заведений подобными курсами увеличивается.

Работодатели
уделяют все большее внимание вопросам
этики деловых и личностных взаимоотношений
при отборе персонала и его приеме на
работу, а также в процессе непосредственного
выполнения сотрудниками своей
профессиональной роли. При этом необходимо
подчеркнуть, что понятие «профессиональная
роль» включает в себя не только способности
к выполнению должностных обязанностей,
но и навыки взаимоотношений с внешним
окружением (коллегами, руководством,
подчиненными, клиентами, партнерами и
др.) в процессе реализации зафиксированных
для конкретной должности профессиональных
задач или функций. Соблюдение этики
деловых отношений является одним из
главных критериев оценки профессионализма
как отдельного сотрудника, так и
организации в целом.

Выполнение
сотрудниками какой-либо организации
норм и правил этики деловых отношений
становится ее «визитной карточкой» и
определяет во многих случаях тот факт,
будет ли внешний партнер или клиент
иметь дело с данной организацией в
дальнейшем и насколько эффективно будут
строиться их взаимоотношения.

Использование
норм и правил этики деловых отношений
воспринимается окружающими благожелательно
в любом случае, даже если человек не
обладает достаточно отработанными
навыками применения правил этики. Эффект
восприятия усиливается многократно,
если этичное поведение становится
естественным и ненарочитым. Это происходит
тогда, когда правила этики являются
внутренней психологической потребностью
человека, а также отработаны в процессе
систематического тренинга. Причем этот
тренинг предполагает использование
как специальных обучающих практических
занятий в рамках той или иной образовательной
программы, так и любой ситуации,
складывающейся в процессе профессиональной
деятельности, для отработки навыков
этики взаимоотношений. Например, изучив
правила проведения деловой беседы или
телефонных переговоров, можно использовать
любую беседу в качестве тренинга.

Необходимо
отмстить, что указанный подход следует
распространить не только на сферу
служебных взаимоотношений, но и
использовать соответствующие жизненные
ситуации в отношениях с друзьями,
родственниками, случайными собеседниками.

Еще
раз следует подчеркнуть, что этика
включает в себя систему универсальных
и специфических (например, для какой-либо
профессиональной деятельности)
нравственных требований и норм поведения,
т.е. этика деловых отношений основывается
на общих правилах поведения, выработанных
людьми в процессе совместной
жизнедеятельности. Естественно, что
многие нормы взаимоотношений в деловой
обстановке справедливы для повседневной
жизни, и наоборот, практически все
правила межличностных взаимоотношений
находят свое отражение в служебной
этике.

Вряд
ли можно считать правильным такое
положение, когда один и тот же человек
ведет себя принципиально по-разному в
деловой и домашней обстановке. Корректным
во взаимоотношениях, внимательным и
вежливым с людьми надо быть всегда
и везде.
Сказанное не исключает, например,
определенную твердость и организаторские
навыки во взаимоотношениях с близкими,
равно как и чуткое отношение к личным
проблемам коллег по работе.

Известна
древняя мудрость: «относись к другому
так, как ты хочешь, чтобы относились к
тебе». Дальнейшее описание норм и правил
этики деловых отношений раскрывает
сущность приведенного высказывания,
т.е., другими словами, отвечает на вопрос:
какого отношения к себе мы хотим?

Вряд
ли подвергается сомнению тот факт, что
отношение окружающих к конкретному
человеку (и наоборот) в процессе
профессиональной деятельности является
продолжением
отношений, складывающихся в общественной
жизни в целом. Желательные проявления
отношения других к себе в повседневной
жизни мы естественным образом переносим
и в сферу деловых отношений. Соответственно,
окружающие люди ждут от нас знания
правил поведения и умения воплощать их
на практике.

Взаимосвязь
этики в широком смысле и деловой этики
можно проследить на логической
последовательности отдельных проблем
восприятия людьми друг друга. Благоприятная
основа для знакомства, для дальнейших
взаимоотношений во многом закладывается
в первые моменты встречи. Существенную
роль при этом играет внешний облик
человека, его соответствие ситуации,
что демонстрирует уважительное отношение
к другому. Немаловажную роль играет в
данном случае такая кажущаяся мелочью
деталь, как этика приветствия, рукопожатия
и представления человека человеку. Эти
начальные нюансы взаимоотношений важны
как в повседневной, так и в деловой
жизни.

Для
установления приятных и полезных деловых
взаимоотношений необходимо уметь
заинтересовать человека своими четкими
и в то же время образными высказываниями,
вниманием к сущности вопроса. Эти
проблемы решаются при отработке навыков
риторики, важных в повседневной жизни
и особенно в служебной обстановке. Эти
навыки должны найти свое воплощение в
специальных правилах подготовки и
ведения беседы, так как с необходимостью
их применения мы сталкиваемся повсеместно.
Достижение результата беседы, причем
в уважительной форме, является важным
условием как в бытовой, так и в деловой
обстановке.

Частным
вариантом беседы выступает телефонный
разговор. Общие
правила
этики (такие, как, например, вежливость,
внимательность к собеседнику, умение
направлять беседу и т.п.) дополняются в
данном случае некоторыми специальными,
определяемыми спецификой телефонного
разговора. Использование этих правил
позволит составить положительное мнение
о собеседнике вне зависимости от того,
какой разговор происходил –
личный или деловой.

Проведение
любых бесед подводит к необходимости
высказывания в адрес своих собеседников
критических замечаний или суждений,
поскольку нас не всегда устраивают
поступки и высказывания нашего окружения.
Общая и деловая этика критических
замечаний в чей-либо адрес содержит
сходные
правила,
которые, в свою очередь, основываются
на главных нормах этических взаимоотношений.

Итак,
практически все направления деловой
этики имеют правила, применимые этикой
поведения в широком смысле. Кроме того,
все без исключения направления деловой
этики базируются на основополагающих
нормах этики. К ним можно отнести уважение
чувства собственного достоинства и
личного статуса другого человека,
понимание интересов и мотивов поведения
окружающих, социальную ответственность
за их психологическую защищенность и
т.п.

Методическое пособие

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ

«МОЗЫРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ»

по дисциплине

«Психология и этика деловых отношений»

по специальности
2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и
контроль»

Разработал
преподаватель О.В. Мельникова

Утверждено
на заседании цикловой комиссии

социально-гуманитарных
дисциплин

Протокол
№ ____ от ___________ 2011 г.

Председатель
цикловой комиссии


/В. А. Коноплич /

Мозырь

2011 Автор:

О.В.
Мельникова,
педагог-психолог,
преподаватель Мозыркого государственного
политехнического колледжа.

Рецензент:

О.С.
Сотниченко,
социальный
педагог, преподаватель Мозыркого
государственного политехнического
колледжа.

Методические
указания по дисциплине «Психология и
этика деловых отношений» разработаны
в соответствии с типовой учебной
программой для учреждений, обеспечивающих
получение среднего специального
образования. Программа разработана
Министерством образования РБ 25.06.2007г.

Учебно-методическое
пособие содержит краткие теоретические
сведения по дисциплине с определениями
ключевых понятий по каждой теме. Для
успешной самостоятельной работы над
учебным курсом каждая тема заканчивается
вопросами для самоконтроля. В начале
пособия приводится список основной и
дополнительной литературы, рекомендованной
для использования в процессе самоподготовки.
В указаниях даны задания для домашних
контрольных работ.

Методические
указания предназначены для учащихся
заочной формы обучения по специальности
«Бухгалтерский учет, анализ и контроль»

Введение

Актуальность курса
«Психология и этика деловых отношений»
обусловлена тем, что в настоящее время
существует потребность в подготовке
специалистов высокого профессионального
уровня, способных придать формирующимся
рыночным отношениям цивилизованный
характер.

Все виды деятельности
человека — профессиональная, менеджерская,
предпринимательская, любая другая,
предполагающая управление и взаимодействие
с людьми, осуществляются в ходе делового
общения. Деловое общение ведется по
определенным правилам, знание которых
помогает не только избежать ошибок, но
и найти наиболее оптимальный путь в
решении многих проблем.

Профессиональная
психология и этика представляют собой
совокупность этических норм и принципов,
психологических качеств и установок,
а также технологических правил, которые
специалист должен знать и умело применять
в своей деятельности. Иными словами,
это — этика, психология и технология
делового общения.

Этика – это
совокупность норм поведения делового
человека, требования, предъявляемые,
обществом к его стилю работы, характеру
общения между участниками бизнеса, их
социальному облику. Это адаптированные
к нуждам делового человека сведения об
этических понятиях, о моральных
требованиях к стилю работы и облику.
Это – этика деловых бесед и переговоров,
этика составления документации,
использование этических методов
конкуренции.

Этика
включает и деловой этикет, который
формируется под влиянием традиций и
определенных сложившихся исторических
условий конкретной страны. Деловой
этикет – это определенные нормы,
регламентирующие стиль работы, манеру
общения между фирмами, внешний вид
бизнесменов и т. д.

Но наряду с
этическими нормами и ценностями,
базирующимися на принципах долженствования,
от современного делового человека
требуются психологические знания,
умения и навыки. Требуется умение
привлекать к себе людей, строить
человеческие взаимоотношения, знать
людей, объединять их для решения стоящих
перед коллективом задач.

Профессиональная
этика и психология, как и любая другая
социальная теория, не может представлять
абсолютную истину в поведении людей.
Каждое поколение должно решать эти
задачи вновь и вновь творчески и
самостоятельно, совершенствуя механизмы
связей и взаимодействия человека и
общества.

Изучение курса
составляет одно из важнейших направлений
гуманитарной подготовки современного
специалиста. Овладение содержанием
курса будет способствовать выработке
у студентов способности к самостоятельному
осмыслению событий, умению анализировать
их, самоопределению в нестандартных
ситуациях и изменившемся современном
мире.

Главная
цель курса — представить этические и
психологические основы профессиональной
деятельности, помочь учащимся
сориентироваться во всей сложности и
многообразии деловых отношений, усвоить
идеи, подходы, приемы, накопленные
практикой современного предпринимательства
в нашей стране и за рубежом.

В результате
самостоятельного изучения курса,
отработке практических занятий и
прослушивания во время сессии отдельно
отобранных тем студенты должны:

  • иметь четкое
    представление о деловой этике, психологии
    взаимоотношений;

  • знать и уметь
    применять на практике технологию
    делового общения;

  • усвоить нормы и
    правила делового этикета в нашей стране
    и за рубежом, руководствоваться ими в
    практической деятельности.

Порядок изучения дисциплины учащимися
заочного отделения следующий:

  • самостоятельное изучения учебной
    литературы;

  • выполнение практических работ в период
    сессии;

  • прослушивание лекций в период сессии

Целью данного методического пособия
является оказание помощи учащимся
заочного отделения в изучении дисциплины
«Психология и этика деловых отношений».

Для этого в пособии кратко изложены
изучаемые темы, показывающие основные
моменты, которые должен знать специалист,
указаны литературные источники по
прорабатываемой теме, приведены
контрольные вопросы для самоконтроля
качества усвоения изученной темы.

Лекция № 4. Психологические основы деловых отношений

1.
Психологические основы делового общения.

2.
Восприятие в процессе делового общения

3.
Общение как коммуникация

4.
Общение как взаимодействие

Литература

1.
Психология и этика делового общения:
Учебник для вузов / под ред.

Проф.
В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. –
415 с.

2.Солякин
А.В., Богатырева Н.А. Деловое общение. –
М.:»Приор-издат»,

2005.
– 144 с.

3.Титова
Л.Г. Деловое общение. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2005. -271 с.

4.Урбанович
А.А. Психология управления. – Минск:
Харвест, 2004. – 639 с.

1.
Психологические основы делового общения.
Общение лежит
в основе любого вида человеческой
деятельности и служит жизненно важной
цели установления взаимосвязей и
сотрудничества людей. Способность к
общению относится к числу важнейших
человеческих качеств.

Наиболее
простая модель общения может быть
представлена схемой (см. рис.1):

С1———————- с2

Рис.1.
Модель общения

В
качестве субъектов общения может
выступать как индивидуум, так и группа.

Любое
общее дело предполагает общение и
взаимодействие участников как необходимое
средство обеспечения его эффектив­ности.
Деятельность не может ни возникнуть,
ни осуществляться без интенсивного
общения.

Деловое
общение, направленное на согласование
и объединение усилий людей с целью
налаживания отношений и достижения
общего результата; когда учитывают
особенности личности, характера,
возраста, настроения собесед­ника,
но интересы дела более значимы, чем
возмож­ные личностные расхождения.

Специфика
делового общения

обусловлена тем, что оно возникает на
основе и по поводу определенного вида
дея­тельности, связанной с производством
какого-либо про­дукта или делового
эффекта. При этом стороны делового
общения выступают в формальных
(официальных) стату­сах, которые
определяют необходимые нормы и стандар­ты
(в том числе и этические) поведения
людей.

В
деловом общении предметом общения
является дело (см. рис.2).

Дело

Психология и этика деловых отношений: «Психология и этика деловых отношений» – Психологические аспекты и этика деловых отношений в бизнесе

Собеседник 1 Собеседник 2

Рис.2.Взаимодействие
субъектов делового общения

Особенности
делового общения заключаются в том
,
что:


партнер в деловом общении всегда
выступает как личность, значимая для
субъекта;


общающихся людей отличает хорошее
взаимопонимание в вопросах дела;


основная задача делового общения –
продуктивное сотрудничество.

Деловое
общение представляет собой особую форму
взаимодействия людей в процессе
определенного вида трудовой деятельности,
кото­рая обеспечивает успех общего
дела.

Содержание
делового общения

– социально-значимая совмест­ная
деятельность людей, которая предполагает
согласованность Действий, понимание и
принятие каждым ее участником целей,
задач и специфики этой деятельности,
своей роли и своих воз­можностей по
ее реализации.

Цель
делового общения

– организация и оптимизация опреде­ленного
вида совместной предметной деятельности.

Под
функциями делового общения

понимают те роли и задачи, которые
выполняет общение в процессе социального
бытия человека.

1.
Аффективно-коммуникативная
(перцептивная) функция, в основе которой
лежит восприятие и понимание другого
человека, в том числе партнера по общению,
направлена на регуляцию эмо­циональной
сферы психики человека, поскольку
общение являет­ся важнейшей детерминантой
эмоциональных состояний челове­ка.

2.
Информационно-коммуникативная
(коммуникативная) функция общения
заключа­ется в любом виде обмена
информацией между взаимодействующи­ми
индивидами.

3.
Регуляционно-коммуникативная
(интерактивная) функция об­щения
заключается в регуляции поведения и
непосредственной орга­низации
совместной деятельности людей в процессе
их взаимодей­ствия.

Этика и психология делового общения

этика и психология общенияПсихология и этика делового общения выступает одной из частей комплекса психологических наук, поскольку она опирается на принципы и основные категории, разрабатываемые общей психологией. Ее востребованность вызвана основной функцией современного руководителя: разрешение психологических проблем в коллективе в процессе общения, как с коллегами, так и с подчиненными, начальством. В настоящее время в вузах ввели учебную дисциплину «Психология и этика делового общения», которая носит прикладной характер. Ее целью выступает способствование формирования соответствующих нравственных и психологических качеств как важных условий в повседневной деятельности, а также поведении человека.

Психология и этика делового общения учитывается между предприятиями, в отношении между социальной средой и предприятием, внутри одного предприятия — между подчиненными и руководителем, между людьми одного статуса. Отмечается своя специфика между сторонами разных видов делового общения. Их задача состоит в формулировании принципов делового общения, которые соответствуют всем видам делового общения, однако не противоречат нравственным общим принципам поведения людей. Одновременно они выступают надежным инструментом в координации деятельности индивидов, участвующих в деловом общении.

Принцип этики делового общения заключается в императиве И.Канта: «поступай так, чтобы максимум твоей воли имел силу принципа всеобщего законодательства». Относительно психологии и этики делового общения этот принцип формулируется следующим образом: деловое общение строится на максимуме воли индивида, которое должно быть совместимо с нравственными ценностями других индивидов, участвующих в общении, и включало координацию интересов всех участвующих сторон.

Поэтому психология и этика делового общения включает координацию, а по возможности также и гармонизацию интересов. Конечно, если оно происходит с использованием этических средств, а также во имя оправданных моральных целей. Зачастую совсем непросто сделать правильный этический выбор, а также принять индивидуальное решение. Свободу выбора предоставляют рыночные отношения, однако вместе с тем они же увеличивают варианты решений и рождают комплексы моральных дилемм, которые поджидают деловых людей повсеместно в процессе их общения и деятельности.

Проблематичность и трудность в выборе нравственной позиции относительно общения заключается в уяснении того, что в морали нет абсолютной истины, а также высшего судьи среди индивидов. Когда заходит речь об этических промахах других, то не следует превращать «моральных мух» в «моральных слонов». А когда касается собственных промахов, то следует поступить наоборот. В морали необходимо хвалить других и предъявлять претензии только к себе. Ведь нравственное отношение окружающих к нам, напрямую зависит от нас самих. Когда речь заходит об утверждении моральных норм то, прежде всего, основной императив поведения – «начни с себя».

Следует отметить, что главное правило в психологии и этики делового общения это — всегда относиться к людям так, как бы вы желали, чтобы к вам относились.

Отрицательная форма формулировки Конфуция — не делай другим того, чего не желаешь себе. Данное правило в психологии применительно и к деловому общению, однако относительно отдельных видов: (руководитель-подчиненный) — «сверху-вниз»; (подчиненный-руководитель) — «снизу-вверх», (сотрудник-сотрудник) — по горизонтали» нуждается в конкретизации.

Психология и этика делового общения «сверху-вниз» включает золотое правило этики, которое гласит: «относитесь к своему подчиненному так, как вы бы желали, чтобы к вам относился руководитель». Успех и искусство делового общения определяются принципами и этическими нормами, которые применяет руководитель относительно своих подчиненных. К принципам и нормам относится приемлемое этическое (на службе) поведение. Эти нормы относятся, прежде всего, к тому, на основе чего идут распоряжения в процессе управления, а также как выражается служебная дисциплина, которая определяет деловое общение.

Отсутствие соблюдения психологии и этики делового общения между подчиненными и руководителем приводит к дискомфорту в коллективе, а также нравственной незащищенности. Поскольку отношение руководителя к подчиненным напрямую влияет на характер делового общения и зачастую отвечает за нравственно — психологический климат в коллективе.

Психология и этика делового общения формирует нравственные эталоны, а также образцы поведения. Для того чтобы организацию сплотить и наделить моральными высокими нормами общения, важно приобщать коллектив к целям организации. Индивид будет чувствовать себя психологически и нравственно комфортно, когда осуществится его идентификация с коллективом. Одновременно с тем, каждый человек желает остаться индивидуальностью, хочет чтобы его уважали таким, каким он является. При возникновении трудностей и проблем, которые связанны с безответственностью, руководителю следует выяснить их причины.

Если проблема в невежестве, то бесконечно попрекать подчиненного слабостями и недостатками не стоит. Лучше подумайте, как помочь ему их преодолеть, опираясь на его сильные стороны. При не выполнении сотрудником вашего распоряжения, необходимо ему дать понять, что вы это знаете, иначе он решит, что вас провел. Если руководитель не делает подчиненному соответствующего замечания — значит не выполняет прямых обязанностей и поэтому поступает неэтично. Важно сделать замечание сотруднику по всем этическим нормам. С этой целью собирается вся информация по конкретному случаю и выбирается правильная форма общения. Сначала предоставьте возможность сотруднику объяснить причину не сделанного задания, возможно, он назовет неизвестные для вас факты. Все ваши замечания делайте один на один – очень важно уважать достоинства, а также чувства подчиненного. Критикуйте поступки и действия, а не личность человека. Когда это уместно, применяйте следующий прием: прячьте критику между комплиментами. Заканчивайте всегда разговор на дружеской ноте и найдите время, чтобы показать человеку, что вы не держите на него зла. Не советуйте подчиненным в личных делах. В случае если совет не поможет — на вас ляжет вся ответственность. Относитесь к подчиненным, как ко всем равноправным членам коллектива, не обрастая любимчиками. Не давайте возможность подчиненным заметить, что вы не владеете ситуацией. Это очень важно для сохранения уважения. Придерживайтесь принципа распределительной справедливости: за заслуги даем вознаграждение. Поощряйте коллектив, даже если успех достигнут самим руководителем. Укрепляйте в подчиненном чувство собственного достоинства. Отлично выполненная работа заслуживает как материального, так и морального поощрения. Хвалите своих сотрудников. Те привилегии, которыми вы пользуетесь, должны распространяться также и на всех членов коллектива. Подчиненным доверяйте, признавая собственные ошибки, ведь члены коллектива все равно узнают о них. Утаивание ошибок — это проявление непорядочности и слабости. Защищайте своих сотрудников и будьте им преданными, а они в свою очередь ответят в будущем тем же.

Выбирая правильную форму распоряжения, учитывайте такие факторы:

  • ситуацию, а также наличие времени для нюансов;
  • личность подчиненного: добросовестный, квалифицированный работник или такой, которого нужно подталкивать.

Формами распоряжения могут выступить: просьба, приказ, «доброволец», вопрос.

Приказ зачастую используют в чрезвычайной ситуации и относительно недобросовестных сотрудников.

Просьба используется в рядовой ситуации и если отношение «руководитель – подчиненные» основано на доброжелательности и доверии.

Вопрос применяется, если есть необходимость обсудить, а также подтолкнуть сотрудника к лучшему выполнению работы или для того, чтобы он взял инициативу на себя.

«Доброволец» подходит для ситуации, когда нет желающих сделать работу, но она обязательно должна быть выполнена. Зачастую доброволец надеется, что его инициативу оценят соответствующим образом.

Психология и этика делового общения «снизу-вверх» включает следующее этическое правило: ваше отношение к своему руководителю должно быть таким, как бы вы хотели чтобы к вам относились ваши подчиненные.

Очень важно знать, как необходимо обращаться, а также относиться к своему руководителю. Используя этические нормы, можно на свою сторону привлечь руководителя или сделать его своим союзником, а можно настроить и против себя, сделав при этом своим недоброжелателем.

Вот некоторые этические нормы, а также принципы, которые используют в общении с руководителем. Старайтесь помогать руководителю создавать в коллективе доброжелательную атмосферу, упрочняйте справедливые отношения. Ваш руководитель в этом нуждается в самую первую очередь. Не навязывайте руководителю личную точку зрения, не командуйте им. Высказывайте замечания и предложения только вежливо и тактично. Если в коллективе предвидится или уже что-то случилось, то об этом следует сообщить руководителю. В случае неприятностей следует помочь в облегчении выхода из данной ситуации, предложив свое решение. Не говорите с начальником только в категорическом тоне, не говорите всегда «да» или «нет». Поддакивающий подчиненный создает впечатление льстеца, а человек, говорящий нет является раздражителем. Будьте надежны и преданы, однако не будьте подхалимом. Имейте свои принципы, а также характер. Человек, не имеющий устойчивый характер и твердых принципов не вызывает доверие. Не обращайтесь за советом, помощью, предложением «через голову» непосредственно к руководителю именно вашего руководителя. Исключением являются экстренные случаи.

Психология и этика делового общения «по горизонтали». Общий принцип общения гласит: относитесь к своему коллеге так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Принципы этики делового общения:

  • старайтесь достичь четкого разделения ответственности и прав при выполнении общей работы;
  • не требуйте к себе особых привилегий или особенного отношения со стороны другого сотрудника;
  • за свою работу отвечайте сами, а не сваливайте вину на сотрудников;
  • отбрасывайте сплетни в общении и предрассудки;
  • называйте по имени своих собеседников и старайтесь это почаще делать.

Будьте дружелюбны, улыбайтесь, используйте многообразие средств и приемов, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Не забывайте: что посеешь, то и пожнешь. Давайте те обещания, которые сможете выполнить. Не преувеличивайте деловые возможности и свою значимость. Не лезьте к сотрудникам в душу. Не спрашивайте на работе о личных делах. Старайтесь не себя слушать, а другого. Не пытайтесь показаться умнее, лучше, интереснее, чем есть вы на самом деле. Все равно это выплывет наружу. Шлите импульсы ваших симпатий взглядом, словом, жестом и дайте собеседнику понять, что он интересует вас. Смотрите и улыбайтесь прямо в глаза. Рассматривайте сотрудников как личностей, которых необходимо уважать самих по себе, а не как средство в достижении личных целей.этика и психология общения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *