В каком году появился метод мозгового штурма: Метод мозгового штурма — Википедия – Метод мозгового штурма: этапы, правила, ошибки, примеры

Содержание

Метод мозгового штурма — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2019;
проверки требуют 3 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 октября 2019;
проверки требуют 3 правки.

Brainstorming.png

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.[1] Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.[1] Включает этап экспертной оценки. В развитом виде предполагает синхронизацию действий участников в соответствии с распознаваемой ими схемой (образом) оцениваемого процесса (process pattern recognition).


Изобретён в конце 30-х годов копирайтером и одним из основателей агентства BBD&O Алексом Осборном.[2]

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале четко формируется проблема. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на любую критику и оценку высказываемых идей (в том числе положительную). Оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
    • Записывание идей в интеллект карту, или другую диаграмму и таблицу. Это помогает видеть направления и связи идей.
  3. Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «согласия с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма

[1].

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи[1].

Метод мозгового штурма делится по продолжительности:

  • Мозговая атака — 1 — 1,5 часа
  • Мозговой штурм — 3 — 4 часа
  • Мозговая осада — от одного до нескольких дней. Может вместо дневных сеансов разбиваться на мозговые атаки и штурмы

Кандидат философских наук, доцент кафедры социологии Сибирского федерального университета, социолог П. А. Стариков выделяет следующие преимущества метода:[3]

  • посредством совместной деятельности специалистов, которые отличаются друг от друга опытом, знаниями, видению ближайшего будущего, создаются необходимые условия для синергетического эффекта —«„качественного умножения“ знания (целое есть больше, чем набор частей)»; также новые подходы, перспективы видения и интересные аналогии возникают «

    на стыках различных дисциплин, областей человеческой практики
    » в ходе обсуждения поставленных проблем качественно отличающимися специалистами
  • доброжелательная обстановка позволяет участникам усвоить навыки критики по существу, научиться импровизировать, а также усиливает положительный настрой и доверие
научная
публицистика

Метод мозгового штурма: этапы, правила, ошибки, примеры

В чем же суть мозгового штурма?


Мозговой штурм

Решение проблемы методом мозгового штурма происходит следующим образом: собирается экспертная группа, состоящая из квалифицированных профессионалов, и в ходе совещания выносятся оценки и делаются выводы. Все участники заседания условно подразделяются на две части, где одни вырабатывают идеи (выставляют оценки), а другие – проводят их анализ. Подвергать критике какую-либо из идей запрещено. Правильной считается та, с которой согласилось большинство собравшихся.

Цель метода – получить максимум разнообразных предложений. Он действует весьма эффективно: шестеро экспертов в течение получаса способны сгенерировать 150 различных решений. Группа специалистов по проектам при обычном подходе даже не задумается о том, что поставленную задачу можно рассматривать в стольких ракурсах.

Как проводится мозговой штурм и в чем суть метода? Участники процесса – это специалисты и ведущий, который объявляет главную задачу. Остальные принимаются выдвигать идеи для ее решения. Важно, чтобы первыми высказывали свои соображения те из собравшихся, кто ниже по должности, статусу или рангу. Это делается для того, чтобы исключить невольное согласие с начальством.

Замечено, что чаще всего в начале штурма предлагаются весьма тривиальные идеи, но, когда процесс набирает обороты, а участники активнее вовлекаются в обсуждение, их творческий потенциал раскрывается в полной мере и рождает весьма интересные и необычные замыслы. В течение всего собрания ведущий фиксирует все высказанные идеи, а затем отбираются, анализируются и развиваются лучшие из них. В итоге группа мозгового штурма находит самый нетривиальный и эффективный подход к решению поставленной задачи.




Популярные виды мозгового штурма

1. Брейнрайтинг


Брейнрайтинг

Это процесс генерации необычных решений, при котором члены группы мозгового штурма записывают свои идеи, не проговаривая их вслух. Они излагают свои задумки на листах бумаги и передают друг другу. Идея коллеги порождает новые мысли, которые тоже дописываются на листе. Снова происходит обмен, процесс повторяется какое-то время, но не дольше 15 минут. Правила те же, что в обычной мозговой атаке: выдвинуть больше идей, не наводить критику на предложения других до завершения собрания, «свободные ассоциации» приветствуются.

Пример мозгового штурма: для выработки необычных творческих задумок менеджеры парфюмерной компании прибегли к методу записи идей. Участники собрания записывали свои мысли на листке бумаги и обменивались с коллегой. Один предложил выпуск нового стирального порошка и мыла. Другой менеджер записал предложение ввести в производство новую линию по выпуску шампуня и бальзама для волос. А третий, прочитав две предыдущие задумки, выдвинул идею выпустить уникальный продукт «три в одном»: шампунь, мыло и кондиционер.

Брейнрайтинг

Способы мотивации сотрудников

Петр Осипов, сооснователь Бизнес Молодости:

«Представьте такую ситуацию: ваши сотрудники «не горят» своей работой и близки к срыву плана продаж. Конфликт интересов налицо: у вас есть планка, а менеджеры не прилагают усилий, чтобы взять её. Им нужна мотивация — то, что пробудит в них желание вкладывать энергию в дело. Но какие виды мотивации бывают, и как их можно применить?


Тип № 1: страх, принуждение, насилие

Начальник — вы, и власть тоже в ваших руках. Вы знаете, что ваша компания престижна, а зарплаты в ней — самые высокие по городу. Ваши сотрудники каждый месяц платят за жилье и содержат семью. Используя положение, вы критикуете и подавляете их, грозитесь лишить премии или уволить.

План продаж выполнен, вы получили прибыль, но долгосрочные результаты не радуют. Сотрудники перестали выражать своё мнение, чтобы избежать конфликта, и пассивно перекладывают ответственность друг на друга. Компания превращается в болото, которое вы тащите на себе.

Это примитивный тип мотивации, его используют те, кто пока не научился контролировать себя и мыслить стратегически.

Тип № 2: выгода

Сотрудники в обмен на своё время, энергию и талант хотят получить у вас то, чего пока нет у них самих: деньги, знания, статус. И если им платят стандартный оклад, для чего прикладывать больше усилий и делать успех всей компании своей личной целью? Вы решаете, что их доход должен зависеть от прибыли компании. Так появляются проценты, бонусы и премии.

План продаж выполняется, хоть и не с первого месяца. Сотрудники начинают подставлять друг друга, завидовать чужому успеху и бороться за место под солнцем. Напряжение растет и выливается в текучку кадров. Компания весьма результативна, но зависть и конкуренция в коллективе создают непрерывные конфликты.

Эта мотивация лучше первой, и она распространена в бизнесе. Её используют те, кто пока не определился с ценностями и глобальной миссией своего дела.

Тип № 3: общая идея

Когда бизнес построен на единых ценностях, связывающих всю команду, его эффективность растёт в десятки раз. Все сотрудники на одной волне, потому что вы изначально нанимаете только близких по духу людей, которые разделяют миссию компании.


Главной целью ваших сотрудников становятся не деньги, а сама работа. Их зажигает именно возможность быть причастными к делу и в полную силу использовать свой талант. Но при этом прибыль компании стабильно растет, в таких условиях иначе и быть не может.

Это лучший тип мотивации. Такая компания способна переживать любые трудные времена без потери сотрудников, а команда после кризиса становится ещё более сплочённой.»

2. Мозговая атака на доске

На стене в помещениях предприятия на видном месте вывешивается доска, в центре которой яркими и крупными буквами написана задача, требующая решения. Когда менеджеру приходит в голову интересная творческая идея по заданной теме, он записывает её на листок и прикрепляет к доске. Разместить идеи, способные привести к решению проблемы, может абсолютно любой сотрудник.

3. Мозговой штурм по-японски


Мозговой штурм по-японски

Интересный прием мозгового штурма придумали японцы Кавакита и Кобаяси. Их идея в том, что все члены группы применяют единый подход к выявлению и решению проблемы. Иногда применительно к этой технике можно встретить название «Рисовый град», который состоит из следующих этапов:

  • Выявление проблемы
  1. Ведущий заседания озвучивает все понятия, касающиеся темы (это может быть продажа, расходы, услуги дистрибьюторов, конкуренты).
  2. Каждый специалист записывает существенные факторы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, по одному на каждый листок.
  3. Руководитель собирает их и раздает снова так, чтобы никому не достался его собственный.
  4. Члены группы отбирают листки, которые взаимосвязаны по теме одного из высказываний. Из них складывается набор.
  5. Ведущий читает вслух то, что написано на одном из листков.
  6. Собравшиеся придумывают название для набора. Учитывается следующее: его смысл должен перекликаться с записанными фактами, но нельзя ограничиться просто перечислением изложенных в наборе идей. При этом название и не должно быть слишком общим. Специалисты сводят воедино все факторы из набора и стараются выделить самую суть.

Итогом такой технологии мозгового штурма становится заключительный набор факторов, который максимально отражает суть проблемы и ее определение. Иногда необходимо поменять местами ключевые слова, чтобы формулировка проблемы выглядела яснее.

Коллективный совместный взгляд на понимание проблемы очень сближает позиции членов группы, все участники сообща принимают решение по обсуждаемому вопросу, возникает так называемое чувство локтя.

  • Выявление путей решения проблемы
  1. Каждый член группы выписывает на листок свои предложения по решению проблемы, по одной на каждом листке. Идей может быть сколько угодно.
  2. Руководитель группы, осуществляющей мозговой штурм, собирает листки и вновь раздает их участникам так, чтобы никому не достался его собственный.
  3. Собравшиеся отбирают листки с похожими по смыслу вариантами решения и объединяют их в группу.
  4. Лидер озвучивает одну из записанных идей.
  5. Для набора формулируется название. В процессе обсуждений остальные листки также собирают в наборы вариантов решения проблемы, дают им названия, и, наконец, комплектуется общий набор. Он объединяет суть всех предложенных задумок.

Для заключительного набора придумывают название, которое должно передавать общую суть всех выдвинутых идей. Руководитель задает участникам группы вопрос: «Что связывает все эти предложения?». В процессе обсуждения будет высказано очень много мыслей, а задача лидера – отобрать самые конструктивные из них.

  • Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака


Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

При таком подходе во всех заседаниях участвуют две группы участников: «группа генераторов идей» и «оценочная группа». Хорошо, если все из первой группы одинаковы по рангам и являются достаточно эрудированными, выдвигающими смелые идеи. При этом они должны четко представлять себе суть решаемой задачи. Не на последнем месте при этом стоит схожесть темпераментов участников. Для решения среднего по сложности вопроса достаточно примерно 10 «генераторов идей».

В «оценочную группу» входят люди, способные давать критический анализ выдвигаемым идеям. Непременно должен присутствовать кто-то из начальников, имеющих соответствующие полномочия, чтобы была реальная возможность для осуществления положительно оцененных предложений.


В каждой группе есть руководитель, на которого ложится большая ответственность. Он полностью управляет процессом. Именно от его эрудиции и деликатности зависит, смогут ли «поймать волну» и сгенерировать уникальную идею члены группы. Вообще, именно этап подбора участников в группы очень важен и не так прост.

Каскадная мозговая атака – это мозговой штурм, который осуществляется как своеобразная деловая игра. Она складывается из нескольких этапов.

Этап 1. «Разведка». Первый шаг, когда «генераторы» предлагают свои изначальные задумки. Это и есть этап собственно «генерации идей».

Этап 2. «Контрадиктация». Теперь для предлагаемых идей выдвигается условие: задача для решения остается прежней, однако нужно выработать новые подходы, такие, которые еще не назывались. Более того, приветствуется высказывание идей, противоположных уже сформулированным.

Результатом этих этапов являются два списка с противоположными подходами к решению задачи. В целом они включают в себя максимальное количество идей и контридей. Эта методика работает эффективнее, если участники первого и второго этапов – не одни и те же люди; им заранее рекомендуется не затрагивать предыдущие идеи как неперспективные (однако и строгого запрета на их использование нет).

Этап 3. «Синтез». Это момент подключения «оценочной группы». Её участники систематизируют все предложения, сгенерированные на первом и втором этапах, и вырабатывают пути решения задачи.

Этап 4. «Прогноз». Опираясь на полученный список идей, специалисты делают прогнозы о том, какие могут возникнуть трудности в процессе реализации решения.

Этап 5. «Генерализация». Теперь необходимо обобщить все выдвинутые предложения и лаконично сформулировать их в виде нескольких принципов.

Этап 6. «Деструкция». На этом этапе мозговой штурм принимает вид дискуссии, цель которой – устроить разгром каждому предложению со всех точек зрения: фактической, логической, социальной. Причем допускается критика идей, но не участников заседания. Здесь большое значение имеет интеллектуальный уровень и профессионализм каждого члена группы. Озвучивать авторов идей не следует. Кроме того, необходимо обеспечить участникам административную и юридическую независимость от заказчиков разработки. При выполнении всех этих условий можно ожидать от процесса высокую эффективность.


15 способов превратить мозговой штурм в результат «огонь» / Hygger corporate blog / Habr

«Талант выигрывает игры, а команда чемпионаты». Так однажды сказал Майкл Джордан и оказался прав. Любое успешное решение, будь то выигранный чемпионат или релиз нового продукта в IT команде, достигается усилиями каждого отдельного человека. С чего начинается командный путь к успеху?


Помните латвийскую группу Brainstorm с ее популярным хитом Maybe из начала двухтысячных? Хорошая группа, но в этой статье – про другой brainstorm. Тот, который, при качественном подходе, может стать постоянным хитом в рабочих буднях вашей команды и началом большого успеха и глобальных результатов.

Brainstorming или мозговой штурм – это эффективный способ решения проблем и текущих задач, основанный на стимулировании творческой активности членов команды. Цель мозгового штурма – генерировать как можно больше идей и разными способами определить лучшее решение. Обычный brainstorming может стать переломным моментом в судьбе проекта или всего продукта.

Как часто самые крутые и прибыльные проекты начинались в вашей команде с незамысловатого мозгового штурма? Стоит ли применять brainstorming как систематическую практику в рабочей жизни команды? В команде Hygger.io мозговые штурмы не must-have практика, но проводятся регулярно. Если правильно подойти к этому процессу, он перестанет быть пустой тратой времени.

В чем особенности мозгового штурма в Agile командах?

По сути, мозговой штурм в Agile-команде фокусируется на таких же общих целях, что и любой другой brainstorming. Отличия в команде, где основу участников составляют разработчики.
Не нужно путать brainstorming и ежедневный stand up.

Daily Stand Up (ежедневные собрания команд) – это мероприятие, которое проходит в командах Kanban, Scrum, Extreme Programming или других командах с целью синхронизации действий и обсуждения статусов по краткосрочным задачам.

Stand Up не должен превращаться в мозговой штурм, поскольку имеет временные ограничения, заданные менеджерам продукта или project менеджером (чаще всего, 10-15 минут).

Мозговой штурм в Agile командах – более основательное и детальное мероприятие с конкретной целью поиска решений.

Во время мозгового штурма участникам обсуждения предлагается высказывать как можно больше вариантов решения вопроса. В результате практики выбирается несколько наиболее приемлемых для проблемы решения.

Как добиться эффективного мозгового штурма? 10 правил

Подготовительный этап

В идеале, повестка мозгового штурма должна быть объявлена за несколько дней, чтоб участники и члены команды могли подготовиться заранее. Модератор (в Agile-командах это, чаще всего, project manager или product manager) выбирает и оповещает всех участников, сообщает место и время проведения брейншторминга. Модератору важно понимать, кого нужно приглашать для этого. Это зависит от тематики: контент-менеджер вряд ли будет полезен в технических вопросах разработки, а CEO компании не обязательно присутствовать по обсуждению концепции FAQ-страницы сайта. Хотя, каждый случай индивидуален и во всем бывают исключения.

Пример 1: Мозговой штурм по вопросу внедрения Android приложения продукта. Задача – максимально отстраниться от похожести на приложения конкурентов. Project manager приглашает разработчиков, дизайнера, тестировщика, саппорт-менеджера.

Пример 2: Мозговой штурм по вопросу участия SaaS продукта в отраслевой выставке. Задача – разработать в «горящие» сроки концепцию стенда и сопутствующих мероприятий к выходу нового продукта. К обсуждению приглашены маркетолог, PR-специалист, дизайнер, финансист, логист и специалист одела закупок.

Презентуем проблему правильно

Четкая формулировка важна всем участникам команды. Необходимо обозначить проблему так, чтобы не возникало дополнительных уточнений.

Ставим правильные цели

Очень часто от одной формулировки цели зависит глобальный исход кампании. Как говориться, как лодку назовешь… Чем больше четких исходных данных будет предоставлено каждому участнику, тем эффективнее пройдет мозговой штурм. Здесь не нужно придумывать велосипед: ставьте свои цели, например, по принципу SMART.

Генерируем идеи

По сути, это самый главный этап, на котором, среди десятков вариантов, рождаются реальные решения проблемы. Это должен быть непрерывный поток идей, от самых банальных до фантастических. Чем активнее будут вести себя участники мозгового штурма, тем больше шансов на успешные идеи.

Выгружаем мысли

Визуализация – первый шаг в поиске решения проблемы. Зафиксировав мысль на бумаге или мониторе, вы быстрее найдете сопутствующую идею или сможете выстроить цепочку от абстрактной идеи то конкретного решения. Рисуйте иллюстрации, графики, используйте преимущества Kanban с его досками c карточками. Все это поможет быстрее найти верный путь.

Только конструктивная критика

Важно уметь не только слушать, но и слышать. Не перебивайте участников и дайте возможность высказаться всем. Любая, даже самая сумасшедшая идея, имеет право на существование. Критика во время brainstorming может сбить темп или даже обидеть.

Оцениваем, классифицируем, приоритизируем

После активного мозгового штурма начинается этап оценки и ранжирования идей. Самое время вспомнить про техники приоритизации и, если есть возможность, применить доступный инструмент для определения приоритетов, который быстро поможет визуализировать самые важные и второстепенные идеи.

Даже если инструмент для приоритизации рассчитан на долгосрочные планы и идеи, он все равно может быть полезен для краткосрочной помощи. В Backlog Priority Chart, который предлагает платформа для управления продуктами Hygger, для этого продуманы критерии:

  • Quick Wins – для идей первоочередного порядка.
  • Big Bets – для идей с высоким приоритетом, но которые могут быть выполнены чуть позже.
  • Maybes – идеи с меньшей ценностью и срочностью, их можно отложить.
  • Time sinks – идеи самого последнего приоритета.

Зовем на помощь

Если процесс обсуждения зашел в тупик или голоса спорящих поделились поровну, не сомневайтесь звать «свежие» головы.

Постоянно модерируем

Координатор мозгового штурма не должен оставлять процесс ни на минуту. Некоторые участники могут быть робкими и не высказаться вовремя. Нужно следить за таймингом, задавать наводящие вопросы и дать высказаться всем.

Не отвлекаемся, не теряем выводы

Очень важно фиксировать все мысли, чтобы потом была возможность вернуться и проанализировать что-то снова.

Мозговой штурм может проходить по вашим правилам, начиная от тайминга до выбора участников, а может строго подчиняться принципам одной из методологий, специально разработанных для проведения успешных брейнштормингов.

5 популярных техник и практик для мозгового штурма

Техника Stepladder

Stepladder (дословно – стремянка) – простой метод, который стимулирует вступление членов команды в группу принятия решений и демонстрирует, как они это делают.

Принятие решений внутри группы может проходить не гладко. Всегда есть более активные участники и те, кто предпочтет промолчать, если его/ее позиция не набирает необходимый вес.

Некоторым людям необходимо много времени, чтобы бороться за признание внутри команды, а некоторые завоевывают авторитет с первых минут. Из-за этого ход мозгового штурма может выйти из-под контроля, и команда принимает не лучшее решение.

Техника была разработана Стивеном Рогельбергом, Джанет Барнс-Фаррелл и Чарльзом Лоу в 1992 году. Она мотивирует всех членов команды к участию на индивидуальном уровне, без лишнего влияния. Это приводит к более широкому разнообразию идей, не заставляет людей «закрываться» и исключает «подавления» более активными членами группы.

Техника подразумевает 5 этапов:

  1. Перед дискуссией все участники узнают о проблеме, которую предстоит обсуждать. Им нужно некоторое время, чтобы составить собственное мнение о том, как наилучшим образом выполнить задачу или решить проблему.
  2. Формируется группу из двух человек. Они начинают обсуждение проблемы между собой.
  3. В группу добавляется третий участник. Он/она представляет свои идеи первым двум участникам, прежде чем услышать их идеи, которые уже обсуждались. После того, как все три участника изложили свои индивидуальные решения и идеи, они обсуждают варианты вместе.
  4. Процесс повторяется с добавлением четвертого человека и т. д.
  5. Окончательное решение достигается после того, как все участники представили свои идеи поочередно и обсудили их со всеми.

Метод Stepladder – это поэтапный подход, который вовлекает всех членов группы и позволяет каждому быть услышанным. Техника полезна застенчивым, скромным, спокойным людям выйти на первый план и повлиять на мнение других. Для решения проблемы – это множество разных точек зрения и индивидуальных предложений.

Метод Дельфи

Этот метод считается сегодня эффективным для повседневной жизни и для профессиональных решений, так как позволяет учитывать мнения всех людей, с помощью последовательного объединения предложений и выводов. Этим он похож на технологию Stapladder. Но подход к мозговому штурму здесь другой.

В методе Дельфи группой управляет координатор, в методе «Stapladder» все участники равны.

Метод Дельфи предполагает анонимность членов группы. Ведущий управляет потоком информации, а участники могут не знать, кто еще находится с ними в группе, в то время, как в Stapladder встречи происходят «лицом к лицу».

Дельфийский метод также считается более продолжительным по времени процессом, требующим большего количества людей.

Авторы Олаф Хэлмер, Норман Дэлки и Николас Решер разработали технику в 50-60-е годы XX века.

Участники делятся на две группы:

  • Эксперты, которые представляют свою точку зрения на проблему.
  • Аналитики, которые должны привести мнения экспертов к общему знаменателю.

Техника подразумевает три этапа:

  • Предварительный, где происходит подбор экспертной группы (оптимально – до 20 человек).
  • Основной. На этом этапе эксперты изучают основной вопрос, «разбивают» его не несколько более мелких. Аналитики отбирают самых распространённые вопросы и составляют общий опросник. Опросник возвращается экспертам. Они должны сообщить, следует ли ещё что-то добавить, хватает ли данных. Экспертам нужно предложить свои способы решения проблемы и изучить альтернативные позиции. Оценивается эффективность, наличие ресурсов, актуальность способов решения. Аналитики выделяют основные мнения экспертов и стараются их сблизить. Шаги повторяются, пока эксперты не придут к консенсусу, и не будет установлено единого мнения.
  • Аналитический — согласование мнений экспертов, анализ полученных выводов и окончательные рекомендации.

Техника развития идей Round-Robin

Round-Robin – это вариация мозгового штурма, где за основу взят принцип кругового развития идей. Этот метод не занимает столько времени, сколько предыдущие. Чем больше человек в команде участников, тем лучше. Такой мозговой штурм лучше всего проводить за большим, желательно круглым, столом.

Техника работает так:

  • Есть ведущий, который озвучивает проблему собравшимся.
  • Каждый участник записывает собственное решение на лист бумаги.
  • Листы с записями передаются по часовой стрелке следующему.
  • Каждый следующий должен придумать свою идею на основе записанной и также ее записать.
  • Листы передаются и раунды повторяются пока каждому члену команды не вернется его лист. В результате, каждый участник получает свой «банк идей». Начинается обсуждение.

Метод обратного мозгового штурма

Reverse Brainstorming (мозговой штурм наоборот) для многих команд становится полезным, когда более традиционные техники «изживают» себя. Это радикальный способ поднять активность команды и прийти к эффективным результатам от обратного.

Обратный мозговой штурм называю негативным процессом. Вместо генерации лучших идей, участникам предлагается “подорвать” процесс или предлагать невозможные цели. Приверженцы техники утверждают, что так негативные мысли выплывают наружу, а группа получает полезную информацию о том, что и как не работает.

Лучший способ представить себе процесс обратного мозгового штурма — сравнить его с типичным мозговым штурмом.

Примеры главных вопросов для обратного мозгового штурма: Как мы так плохо обслуживаем клиентов, что они уходят от нас и покидают наш продукт? Как мы можем гарантировать, что наш продукт является вредоносным и бесполезным?

Такой метод может помочь, когда участники команды «перегорели» или компания «зашла в тупик», когда команда привыкла к существующему укладу и не может выйти из зоны комфорта, когда некоторые участники группы мешают остальным самовыражаться и в других случаях.

Негативное всегда найти проще и быстрее, чем положительное, а отрицательные эмоции провоцируют высказаться. Поэтому обратный мозговой штурм может превратиться в увлекательное мероприятие внутри вашей команды.

Методика Rolestorming

Rolestorming (ролевой мозговой штурм) может показаться игрой или процессом, подходящим только творческим командам. Но часто, эта техника позволяет выйти за рамки принятого и «добыть» совершенно новые и свежие идеи путем представления проблемы от лица другого человека.

Вы можете генерировать идеи от лица Марка Цукерберга, Стива Возняка, Била Гейтса или Папы Римского. Каждый участник описывает своего персонажа и презентует проблему и возможное решение с точки зрения описываемого человека. Идеи обсуждаются в группе.

Какую технику выбрать?

Понять, какая из методик подходит именно вашей команде можно только, испытав каждую. Только опытным путем вы сможете определить, что brainstorming – это не пустая трата времени, а продуктивное мероприятие. Вопрос «зачем» должен уступить место вопросу «как». От того, как вы научитесь проводить мозговые штурмы внутри команды, будут зависеть многие результаты.

Пробуйте и делитесь практикой!

описание, этапы и преимущества. — Блог

Мы живем в прекрасное, невероятно интересное время, когда мир вокруг нас меняется с ошеломляющей быстротой. То, что еще вчера казалось фантастикой, становится нормой. Нам приходится жить в бешеном темпе и при этом часто сталкиваться с задачами, которые требуют значительного времени и сил. Пытаясь решить их, мы прочитываем массу литературы, спрашиваем советы у знакомых – и все безрезультатно, решение так и не найдено. Но, как говорится, все новое – это хорошо забытое старое. Практически с любой проблемой, которая имеет множество вариантов решения, позволит справиться метод мозгового штурма.

Метод мозгового штурма – это метод решения проблемы за счет активизации творческого потенциала группы людей, вследствие которого лицам, участвующим в дискуссии по заранее озвученной проблеме, необходимо предложить максимально возможное количество вариантов ее решения. Этот метод был разработан Алексом Осборном в 40 годах прошлого века для получения максимального количества вариантов решения поставленной задачи. Его эффективность поистине уникальна, так как 6-7 человек за 40 минут могут предложить 150 и более различных идей. В основу мозгового штурма заложено понимание того, что одной из главных преград, препятствующих появлению новых нестандартных идей, является опасение их негативной публичной оценки. Замечено, что обычно люди стараются не высказывать принципиально новые идеи вследствие нежелания столкнутся со скептическим восприятием и насмешками со стороны коллег. В этой связи целью применения данного метода является блокирование оценочного компонента в рассуждениях на начальных стадиях генерации идей.

Метод мозгового штурма имеет три этапа.

  1. Формирование задачи.
  2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.
  3. Оценка результата.

Рассмотрим вышеприведенные этапы более подробно.

Этап 1. Формирование задачи.

В начале этого этапа существующая задача должна быть как можно более четко и кратко сформулирована. Допустимый объем – 0,5 листа формата A4. Тема мозгового штурма сообщается всем участникам заблаговременно, за несколько дней до его проведения. После этого назначается руководитель, а также формируются две группы экспертов. Первая будет генерировать идеи, вторая – оценивать их. В первую группу должны подбираться специалисты с учетом следующих факторов:

  • разнообразие опыта, квалификаций, профессий;
  • группа по возможности должна быть смешанной, состоящей из представителей обоих полов, так как в этом случае женская интуиция дополняет мужской прагматизм;
  • состав группы может колебаться в пределах 6-12 человек, при этом оптимальным является состав из 7 человек;
  • примерно одинаковым должно быть соотношение умеренных и активных участников этой группы.

Этап 2. Генерация идей во время групповой проработки поставленной задачи.

Этот этап является самым важным, потому что от него зависит конечный результат.

Реализуя его, нужно придерживаться ряда правил, а именно:

  • любая оценка и критика высказанных идей запрещена;
  • участники мозгового штурма должны выдвинуть максимально возможное количество идей;
  • поощряются любые идеи, включая необычные, которые были сгенерированы как самостоятельно, так и под воздействием высказываний других участников, в том числе и в какой-то мере улучшенные чужие идеи.

Для проведения этого мероприятия следует выделить отдельную комнату, по возможности оснащенную доской и расположенную в месте без посторонних шумов. Желательно использовать запись для того, чтобы ни одна из высказанных в процессе обсуждения идей не была упущена.

В случае, если в мозговом штурме участвуют люди, занимающие неодинаковое положение в иерархии организации, имеет смысл излагать идеи в следующем порядке: от нижестоящего по должности к вышестоящему. Данный подход позволит практически нивелировать психологический фактор давления мнения вышестоящего руководителя.

Непосредственно перед началом генерации идей его руководитель повторно озвучивает задачу, над которой будет работать первая группа. После этого специалисты, входящие в данную группу, в соответствии с заранее установленной очередностью, начинают высказывать свои предложения. При этом последние могут быть как логичными, так и абсолютно невероятными. В это время остальные участники, принимающие участие, вносят в специальные карточки идеи, возникшие у них под влиянием услышанного.

В начале мозгового штурма, продолжительностью до 40 минут, предложенные варианты решения поставленной задачи зачастую не отличаются особой новизной, но по истечении определенного времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают появляться креативные идеи.

При этом очень важно, чтобы руководитель сам участвовал в процессе и выдвигал максимально возможное количество идей, выполняя при этом роль стимулятора или катализатора в случае, если темпы генерирования идей замедлились. Хороший руководитель должен заранее заготовить список возможных решений поставленной задачи.

Этап 3. Оценка результата.

Отбор и оценка идей осуществляется через несколько дней после проведения мозгового штурма. Это связно с тем, что участники зачастую продолжают генерировать идеи в течение определенного периода времени после его завершения. Эти идеи тоже записываются на карточки. После того как все идеи собраны, они передаются второй группе экспертов. Вторая группа экспертов (в неё обязательно входят руководитель, наделенный определенными полномочиями, а также специалисты по данной проблематике, имеющие критический склад ума) вначале выбирает критерии оценки идей. Этими критериями могут являться возможность практической реализации, новизна, актуальность, невысокие затраты для реализации, и так далее. Затем сортируют идеи, записанные на карточках, по темам, после чего производят их всесторонний и глубокий системный анализ на предмет возможного применения.

Главные достоинства метода мозгового штурма.

  1. Особая творческая атмосфера, стимулирующая участников высказать максимально возможное количество идей, эффективно используя при этом свой творческий потенциал, так как каждому из участников мозгового штурма хочется не отставать от коллег по количеству высказанных идей и их креативности.
  2. Коллективная деятельность участников, имеющих разный опыт, знания, способности, тип личности, понимание проблемы, образует своеобразный синергический эффект, в разы усиливающий полученный вследствие поиска результат.

Метод мозгового штурма можно применять не только на работе, но и для решения личных проблем. Главное при этом – придерживаться основных этапов и правил, системно вникать в существующую проблему, учитывая её особенности и нюансы. И нужное вам решение обязательно найдется.

Фото: Luigi Mengato

Читайте еще про один замечательный метод поиска креативных решений.

Мозговой штурм. Метод, примеры, решения, технология, суть проведения мозгового штурма

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертной оценки.

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

Постановка проблемы. Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

Генерация идей. Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:

Главное — количество идей. Не делайте никаких ограничений.

Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.

Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

Группировка, отбор и оценка идей. Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

· участники, предлагающие новые варианты решения задачи;

· члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные. Если в мозговом штурме принимают участие люди различных чинов или рангов, то рекомендуется заслушивать идеи в порядке возрастания ранжира, что позволяет исключить психологический фактор «соглашения с начальством».

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ, развитие и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O. Одним из продолжения метода мозгового штурма является метод синектики.

Метод мозгового штурма (brainstorming или метод мозговой атаки)

Игра в мозговой штурм позволяет бесплатно нащупать методику проведения штурма, вид, этапы, и сценарии проведения мозгового штурма, правила игры, суть и применение мозговой атаки.

Использование метода мозгового штурма и  применение мозгового штурма

Как проводить мозговой штурм?

Схема проведения штурма и правила очень простые.

Опишите тут свою задачу, и мы все вместе будем искать нестандартное решение. 

Главная цель проведения такого мозгового штурма  — решение задачи нестандартно, креативно!

 Участие в такой игре (а для многих это работа) — является лучшим примером техники проведения мозгового штурма, нежели просто читать теорию и не иметь возможности применения на практике, в группе. 

Люди  — лучше чем программа мозгового штурма! 

Тем более, тут проводятся мозговые атаки на разные темы и сценарии.

Метод «мозгового штурма»

Позиционирование продукта в рекламной кампании — это создание визуального образа, композиции и сюжета. Художественное творчество в рекламе — не просто работа, это креативное восприятия, это полёт фантазии и нестандартный подход.

Как это происходит? Первое самое интересное и эффективное — это метод «мозгового штурма».

Мозговой штурм — это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Темп современной деловой жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для творчества, и тем более для «специального процесса по организации творчества». Учебники по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Креативные идеи придумывает соответствующий специалист (например, копирайтер), а коллективная «творческая работа» отвлекает людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников. Зачем привлекать тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так долго жили в идеологии принудительного коллективизма, что теперь хочется все сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К тому же существует проблема авторских прав — захочет ли творческий человек делиться своими идеями с потенциальными конкурентами?

Что такое «мозговой штурм»? Это метод группового коллективного продуцирования новых креативных идей, который был разработан в 1930-е годы. Он используется в самых разных областях — от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы «включения» фантазии, для лучшего использования «чисто человеческого» потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать «безумные» предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение «специалистов».

Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы «пройти мимо» из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и «лично для себя», в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального группового действия несравненно выше.

Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче: «Что? Где? Когда?». Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

Самые лучшие — это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Плоды мозгового штурма важно материализовать в самое короткое время.

Гениальные креативные идеи зачастую рождаются в тёплой атмосфере неформального общения за кружкой пива или долгими бессонными ночами у кого-нибудь в квартире. Так что нет гарантии, что муза посетит вас в каком-то определённом месте, используйте все способы для создания креативных идей.

Суть метода мозгового штурма

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. В это время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» в 1953 году.

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему.  Несмотря  на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников его предприятия, многие обостренно стоящие задачи не решались в течение долгого времени. 

Поиском вариантов их решения занимался узкий круг специалистов высокого уровня. Остальные работали в режиме простых исполнителей. Привычным ответом на вопрос о причинах такого положения является указание на материальное стимулирование. Но только ли в нем причина? Ведь творческие способности есть у всех людей.

Ответ был найден Осборном при детальном рассмотрении процедуры включения «новичка» в решение проблемы. Как правило, проблемы формулируются специалистами на профессиональном языке с привлечением специальных терминов, на базе глубокого знания происходящего,  внутренне  действующих эффектов.  Досконально  разобраться в такой проблеме,  чтобы полноценно включиться  в ее обсуждение, непросто. Поэтому часто идеи новичков повторяют ранее пройденные и уже отвергнутые варианты, внешне заманчивые, но обладающие внутренними слабостями. И еще идеи высказываются непрофессионалами без соблюдения профессиональной терминологии, часто в некорректной, нестрогой форме. Все это приводит к негативной реакции профессионалов, волне критики, направленной на форму высказывания. Нельзя сбрасывать со счетов и ревнивое отношение специалистов к посторонним. Суждения о некомпетентности очень быстро перерастают в умозаключения об отсутствии творческой жилки, о невозможности использовать данного человека для творческой работы.

Итак, для того, чтобы идеи приняли специалисты, они должны быть выдвинуты оформленными «по всем правилам» — таково широко распространенное мнение. И требуется испытание идеи, ее надо обосновать, доказать истинность. Все это очень затрудняет привлечение новичков и неспециалистов к решению даже очень важных для предприятия вопросов. Важнейшим элементом метода, предложенного Осборном, является снятие этого ограничения. «Почему бы не разделить каждую проблему таким образом, чтобы одна часть опытных экспертов позаботилась об изыскании фактов о юридическом суждении, тогда как творческие консультанты сосредоточились бы только на выдвижении одной идеи за другой» — пишет А. Осборн.

В этом разделении процесса поиска идеи и в подборе людей для выполнения каждого этапа и состоит основа предложенного метода. Осборн указывает на появление нового подхода к решению проблем, подхода, который получил название «имадженерия». «Вы даете свободу полета своей фантазии, а затем «имадженерируете» ее на землю».

Поэтому когда американский бизнесмен Алекс Осборн занялся рекламой, он столкнулся с необходимостью поиска нового, той «изюминки», на которую обычно и «клюет» покупатель. Надо отдать должное исследовательскому таланту Осборна. Он уяснил главное — поиску идеи мешает психологическая инерция, наша привычка к «накатанному» пути, шаблонным решениям.

Однако, как уже отмечалось выше, Осборн понял, что еще сильнее мешает поиску нового сидящая глубоко в подсознании каждого боязнь критики, неодобрения окружающих. И еще он заметил, что у одних людей ярче выражены способности к выдвижению идей, а у других — к их анализу, критическому осмыслению. Вот почему начав поиски метода, который бы позволил быстро подобрать лучшее решение, он удачно пришел к мысли: разделить процесс поиска решений на две части. На 1 этапе, в свободной творческой обстановке, выдвигаются идеи (причем, самые «безумные»), а на 2 этапе — они критически осмысливаются.

Работе над совершенствованием метода помешала война с фашистской Германией. А. Осборн стал военным моряком на судах широко тогда известной серии «Либерти», перевозивших военные грузы в Европу. Эти, «пекшиеся» на стапелях в конвейерном варианте суда были вооружены, что называется, символически и часто становились жертвой первой же торпедной атаки вражеских субмарин, шнырявших по Атлантике.

Решив снять напряжение в самое опасное, дневное время плавания, А.Осборн предложил свободным от вахты поиграть в «брейнсторминг» (мозговой штурм, как он назвал свой метод). Моряки, предлагая разные способы защиты от торпед, высказали шутливую мысль: стать всем по борту и «отдуть» торпеду в сторону. Как ни парадоксально, но специально поставленный в следующем рейсе сбоку мощный вентилятор струей воды изменил курс торпеды. Она прошла за кормой, и корабль был спасен.

Мозговой штурм и 10 правил его эффективного проведения

brainstorming

Для решения различного рода проблем в разных сферах жизни сегодня применяется немало эффективных методов. И среди всего их многообразия особую популярность и широкое распространение получил именно метод мозгового штурма. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, а также приведём 10 правил его успешного и эффективного проведения.

Что такое метод мозгового штурма?

Метод мозгового штурма был создан в 1941 году Алексом Осборном — сотрудником американского рекламного агентства суперпрофессионалов «BBD&O». Метод служит для оперативного решения проблем и основывается на стимулировании творческой активности людей, принимающих в нём участие и предлагающих максимальное количество всевозможных вариантов решения. После того, как все варианты озвучены, выбираются те, которые более всего подходят для успешной реализации на практике. Обычно мозговой штурм состоит из трёх обязательных этапов, различных по организации и правилам проведения.

Основные этапы мозгового штурма и правила его построения

1

Постановка проблемы

Этот этап считается предварительным. Он подразумевает чёткую формулировку проблемы, отбор участников и распределение их ролей (ведущего, помощников и т.д.). Распределение, в свою очередь, зависит от специфики проблемы и формы, в которой будет проводиться штурм.

2

Генерация идей

Это основной этап и именно от него зависит успех всего предприятия. По этой причине важно соблюдать следующие правила:

  • Максимальное количество идей, без любых ограничений
  • Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи
  • Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать
  • Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей

3

Отбор, систематизация и оценка идей

Заключительный, но не менее важный этап, который почему-то часто упускается из виду. Нужно понимать, что посредством этого этапа становится возможным выделить по-настоящему эффективные идеи и привести весь мозговой штурм к общему знаменателю. В противоположность второму этапу, оценка и критика приветствуются. А то, насколько данный этап пройдёт успешно, зависит от согласованности работы участников и общего направления их мнений относительно решаемой задачи и предлагаемых решений.

Как правило, для мозгового штурма создаётся две группы. В первую группу входят люди – генераторы идей, предлагающие решения. А вторая группа состоит из так называемой комиссии, занимающейся обработкой предложенных решений.

В мозговом штурме принимает участие группа людей, состоящая из ведущего и специалистов. Как только ведущий поставил основную задачу, специалисты начинают высказывать свои идеи. Если в мероприятии принимают участие люди различных должностей, рангов, чинов и социального статуса, то лучше всего, чтобы идеи предлагались именно по возрастанию статуса, во исключение психологического фактора «согласия с начальством». Интересно ещё и то, что в большинстве случаев в начале штурма все выдвигаемые идеи имеют посредственный характер, совершенно обычны и тривиальны, однако по мере вовлечения участников в процесс и активизации мышления и творческого потенциала начинают появляться оригинальные и необычные идеи. На протяжении всего процесса ведущий записывает все озвученные предложения. И уже после этого осуществляется их отбор, анализ и развитие. Результатом и становится наиболее эффективный и оригинальный способ решения поставленной проблемы.

Главные плюсы метода мозгового штурма

Представленные ниже преимущества мозгового штурма основаны на идеях кандидата философских наук, социолога и доцента кафедры социологии Сибирского федерального университета П. А. Старикова.

Во-первых, совместная деятельность участников, каждый из которых имеет свой опыт, видение ситуации и знания, образует синергетический эффект, многократно усиливающий результат поиска решений.

Во-вторых, сам процесс мозгового штурма обладает особым творческим потенциалом, тем самым преобразуясь в увлекательную коллективную и даже игровую деятельность.

И, в-третьих, царящая во время мозгового штурма дружественная и позитивная обстановка позволяет его участникам не только конструктивно воспринимать любую критику, но и импровизировать и использовать максимум своего потенциала, а также служит усилению доверия и положительного настроя.

Представленные данные наглядно демонстрируют эффективность метода мозгового штурма и объясняют его востребованность и популярность среди учёных, педагогов, дизайнеров, менеджеров, политиков и других специалистов различных областей по всему миру. Ведь такая коллективная работа позволяет добиться поистине высоких и превосходных результатов. Однако многие учёные, в частности, психологи, утверждают, что если работа команды участников штурма организована неправильно, то и результаты штурма будут очень низкими, сведя достоинства метода на нет. Чтобы этого избежать следует придерживаться нескольких простых правил.

10 правил эффективного мозгового штурма

  1. Предварительная подготовка. Всем участникам мозгового штурма следует готовиться к нему заранее. Задача штурма должна быть озвучена минимум за 2-3 дня до его проведения. За это время участники смогут неплохо обдумать стоящую перед ними проблему и уже в самом начале штурма предложить несколько интересных идей.
  2. Много участников. Чтобы мозговой штурм прошёл максимально эффективно нужно приглашать для участия в нём как можно больше людей, предлагающих, соответственно, больше идей – результаты от такого подхода могут быть очень неожиданными.
  3. Уточнение поставленной задачи. Перед началом штурма рекомендуется отвести некоторое время на дополнительное уточнение исследуемой проблемы. Это позволит ещё раз настроить всех «на одну волну», удостовериться в том, что все участники стараются решить одну и ту же задачу и ещё раз убедиться, что она поставлена верно.
  4. Записи. На протяжении всей «игры нужно непременно вести записи и делать пометки. Причём, делать это должен каждый участник. Данную задачу, конечно, может выполнять и один ведущий, но он в любом случае может что-то упустить, пропустить, не заметить. Если же фиксировать идеи будут все, то и итоговый список решений и идей будет максимально полным и объективным.
  5. Никакой критики. Этот пункт уже входит в основные правила проведения мозгового штурма, но о нём следует упомянуть ещё раз. Ни в коем случае не отвергайте предлагающиеся идеи, какими бы нелепыми или фантастическими они не казались. Зачастую именно они, переработанные, дополненные и приближённые к реальности, являются теми решениями, ради которых и устраивается мозговой штурм. К тому же, критика всегда действует на людей подавляющим образом, а допускать этого во время штурма категорически не рекомендуется.
  6. Максимальная генерация идей. Каждый участник процесса должен понять, что ему нужно предлагать как можно больше идей. Неопытные участники могут стесняться или обдумывать идеи, не озвучивая их. Следует понимать, что это многократно снижает всю эффективность метода. Это же касается и тех случаев, когда решение, казалось бы, найдено – идеи должны генерироваться на протяжении всего времени, выделенного на второй этап мозгового штурма.
  7. Привлечение других людей. Если, например, во время штурма есть цель составить список из 100 решений, но этот уровень никак не достигается, можно привлечь к мозговому штурму людей, которые либо не присутствуют на штурме, либо вообще не имеют к нему никакого отношения.
  8. Модификация идей. Для получения наилучшего результата можно соединять две идеи (и более) в одну. Особенно эффективно использовать этот приём, когда имеются варианты решения проблемы, предложенные людьми различного статуса, должности, ранга.
  9. Визуальное отображение. Для удобства восприятия и повышения результативности мозгового штурма следует использовать маркерные доски, флэш-панели, плакаты, схемы, таблицы и т.п.
  10. Отрицательный результат. Во время поиска решения и даже по его окончании представьте, что ситуация обернулась образом, прямо противоположным требуемому, и всё пошло не так, как вы планировали. С помощью такого моделирования можно способствовать выработке дополнительных идей, а также морально и психологически подготовить себя к любой ситуации.

Применять метод мозгового штурма для решения проблем и выхода из сложных ситуаций можно везде: на работе, в бизнесе, в семье, в отношениях. Главное уметь правильно организовать процесс, постараться учесть все нюансы и особенности проблемы и следовать основным этапам и правилам мозгового штурма, указанным в этой статье. Тогда нужное вам решение найдётся непременно!

На ваш взгляд, метод мозгового штурма является эффективным? Если нет, то почему? А если вы знаете какие-то другие интересные и эффективные методики решения проблем и поиска их решений, мы будем рады узнать о них из ваших комментариев.

Метод мозгового штурма | Блог 4brain

метод мозгового штурма

Порой бывает так, что любое совещание с обсуждением проекта превращается в мозговой штурм. Слово за слово и тематика сместилась в сторону от заданной, и каждый уже говорит о чем-то своём. Это, конечно, смоделированная ситуация, которая скорее подходит для комедии, чем передаёт суть поиска нетривиальных решений. Но нам она интересна другим. О мозговом штурме, как методе выработки необычных творческих идей, слышали многие, но представляется он чаще именно как описанное совещание, хотя это и не верно. Поэтому дальше мы поговорим об этапах и правилах организации бесспорно отличного метода активизации творческого мышления – коллективном и личном мозговом штурме.

Коллективный мозговой штурм

Мозговой штурм – метод стимулирования творческой активности. Во время поиска решения какой-либо проблемы участниками предлагается максимальное количество любых вариантов (в том числе, абсурдных и фантастических). В дальнейшем массив оценивается, и выбираются наиболее удачные идеи.

В законченном виде метод мозгового штурма был представлен американским рекламистом, копирайтером Алексом Ф. Осборном. Он  начал разработку техники повышения способности творчески решить проблему ещё в 1939 г., когда пришёл к выводу, что большинство сотрудников рекламных агентств индивидуально не могут генерировать много идей для разных кампаний. Заинтересовавшись этим фактом, А. Осборн углубился в тему, и со временем отметил:  в любой компании есть люди, которые лучше генерируют идеи, но не склонны к анализу, и наоборот – есть люди, которые лучше детально осмысливают предложенное решение, но не в состоянии выработать его самостоятельно. На этом основании он и предложил искать решения коллективно, высказывая наибольшее количество идей.

Как организовать такой коллектив автор рассказал в книге «YourCreativePower», вышедшей в 1948 г. Но целостную разработку и превращение концепции в самостоятельную теорию он изложил в 1963 г. в труде «Applied Imagination».

Требования к процессу организации эффективного мозгового штурма. А. Осборн выделил 4 правила, следование которым позволяет уменьшить социальные запреты среди членов группы, стимулировать генерацию идей и повысить общую способность коллектива к творчеству. Это:

 

  1. Сосредоточение на количестве. Хорошо это или плохо с точки зрения различных жизненных ситуаций судить не будем, но создатель метода мозгового штурма заметил, что количество почти всегда перерастает в качество. Другими словами, чем больше идей сгенерировано изначально, тем выше шанс получить отличное решение на выходе.
  2. Воздержание от критики. Важно, чтобы творческая группа чувствовала себя достаточно уверенно и комфортно для высказывания вариантов решения проблемы. С этой целью, на первой стадии мозгового штурма, очень важно создать доверительную, свободную абсолютно для всех предложенных идей атмосферу. Чужие идеи можно развивать, совершенствовать, но не критиковать.
  3. Стимулирование необычных решений. Об этом мы уже упоминали. Действительно, чтобы получить хороший и длинный список идей, одной логикой не ограничишься. Креативность рождается где-то на стыке реализма и фантастики, поэтому любые необычные идеи приветствуются.
  4. Объединение и совершенствование идей. В маркетинге часто применяется формула «1+1=3» для распродаж. Её стоит взять на вооружение и в случае с мозговым штурмом. Для решения проблемы нужно отбирать не единственную хорошую идею, а несколько, объединив их. Это позволяет дополнительно улучшить решение, предвидеть и заранее решить возможные будущие проблемные ситуации, а, порой, и прийти к более креативному видению ситуации.

Дополнительные требования, организационные моменты. Метод Осборна зарекомендовал себя как отличный инструмент коллективной выработки решений, поэтому многочисленные его последователи вносили свои правки в методику, опираясь на опыт применения. Вот несколько из них, которые также будут полезны:

  • Отбор участников. Люди с небольшим опытом работы не имеют стереотипов и лучше генерируют идеи, поэтому неплохо время от времени вводить в коллектив новых участников. Оптимальное количество – 6-12 человек (лучше и мужчины, и женщины – так создаётся более оживлённая атмосфера). Они должны быть примерно одного возраста и равными по должностным позициям, чтобы избежать «авторитетности суждений».
  • Обстановка. Лучше всего мозговой штурм проводить в отдельной аудитории или кабинете, исключив внешние отвлекающие факторы. Обязательно должна быть доска для графического изображения идей или ментальных карт. Столы лучше расположить по кругу.
  • Руководитель выполняет функцию модератора, но при этом сам берёт участие в генерировании идей. Вначале знакомит аудиторию с проблемой (коротко, если тема была раскрыта заранее, в противном случае – полностью). Дальше следит за соблюдением тематики, стимулирует всех участников, поддерживает переходы.
  • Консультант в вопросах управления временем и личной продуктивности Дэвид Аллен, создатель теории GTD, считает мозговой штурм частью «естественной модели планирования», которая строится следующим образом: определение цели и принципов; видение желаемых результатов; мозговой штурм; организация; определение следующего конкретного действия. Автор уверен, что лишь применяя метод Осборна в комплексе с перечисленными действиями, можно получить желаемый результат. Так, если не ставить конкретную цель, не фокусировать группу, не определять чётко, чем идеи будут полезны и как будут воплощены – группа просто потратит своё и время компании, выполнив функцию обмена мнениями.

Существуют также многочисленные вариации метода: метод номинальных групп, индивидуальный мозговой штурм и другие.

Ловушка для идей или личный мозговой штурм

А. Осборн противопоставлял коллективную выработку идей методом мозгового штурма индивидуальным усилиям по генерации идей, считая первую более продуктивной. Но поздние исследования этот вывод раскритиковали. Сегодня техника личного мозгового штурма или «ловушка для идей» успешно применяется индивидуально, что делает её интересной для многих специалистов.

Люди творческих профессий для достижения успеха должны находиться в перманентном поиске новых идей всегда. Вспомните хотя бы историю об изобретении Д. И. Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Он так долго и много думал и работал над её созданием, что в результате идея пришла ему во время сна. Трудно сказать какова эта история, вымышленная или правдивая, поэтому приведём ещё один показательный пример. Д. Огилви, известный рекламист и копирайтер, в книге «О рекламе», подводя итог своей карьеры, даёт ценный совет желающим построить карьеру в этой сфере. Из собственного опыта он выносит уверенность: «Вы никогда не научитесь производить действительно эффективную рекламу до тех пор, пока не начнёте добросовестно выполнять «домашние задания»». Под ними автор понимает подготовку. Нужно перебрать десятки, а то и сотни вариантов, детально изучить свойства товара, «понять» его и, лишь тщательно всё обдумав, приниматься за редактирование черновика.

Описанное выше в общих чертах характеризирует метод личного мозгового штурма. Традиционно данная техника подразумевает запись абсолютно всех идей, которые приходят в голову, когда думаешь над темой. Просто идеи, без лишних расшифровок и деталей. Позже, например, через неделю, стоит приняться за анализ собранного материала, отобрать удачные варианты, попробовать развить идеи путём ассоциаций.

Известна также вариация метода, называемая «техникой 100». Суть её в том, что нужно ограничить себя 100 идеями. Планка ставится с целью подтолкнуть своё мышление, преодолеть инертность, ведь в случае с личным мозговым штурмом максимум можно «выжать» только из себя и собственных идей. Как это реализуется:

  1. Идеи записываются за один раз.
  2. На время работы вы не должны быть заняты ничем другим, отвлечение сведено к минимуму.

Преимущества метода в том, что, как уверяют психологи, первые 30 идей лишь помогают выйти за рамки привычного мышления. Во время генерации последующих 40 происходит разрыв шаблона, становятся очевидными повторы, изобретаются методы борьбы с ними. А вот последние 30 идей считаются «жемчужинами», поскольку к этому моменту практически всегда исчерпаны возможности логики. Они могут казаться вам сумасшедшими, нереализуемыми, фантастичными. Но их все равно нужно записывать.

К слову, «технику 100» можно использовать и как практический инструмент для развития воображения. Чтобы потренировать свой мозг, составьте следующие списки: «100 вещей, которые я люблю больше всего», «100 вещей, которые мне удаётся делать хорошо», «100 вариантов улучшить мою жизнь», «100 главных тревог моей жизни», «100 вещей, важных для человека». Темы кажутся довольно простыми, но, попробовав, вы убедитесь, что нужно хорошо потрудиться, чтобы завершить свой перечень.

Отзывы и комментарии

Если вам понравился материал, и вы/ваша компания применяете метод мозгового штурма и хотите поделиться мнением относительно его работоспособности или наоборот – оставляйте свои комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *