Развитие мира: Куда идет человечество? Тенденции развития современного мира. – Вы точно человек?
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_7",blockId:rtbBlockID,pageNumber:7,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_7").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_7");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Идея развития мира — Философия
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_6",blockId:rtbBlockID,pageNumber:6,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_6").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_6");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Идея развития мира складывалась в человеческом сознании на протяжении веков. Было время, когда представления о развитии как таковом вообще не существовало. Для этого недоставало конкретных знаний о развивающихся объектах (геологических, биологических и других).
Античные диалектики, рассматривая космос как связное целое, больше всего интересовались процессом возникновения и превращения одних явлений в другие. Они считали, что становление предполагает взаимодействие и взаимный переход противоположностей: холодного и теплого, сухого и влажного, света и тьмы, многого и единого, добра и зла. Но правильно представляя мир непрерывно движущимся, изменчивым, а все явления взаимосвязанными, переходящими друг в друга, греки в то же время не смогли подняться до понимания развития мира как постоянного возникновения чего-то принципиально нового, необратимого. Это объясняется особенностями их культуры, мировоззрения.
Для греческой культуры высшей ценностью была яркая жизнь, наслаждение прекрасным; в это мировосприятие плохо вписывались представления о неизбежности смерти. Выход был найден в концепции великого круговорота. Согласно ей, все в мире повторяется, и после великого года, равного многим тысячелетиям, все снова возвращается «на круги своя». Получалось, что в мире все подвержено циклическим возвратным изменениям. Воспроизведение раз навсегда установленной структуры считалось то мудрым творением высших сил, то естественным порядком вещей. Даже диалектик Гераклит утверждал: «Мир единый не создан никем из людей и никем из богов, но был, есть и будет вечно воспламеняющийся и угасающий огонь». Признавая, следовательно, мир вечным и несотворимым, он вместе с тем провозглашал постоянную циклическую повторяемость «воспламенений» и «угасаний».
Понять развитие как процесс качественных изменений, появления принципиально нового по сравнению с прошлым можно было, только осмыслив время как особое объективное свойство окружающего
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_5",blockId:rtbBlockID,pageNumber:5,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_5").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_5");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);мира. Шаг в этом направлении был сделан в средние века в христианской философии истории. Для христианского мировоззрения жизнь есть напряженное ожидание будущего (грядущего пришествия спасителя, мессии). Она устремлена вперед, как бы развернута от прошлого в будущее.
Так, хотя и на идеалистической, религиозной основе, возникает представление о временной направленности, неповторимости событий индивидуальной и общественной жизни. Ранний христианский философ и богослов Августин уподоблял историю общества человеческой жизни: младенчеству, детству, отрочеству, юности, зрелости, старости, смерти. Рождение человека он сопоставлял с началом истории, а смерть — со страшным судом. Эта схема в известной мере преодолевала цикличность античной модели.
Важный шаг к идее развития мира сделал Декарт. Бог, создавая мир, полагал он, дал ему импульс, толчок, подобно тому как часовщик, заводя часы, сообщает им движение. Получив этот импульс, природа начала «распутывать первоначальный хаос», порождая новые формы. У Декарта понятие развития не распространялось на общество. Но эпоха буржуазных революций заставляла задумываться и об этом, пробуждала интерес к истории. Французские просветители Вольтер и Руссо выдвинули идею исторического развития, включающего и этапы революционных преобразований. Кондорсе дополнил их взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития. Движущими силами развития общества у всех этих мыслителей оказывались духовные факторы (моральные, религиозные и другие идеи).
Синтез разных догадок и формирование теории развития были осуществлены в немецкой классической философии. Применив понятие развития к Солнечной системе и другим звездным мирам, Кант вместе с тем поставил вопрос и о развитии нравственности, о социальном развитии человека. Его ученик Гердер предпринял первую попытку последовательного рассмотрения исторического развития народов и культур.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_4",blockId:rtbBlockID,pageNumber:4,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_4").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_4");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Целостную концепцию развития, прежде всего исторического развития человечества с позиций объективного идеализма, разработал Гегель. «Гегелевский способ мышления,— писал Энгельс,— отличался от способа мышления всех других философов огромным историческим чутьем, которое лежало в его основе… Он первый пытался показать развитие, внутреннюю связь истории…». Учение Гегеля было выдающимся достижением мысли, существенно продвинувшим философское понимание развития. Вместе с тем оно явилось необходимой предпосылкой для следующего серьезного шага — разработки Марксом и Энгельсом материалистической диалектики — богатого, емкого учения о развитии природных, общественных, духовных явлений.
Как менялись представления о Вселенной / Newtonew: новости сетевого образования
Как только человек обзавёлся разумом, он стал интересоваться тем, как всё устроено. Почему вода не переливается за край мира? Вращается ли Солнце вокруг Земли? Что находится внутри чёрных дыр?
Сократовское «Я знаю, что ничего не знаю» означает, что мы осознаём количество ещё неизведанного в этом мире. Мы прошли путь от мифов до квантовой физики, однако вопросов до сих пор больше, чем ответов, и они становятся лишь сложнее.
Миф — первый способ, с помощью которого люди объясняли происхождение и устройство всего окружающего и своё собственное существование. Космогонические мифы рассказывают о том, как из хаоса или небытия появился мир. Сотворением вселенной в мифе занимаются божества. В зависимости от конкретной культуры получившаяся космология (представление об устройстве мира) различается. Например, небесная твердь могла казаться крышкой, скорлупой мирового яйца, створкой гигантской раковины или черепом великана.
Как правило, во всех этих историях присутствует разделение первоначального хаоса на небо и землю (верх и низ), создание оси (стержня мироздания), сотворение природных объектов и живых существ. Общие для разных народов базовые понятия называются архетипами.
О ранних стадиях эволюции Вселенной и происхождении химических элементов рассказывает в лекции «Постнауки» физик Александр Иванчик.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_3",blockId:rtbBlockID,pageNumber:3,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_3").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_3");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);Иллюстрация к скандинавским сказаниям — новый мир, который появится после конца света, Рагнарёка.
Источник: Wikipedia
Мир как тело
Древний человек познавал мир с помощью своего тела, измерял расстояния шагами и локтями, много работал руками. Это нашло отражение в олицетворении природы (гром — результат ударов божьего молота, ветер — божество дует). Мир тоже ассоциировался с большим телом.
Например, в скандинавской мифологии мир был создан из тела великана Имира, глаза которого стали водоёмами, а волосы — лесами. В индуистской мифологии эту функцию взял на себя Пуруша, в китайской — Паньгу. Во всех случаях устройство видимого мира связывается с телом антропоморфного существа, великого предка или божества, приносящего себя в жертву, чтобы мир появился. Сам человек при этом — микрокосм, вселенная в миниатюре.
Великое древо
Ещё один архетипический сюжет, который часто появляется у разных народов — ось мира, мировая гора или же мировое древо. Например, ясень Иггдрасиль у скандинавов. Изображения дерева, в центре которого находится фигурка человека, встречались также у майя и ацтеков. В индуистских Ведах священное древо называлось Ашваттха, в тюркской мифологии — Байтерек. Мировое древо связывает нижний, средний и верхний миры, его корни находятся в подземных областях, а крона уходит в небеса.
Вышивка с изображением великого ясеня Иггдрасиль.
Источник: Wikipedia
Покатай меня, большая черепаха!
Мифологема плавающей в безбрежном океане мировой черепахи, на спине которой покоится Земля, встречается у народов Древней Индии и Древнего Китая, в преданиях коренного населения Северной Америки. В разных вариантах мифа о гигантских «поддерживающих животных» упоминаются слон, змея и кит.
Гравюра конца XIX века, изображающая мировую черепаху.
Источник: Wikipedia
Греческие философы заложили астрономические представления, которыми мы пользуемся и сегодня. Разные философы их школы имели свою точку зрения на модель мироздания. В большинстве своём они придерживались геоцентрической системы мира.
Геоцентризм — это убеждение, что неподвижная Земля находится в центре мироздания, а Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неё.
Масштабную энциклопедию астрономических и математических знаний создал Птолемей. Описанная им геоцентрическая система мира была наиболее общепризнанной до коперниканского переворота в эпоху Возрождения. Аристотель также считал, что Земля неподвижна, указывая, что небесные тела прикреплены к твёрдым «небесным сферам».
Некоторые представители пифагорейской школы полагали, что и, Солнце, и Луна и планеты вращаются вокруг Центрального Огня, Гестии. Такую модель называют пироцентрической.
Аристарх Самосский предложил гелиоцентрическую систему мира, согласно которой Солнце — центральное небесное тело, а также предположил, что Земля меньше Солнца. Однако идея о том, что центр космоса — Земля, была популярна ещё долго.
Изображение птолемеевской геоцентрической системы мира.
Источник: Wikipedia
В своих представлениях мыслители европейского средневековья опирались на работы античных философов, принимали системы Птолемея и Аристотеля. Главной концепцией мира оставался геоцентризм, средневековыми философами дополнялось и расширялось представление о небесных сферах. При этом античная мудрость дополнялась христианскими воззрениями.
На представления о мире основное влияние оказывала Церковь, а источниками знаний были монастыри.
Мир на средневековых изображениях — это мир глазами Бога. Все существующие вещи имеют глубокий духовный смысл. Большое развитие получает учение Платона о вещах и идеях, согласно которому все явления и объекты земного мира — это частные проявления божественных идей из горнего мира.
Для европейской средневековой миниатюры и скульптуры не важны пропорции и перспектива — важны символы и значения. Здесь могут одновременно происходить события из прошлого и будущего, а христианская символика пронизывает всё вокруг.
Подробнее об этом: Умберто Эко, «Искусство и красота в средневековой эстетике»
Евангелист Лука держит в руках одиннадцать небесных сфер с ангелами и святыми, а над ним находится Господь со свитком. Евангеларий Оттона III, ок. 1000 года.
Источник: artyx.ru
На протяжении сотен лет средневековая живопись оставалась плоской. И вдруг за очень краткий период Ренессанса стала объёмной. Это тесно связано с мировоззренческим подходом: мир стали изображать так, как он видится человеку, появилось учение о перспективе. Методы наблюдения за природой развивались и создавали всё более полную картину мира.
Гелиоцентрический переворот Коперника
На протяжении долгого времени в европейской астрономии не сдавал позиций геоцентризм. Однако в XVI веке Николай Коперник поместил в центр мира Солнце, вокруг которого вращались планеты, включая Землю, и указал на то, что Земля вращается вокруг своей оси.
Гелиоцентрический проект существовал ещё в античности (см. выше), но большого развития не получил. Заявление Коперника вышло куда более громким. В 1543 году он выпустил книгу «О вращениях небесных сфер». При этом всю Вселенную Коперник сводил до неподвижных звезд вокруг, опираясь на теорию о сферах.
Тем не менее, его система преодолела разрыв между представлениями о «дольнем» и «горнем» мире, сделав Землю одной из планет в пространстве, где нет верха и низа.
Солнечная система по Копернику, как она изображена в его трактате.
Источник: Wikipedia
Гео-гелиоцентрическая система
У Коперника появилось множество оппонентов. Датский астроном Тихо Браге, не соглашаясь поместить Солнце в центр Вселенной, предложил гео-гелиоцентрическую систему мира (впервые она была описана ещё Гераклидом Понтийским).
Концепция предполагала, что в центре мира находится неподвижная Земля, вокруг которой обращаются Солнце, Луна и звёзды. При этом планеты вращаются вокруг Земли, образуя «Земную систему». Суточное вращение Земли Тихо Браге также отрицал.
Схема гео-гелиоцентрической системы Тихо Браге.
Источник: Wikipedia
Географические открытия, морские путешествия, развитие механики и оптики сделали картину мира более сложной и полной. С XVII века началась «телескопическая эпоха»: человеку стало доступно наблюдение за небесными телами на новом уровне и открылся путь к более глубокому изучению космоса. С философской точки зрения мир мыслился как объективно познаваемый и механистичный.
Карты звёздного неба украшали причудливыми аллегорическими рисунками.
Источник: Wikipedia
Иоганн Кеплер и орбиты небесных тел
Ученик Тихо Браге Иоганн Кеплер, который придерживался коперниканской теории, открыл законы движения небесных тел. Вселенная, согласно его теории — это шар, внутри которого находится Солнечная система. Сформулировав три закона, которые называются теперь «законами Кеплера», он описал движение планет вокруг Солнца по орбитам и заменил круговые орбиты на эллипсы.
Солнечная система.
Источник: Pixabay
Открытия Галилео Галилея
Галилей защищал коперниканство, придерживаясь гелиоцентрической системы мира, а также настаивал на том, что Земля обладает суточным вращением (крутится вокруг своей оси). Это привело его к знаменитым разногласиям с Римской церковью, которая теорию Коперника не поддерживала.
Галилей построил собственный телескоп, обнаружил спутники Юпитера и объяснил свечение Луны отражённым Землёй солнечным светом.
Всё это было свидетельствами, что Земля имеет ту же природу, что и другие небесные тела, которые тоже обладают «лунами» и движутся. Даже Солнце оказалось не идеальным, что опровергало греческие представления о совершенстве горнего мира — на нём Галилей разглядел пятна.
Относительные размеры Солнца и планет.
Источник: Wikipedia
Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, разработал единую систему земной и небесной механики и сформулировал законы динамики — эти открытия легли в основу классической физики. Ньютон доказал законы Кеплера с позиции гравитации, заявил, что Вселенная бесконечна и сформулировал свои представления о материи и плотности.
Его работа «Математические начала натуральной философии» 1687 года обобщила результаты исследований предшественников и заложила метод создания модели Вселенной с помощью математического анализа.
Качественным прорывом в представлении человека о мире в ХХ веке стали положения общей теории относительности (ОТО), которые вывел в 1916 году Альберт Эйнштейн. Согласно теории Эйнштейна, пространство не является чем-то неизменным, время имеет начало и конец и может течь по-разному в разных условиях.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_2",blockId:rtbBlockID,pageNumber:2,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_2").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_2");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
ОТО до сих пор наиболее влиятельная теория пространства, времени, движения и гравитации — то есть, всего, что составляет физическую реальность и принципы мира. Теория относительности утверждает, что пространство должно либо расширяться, либо сужаться. Так оказалось, что Вселенная динамична, а не стационарна.
Подробнее об этом — в книге Митио Каку «Космос Эйнштейна: Как открытия Альберта Эйнштейна изменили наши представления о пространстве и времени».
Американский астроном Эдвин Хаббл доказал, что наша галактика Млечный Путь, в которой находится Солнечная система — лишь одна из сотен миллиардов других галактик Вселенной. Исследуя дальние галактики, он сделал вывод о том, что они разбегаются, удаляясь друг от друга, и предположил, что Вселенная расширяется.
Если исходить из концепции постоянного расширения Вселенной, выходит, когда-то она находилась в сжатом состоянии. Событие, которое обусловило переход от очень плотного состояния материи к расширению, получило название
Космический телескоп «Хаббл» — автоматическая обсерватория на орбите вокруг Земли, названная в честь Эдвина Хаббла.
Источник: Wikipedia
Сегодня мы знаем, что Вселенная расширяется ускоренно: этому способствует давление «тёмной энергии», которая борется с силой тяготения. «Тёмная энергия», природа которой до сих пор не ясна, составляет основную массу Вселенной. Чёрные дыры представляют собой «гравитационные могилы», в которых исчезают вещество и излучение, и в которые, предположительно, превращаются погибшие звёзды.
Возраст Вселенной (время с начала расширения) предположительно оценивают в 13-15 миллиардов лет.
Мы осознали свою неуникальность — ведь вокруг столько звёзд и планет. Поэтому вопрос возникновения жизни на Земле современными учёными рассматривается в контексте того, почему вообще возникла Вселенная, где такое стало возможным.
if(rtbW>=960){var rtbBlockID="R-A-744041-3";} else{var rtbBlockID="R-A-744041-5";}
window.yaContextCb.push(()=>{Ya.Context.AdvManager.render({renderTo:"yandex_rtb_1",blockId:rtbBlockID,pageNumber:1,onError:(data)=>{var g=document.createElement("ins");g.className="adsbygoogle";g.style.display="inline";if(rtbW>=960){g.style.width="580px";g.style.height="400px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");}else{g.style.width="300px";g.style.height="600px";g.setAttribute("data-ad-slot","9935184599");} g.setAttribute("data-ad-client","ca-pub-1812626643144578");g.setAttribute("data-alternate-ad-url",stroke2);document.getElementById("yandex_rtb_1").appendChild(g);(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});}})});
window.addEventListener("load",()=>{
var ins=document.getElementById("yandex_rtb_1");if(ins.clientHeight =="0"){ins.innerHTML=stroke3;}},true);
Галактики, звёзды и вращающиеся вокруг них планеты, да и сами атомы существуют только потому, что толчок тёмной энергии в момент Большого взрыва оказался достаточным, чтобы Вселенная не свернулась снова, и в то же время таким, чтобы пространство не разлеталось слишком сильно. Вероятность такого очень мала, поэтому некоторые современные физики-теоретики предполагают, что существует множество параллельных Вселенных.
Физики-теоретики верят, что одни вселенные могут иметь 17 измерений, в других могут быть звёзды и планеты, подобные нашим, а некоторые могут состоять всего лишь из аморфного поля.
— Алан Лайтманфизик
Впрочем, опровергнуть это с помощью эксперимента невозможно, поэтому другие учёные полагают, что концепцию Мультивселенной следует считать скорее философской.
Подробнее об этом — в книге Алана Лайтмана «Случайная Вселенная: мир, который мы думали, что понимаем».
Сегодняшние представления о Вселенной во многом связаны с нерешёнными проблемами современной физики. Квантовая механика, построения которой существенно отличаются от того, что говорит классическая механика, физические парадоксы и новые теории уверяют нас, что мир куда многообразнее, чем кажется, а результаты наблюдений во многом зависят от наблюдающего.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Предложения со словосочетанием РАЗВИТИЕ МИРА
У вас уникальные возможности и уникален вклад, который вы делаете в развитие мира.
Но ведь явления, которые авторы книги открывают как реалии современности, не описываются теорией постиндустриализма, претендующей на объяснение развития мира в целом.
Ленин, рассуждая о развитии мира в работе «К вопросу о диалектике», обозначил диалектическую концепцию развития фразой: «Познание человека не есть прямая линия, а кривая линия, бесконечно приближающаяся к ряду кругов, к спирали».
Особое значение приобретает социальная информация, циркуляция которой в национальных и международных масштабах служит одной из основополагающих предпосылок существования и развития мира и человека.
Столкновения этих интересов и определяли динамику развития мира в XX в.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова капиталь (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
В общем и целом это не несло ничего хорошего и сильно затрудняло развитие мира людей, тормозило развитие их морали.
Никаких угроз извне не ощущалось, и все были полностью сосредоточены на самосовершенствовании и ещё лучшем развитии мира.
Мне говорят о развитии мира, а я упорно говорю о его увядании.
Знакома русская сказочная мифология и с развитием мира из яйца.
Хочешь научиться тому, как вносить позитивный вклад в развитие мира, создай программу поощрительных наград!
Некая разумная сила управляет развитием мира.
Если бы они были сбалансированны в своих действиях и эмоциях, они стали бы самой надёжной опорой поступательного прочного развития мира.
И это, действительно, необходимо, ведь бесконечное потребление стало целью развития мира.
Противоречия — суть и источник развития мира, причина движения и жизни.
Затем, в октябре, произошли события с гораздо более важными последствиями, крайне трагическими и сильно повлиявшими на дальнейшее развитие мира.
Вы сидите на лошади, впереди вас, вдалеке, виднеется солнце — это какая-то дальняя цель, развитие мира.
Можно предположить самые разные варианты развития мира и постсоветского пространства — и каждому варианту соответствуют свои образы.
Эта иная закономерность, характеризующая развитие мира техники, настолько необычна, что даже многие специалисты не сразу понимают быстроту таких изменений.
На первый взгляд, развитие мира носит хаотичный, неконтролируемый характер.
Монархический этап развития мира был завершён, но на этих развалинах родилась страшная гидра коммунизма.
Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его взаимосвязь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы деятельности человека, развития общества, направлений развития мира, космоса и т. д.
Под впечатлением от вечно меняющегося и неизменного в своём цикличном развитии мира мы с детьми совершаем тематические вылазки на природу или занимаемся «охотой за мусором»: ищем предметы среди ненужных вещей и используем их в своём творчестве или устраиваем из них тематическую выставку, посвящённую тому или иному времени года.
Всё перечисленное представляется отнюдь не случайностью, не разовым колебанием, а новым этапом развития мира, как минимум — новым хозяйственным циклом этого развития.
Существенное расширение информационного пространства произошло в XIX столетии и отразило тесное переплетение политических, экономических и социокультурных аспектов развития мира в этот «долгий» век.
Подобно нервной системе, впившейся своими тонкими нитями в спинной хребет животного и в новую сторону направившей развитие мира, быстрые и напряжённые пути XIX века, как чудовищный паразит, вникли в древний организм городов и подчинили его себе.
Веря в гуманистическое развитие мира, я думаю, что общечеловеческая ценность малочисленных народов будет всё время возрастать, потому что каждый из них несёт в будущее земли людей драгоценные шифры тысячелетий — язык, обычаи, навыки своих предков, неповторимый психический склад, наследственные гены; мир становится неполным, обеднённым, его гуманистическая сущность ущерблённой, совесть запятнанной, если исчезает последний из могикан или пруссов!
Из-за стремительного развития мира, огромных объёмов информации, которая обрушивается на нас со всех сторон, из-за ускорения темпа жизни и высоких стандартов, которые мы себе устанавливаем, память стала более ценным «продуктом», чем когда-либо.
Федотов на основе макромоделирования фундаментальных закономерностей динамики саморазрушения современного мира, связанных с движением во времени «индекса устойчивости развития мира» и «индекса социально-экономической дисгармонии», приходит к выводу, что «коллапс мира», отражающий собой соединение катастроф развития по обоим индексам, произойдёт в период с 2020 — 2030 гг.
Господствовала концепция устойчивого развития мира, и если что-то и омрачало настроение политикам и политологам, так это «мировой терроризм», борьба с которым оказалась долгой и малорезультативной.
Никто не может сказать, почему в известную эпоху является великий человек, и насколько он участвует в развитии мира, — это тайна провидения; но самый факт тем не менее существует.
Это быстрое изменение облика современного мира тесно связано с последствиями деятельности самого человека, или созданием им «пятого природного царства», а точнее, развитием мира современной техники.
Чтобы правильно оценить следующие за сим откровения о развитии мира во времени и его ограниченности в пространстве, мы должны вернуться вновь к некоторым местам «мировой схематики».
Отменить никак нельзя: несмотря на всю разрушительность в целом, для развития мира и его обитателей это полезно.
Речь формирует не наука, это заложено развитием мира и данного пространства.
Мировые события развиваются в строгом соответствии с базовыми законами развития мира (диалектики).
Прямые или косвенные указания на эволюционное развитие мира имеются во многих текстах откровений.
Это может говорить и о том, что человек не вписывается в процесс развития мира, идёт «против течения» и даже мешает ему.
В символах зашифрованы основы мироустройства и законы развития мира.
Это может говорить и о том, что человек не вписывается в процесс развития мира, идёт «против течения» и даже мешает ему.
Развитие мира совершается на ниве конфликта противоположностей, и вне конфликта нет поступательного эволюционного движения.
— Зато я могу обозначить нас по нашим первородным качествам, определившим развитие мира этого мира!
Развитие мира совершается на ниве конфликта противоположностей, и вне конфликта нет поступательного эволюционного движения.
Чтобы никаких следов не осталось от вторжения и чтобы не оказало оно никакого влияния на естественное развитие мира.
Предложения со словосочетанием МИРОВОЕ РАЗВИТИЕ
Ориентационная — выработка политического курса, учитывающего тенденции мирового развития и потребности различных общественных групп и классов.
Пэрри думает, что олимпизм освещает «роль спорта в мировом развитии, и выдвигает на первый план взаимопонимание между народами, мирное сосуществование, социальное и нравственное воспитание».
На их решение всё более ощутимо влияют общие тенденции мирового развития конституционализма, в том числе процессы правовой глобализации, с одной стороны, и объективное усиление в этих условиях (в качестве противовеса первым) социокультурных факторов национального конституционного развития, с другой.
Дифференциация внешней политики строится на широте участия в системе международных отношений (политика в области взаимоотношений с отдельными странами, в рамках межгосударственных союзов и блоков, в области международного сотрудничества по глобальным проблемам мирового развития, борьбы с терроризмом и т.
Однако по прошествии нескольких лет оказалось, что данная парадигма вполне подходит и для понимания других процессов мирового развития, связанных с болезненными переходными состояниями общества, социальных групп, отдельных людей, с необходимостью культурной адаптации к новым условиям существования человечества.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: испарина — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положительное
Отрицательное
Это придавало мировому развитию ряд специфических особенностей.
Мировое развитие переходит в постиндустриальную, информационную эпоху.
Процесс борьбы за то, чтобы быть лучшим, — извечный двигатель мирового развития.
Якобсона, через них «теория русской формальной школы оказала глубокое воздействие на мировое развитие гуманитарных наук» (1, 16).
Она не только втянула народы и государства в военное противостояние, но и привела к глубинным качественным изменениям в мировом развитии.
В этой книге я не буду пытаться подробно разобрать это грядущее мировое развитие, которое, без сомнений, потребует многих десятилетий.
Это преподносится как свидетельство в пользу универсализма мирового развития.
Несбалансированный и разобщённый рост экономики приводит к острым проблемам мирового развития.
Они не видели причины, почему мировое развитие должно остановиться на германцах.
Однако весь ход мирового развития показывает, что это господство крайне неустойчиво и порождает много противоречий.
И чем на высшей ступени мирового развития проявляются вновь обнажённость и неистовость материальной стихии, тем отвратительнее такие проявления.
Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие.
Представьте себе потребности одного только китайского рынка, не говоря уже о трендах «мирового развития», которые мы здесь упоминали.
Турбулентная и нелинейная динамика мирового развития во всех его сферах происходит в условиях нарастания сложности современного мира.
Без гилеморфической сложности невозможно объяснить субстанциального превращения или непрерывного и последовательного становления мирового развития.
К началу 21 века сложилась группа представлений, теорий (идеологических, научных), касающихся в той или иной мере проблемы мирового развития.
Долговые проблемы и рецессия в еврозоне — лишь верхушка айсберга структурных проблем многовекторного мирового развития.
Рост тарифов подвигнул ряд потребителей на создание собственных котельных, что явно противоречит логике мирового развития.
Содержание данного пособия исходит из понимания мирового развития как единого и многообразного процесса, сопровождающегося перманентными изменениями во всех сферах жизни мирового сообщества.
Какая из этих тенденций является доминирующей, зависит от сценария мирового развития, в частности от того, насколько реальным, а не декларативным окажется развитие демократии — как в масштабе отдельных стран, так и на мировой арене.
Истоки этого кризиса коренились в усилении неравномерного мирового развития, борьбы за рынки сбыта и сферы влияния и, как следствие этого, — в резком обострении экономических и политических межгосударственных отношений ещё на рубеже XIX — XX веков.
Нарастающее развитие глобализации, начавшееся с конца XX — начала XXI вв., как господствующей тенденции мирового развития, является, прежде всего, «продуктом научно-технической революции, развития информационных технологий и компьютерных сетей, телекоммуникационных и транспортных систем, а также взаимодействия национальных рынков, невиданного по интенсивности движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, по всему миру» -LSB- 45, с. 65 -RSB-.
Мы ничего не знаем об этом мальчике, который, может быть, страстно вовлечён в молодёжное движение, играет в театральной труппе или занимается исследованием в области информационных технологий и всем своим талантом и всей душой способствует мировому развитию.
Третий концептуальный принцип учитывает, что политика в сфере туризма формируется в контексте ряда актуальных глобальных вызовов нашего времени, а также долговременных тенденций мирового развития.
На каждой новой ступени мирового развития, с каждым новым существенным углублением и осложнением природного существования открывается возможность новых, более совершенных воплощений всеединой идеи в прекрасных формах, но ещё только возможность: мы знаем, что усиленная степень природного бытия сама по себе ещё не ручается за его красоту, что космогонический критерий не совпадает с эстетическим, а отчасти даже находится с ним в прямой противоположности.
Это бегство от своих собственных философских начал выражается в молчаливом или открытом признании того факта, что на известной стадии мирового развития эта же самая причинность создаёт человеческий разум, который затем и начинает устраивать мир, сообразуясь с своими собственными разумными целями.
Вера во власть тайных обществ включает в себя два тезиса, современных по сути, но противоречащих один другому: тезис о том, что люди могут эффективно воздействовать на ход истории; тезис о том, что люди являются лишь инструментами движений или сил, управляющих мировым развитием.
Развитие органического мира | Student Guru
Ученые условно подразделяют историю развития Земли на большие временные отрезки: эры и периоды.
История развития Земли
Приблизительно 4,5 миллиарда лет назад образовалась Земля, а около 3,5 миллиардов лет назад началась эра первобытной жизни или архейская эра, продолжавшаяся около миллиарда лет. По некоторым косвенным данным было установлено, что в начале архейской эры появились первые живые организмы: бактерии и сине-зеленые водоросли, хотя температура на планете в то время была еще очень высокой. Зарождение жизни произошло в водной среде, там же происходили и первые этапы эволюции. К важнейшим ароморфозам архейской эры можно отнести появление фотосинтеза, эукариотических клеток, полового процесса, а ближе к концу эры – появление первых многоклеточных организмов.
На протяжении следующей протерозойской эры или эры ранней жизни (от 2,5 миллиарда до 600 миллионов лет назад) появились более сложные по своему устройству организмы: все отделы водорослей, беспозвоночные (черви, иглокожие, членистоногие), первичные хордовые (бесчерепные). Важнейшим ароморфозом данной эры было появление двусторонней симметрии.
Своего дальнейшего развития многоклеточные водоросли и животные достигли в следующую палеозойскую эру или эру древней жизни (приблизительно от 600 до 300 миллионов лет назад). Данная эра подразделяется на 6 периодов:
- В кембрийский и ордовикский периоды суша пока ненаселена, растения и животные пока обитают в воде. Все отделы водорослей и древние морские беспозвоночные, а именно, губки, трилобиты, моллюски, кишечнополостные, иглокожие, черви достигают своего широкого расцвета. Появляются первые бесчелюстные позвоночные (щитковые).
- В силурийском периоде органический мир становится разнообразнее и богаче. Сушу начинают осваивать растения (псилофиты или риниофиты), появляются животные, которые дышат кислородом воздуха (паукообразные). Кораллы и трилобиты достигают большого расцвета. Появляются первые позвоночные и наземные беспозвоночные: многоножки, скорпионы, бескрылые насекомые. Важнейшими ароморфозами силурийского периода является дифференцировка тела растений на ткани, разделение тела животных на отделы, образование челюстей и поясов конечностей у позвоночных. Происходящие эволюционные процессы связаны с изменением климата, обмелением или высыханием водоемов, горообразовательными процессами и т.п.
- В девонский период появляются высокоорганизованные споровые растения: плауны, хвощи, папоротники. В морях господствуют рыбы: челюстные панцирные акулы, кистеперые, двоякодышащие. В конце данного периода появляются стегоцефалы – первые наземные позвоночные. Важнейшими ароморфозами этого периода считается расчленение тела растений на органы, преобразование плавников в наземные конечности и появление органов воздушного дыхания.
- В каменноугольный период происходит опускание материков, как следствие, огромные пространства оказываются заболоченными. На них вырастают величественные леса, состоящие из плаунов, папоротников, хвощей. При отмирании остатки всех этих растений образовывали мощные залежи каменного угля. Растения в данном периоде уже имели настоящие органы: стебель, листья, корни, но для их размножения все еще была необходима вода. Позже появляются семенные папоротники, а псилофиты исчезают. Каменноугольный период принес настоящий расцвет земноводных, появляются пресмыкающииеся и крылатые насекомые. К ароморфозам этого периода можно отнести появление внутреннего оплодотворения, плотных яйцевых оболочек и ороговение кожи (у пресмыкающихся).
- Пермский период характеризуется недостатком воды и непостоянством климата. Это послужило причиной вымирания видов, которые были связанны с водой. В данный период вымирают плауны, древовидные папоротники и хвощи, зато большого развития достигают семенные и травянистые папоротники, а также появившиеся голосеменные. В морях господствуют акулы и морские беспозвоночные, на суше происходит бурное развитие пресмыкающиеся и насекомые, появляются зверозубые и травоядные пресмыкающиеся, стегоцефалы и трилобиты вымирают. К важнейшим ароморфозам этого периода можно отнести возникновение пыльцевой трубки и семени.
Следующая идет мезозойская эра или иначе эра средней жизни (от 300 до 70 миллионов лет назад). Ее часто называется «эрой пресмыкающихся», т.к. именно в мезозое появляется множество новых видов пресмыкающихся, которые завоевывают и сушу, и воду, и воздух. Некоторые из них (динозавры) достигают огромных размеров. Мезозойскую эру подразделяется на три периода:
- В триасовый период на Земле господствуют древние голосеменные и появляются современные голосеменные. В это время вымирают семенные папоротники. В морях хотя и преобладают головоногие моллюски, но уже появляются костистые рыбы. На суше преобладают земноводные, травоядные и хищные пресмыкающиеся. Появляются первые яйцекладущие и сумчатые млекопитающие. Самыми важными ароморфозами данного периода является появление четырехкамерного сердца и полное разделение
артериального и венозного кровотока; появление теплокровности; появление молочных желез. - В следующем юрском периоде древние голосеменные вымирают, а господствуют современные. Появляются первые покрытосеменные. На суше — господство гигантских пресмыкающихся и насекомых. Появляются первые птицы (археоптерикс). В морях древние хрящевые рыбы вымирают, а господствуют головоногие моллюски и костистые рыбы.
- Меловой период характеризуется доминированием современных покрытосеменных и сокращением распространения голосеменных и папоротников. На суше вымирают гигантские пресмыкающиеся, и преобладают мелкие млекопитающие, первоптицы. Появляются и распространяются плацентарные млекопитающие и современные птицы. В морях — господство костистых рыб. К важным ароморфозам этого периода относят появление цветка и плода; появление матки.
И наконец в кайнозойскую эру или эру новой жизни (от 70 миллионов лет назад до наших дней) проходило дальнейшее расселение покрытосеменных растений, которые осваивали различные места обитания. Насекомые, отличавшиеся от других беспозвоночных целесообразными приспособлениями типа ароморфоза (развитой нервной и трахейной системой), твердым хитиновым покровом тела, достигают большого разнообразия. Иногда кайнозойскую эру иногда разделяют на два периода (третичный и четвертичный), но, обычно, на три периода:
- В палеогене — господство покрытосеменных растений, своего расцвета достигает тропическая растительность, а также птицы, насекомые и млекопитающие. Флора голосеменных сокращается. Происходит появление первых приматов: лемуров и долгопятов, а чуть позднее: парапитеков и дриопитеков.
- В неогене происходит отступление тропической растительности к югу, кустарники и травы достигают большого расцвета. Господствуют и появляются многочисленные отряды млекопитающих, птиц и насекомых.
- В антропогене растительный и животный мир наконец принимают свой окончательный облик. Происходит появление и эволюция человека, который к нашему времени достиг полного господства на Земле. Самыми важными ароморфозами в процессе антропогенеза является интенсивное развитие коры больших полушарий и появление прямохождения у человека.
Примерные экзаменационные вопросы по теме «Эволюционное учение».
Перейти к оглавлению.
from your own site.