Восприятие информации человеком: Типы и способы восприятия информации – Восприятие — Википедия

Содержание

Восприятие информации человеком. Типы и способы восприятия информации

Информация — это очень сложное образование. Единства касаемо ее определения так и не получилось достичь. Но мы прекрасно понимаем, что это такое. Это, наверно, один из немногих случаев в науке, когда она оперирует понятиями без четкого их определения. Интересно то, что информация — это предмет изучения информатики. Возможно, именно поэтому нет ее четкого определения. Но все же давайте попробуем дать собственную трактовку данному термину для более ясного вашего понимания.

Понятие информации

Виды и свойства рассматриваемого нами явления невозможно разобрать, если хотя бы приблизительно не ориентироваться в этом термине. Так что же такое информация? Это комлекс явлений, получивших определенное отражение в нашей психике и которые могут использоваться в нашей дальнейшей деятельности. Информация может использоваться в огромном количестве возможных сфер нашей жизни. Более того — она и используется. Различные новые способы применения информации появляются в последнее время. Просто грех не рассмотреть сферы человеческой жизни, в которых может использоваться информация.

Зачем нам это нужно?

Восприятие информации человеком: Типы и способы восприятия информации – Восприятие — Википедия

Действительно, а какой смысл в получении информации нами? Она позволяет нам действовать и выживать в этом мире. Сам факт выживания проявляется везде, где ступает человеческая нога. Давайте рассмотрим, где же мы проявляем себя и появляется необходимость выжить или прогрессировать (это вторая задача информации).

  1. Базовые потребности.
  2. Безопасность.
  3. Коммуникация.

  4. Саморазвитие.
  5. Обучение.
  6. Воспитание.

Очевидно, что это только небольшая часть возможных сфер человеческой жизни, где можно было бы использовать информацию. Мы можем получать ее самыми разными путями. С самого начала мы поговорим о том, откуда нам поступает информация, а после этого перейдем к разным классификациям, характеризующим данное явление.

Способы получения информации

Восприятие информации человеком: Типы и способы восприятия информации – Восприятие — Википедия

А теперь непосредственно начинаем переходить к теме «Основные виды информации». Начнем рассмотрение этого явления с описания возможных Оказывае

Восприятие информации человеком в психологии: механизмы и причины

  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.

  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/superiorseller.com/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Умение понимать и воспринимать партнера по общению – верный шаг на пути к успеху

Достичь ожидаемый результат от общения с клиентом можно лишь в случае правильного построения своего поведения.



 

А чтобы суметь сделать это правильно, надо обладать умением предвидеть реакцию собеседника на слова и поступки, не упустить ни одной мелочи в общении, а значит понимать, как происходит восприятие информации человеком.

 

Хорошим доказательством тому служат слова английского писателя и политика ΧΙΧ века Э. Бульвера-Литтона, который сказал следующее:

«Ничто не является поверхностным для глубокого наблюдателя! Именно в мелочах выдает себя характер».

Внутренние качества человека очень часто проявляются в его внешнем виде. Иногда, то, что скрыто внутри, можно увидеть в мелких деталях вешнего вида. Удается такое только наблюдательным людям. Они могут сразу определить, с кем общаются, и, исходя из этого, правильно построить свое поведение.

 

От умения наблюдать напрямую зависит достижение положительного результата в общении. Кроме того, важно не допустить ошибки в восприятии собеседника, тем самым исключить отрицательного результата.

 

Каналы восприятия информации человеком


Доказано, что при поступлении информации в сознание человека, используется три канала восприятия информации.

1. Визуальный (зрительные образы).

2. Аудиальный канал восприятия (слуховые образы).

3. Кинестетический канал восприятия (комплексы ощущений).

 

Человек может принимать информацию, одновременно используя все три канала. Их роль в коммуникации очень важна. Но, по теории нейролингвистического программирования, у человека есть основной приоритетный канал.

 

Исходя из этого, людей условно можно разделить на три группы: визуалы, аудиалы, кинестетики. Определить тип можно по различию звучания голоса, употребление определенных слов, жестикуляции, движению глаз.

 

Например, аудиалы часто употребляют в речи такие слова, как «послушайте», «как говорится» и так далее, а визуалы – «посмотрите», «неужели вы не видите» и тому подобное.  Для того чтобы определить свой тип, можно пройти тест: ведущий канал восприятия.



 

Основные показатели распознавания модальности

 

Показатель

Тип канала

Визуальный

Аудиальный

Кинестетикческий

Восприятие

Вижу я , представьте себе, в перспективе, ясный, в фокусе, мне кажется

Послушайте, говорю,  логично, громко, тихо, звучит как

Легко, тяжело, приятно, чувствуйте, удобно, вкусно, какой запах

Голосовая тональность

Высокая

Средняя

Низкая

Темп речи

Аритмичный, торопливый

Размеренный, спокойный, ровный

Певучий, замедленный

Жесты рук

У 73% на уровне лица

У 75% на уровне пояса, при этом локти прижаты к бокам часто

У 80% могут быть на уровне таза  или отсутствовать

Движения глаз, направления

Вверх влево, вверх прямо, вверх вправо, или прямо перед собой

Вниз направо или налево

Вниз прямо или  вниз влево

 

Без наблюдательности и определенных навыков определить модальность человека очень сложно.  Для этого нужна тренировка: один день разговаривать как визуал, второй – как аудиал, третий – как кинестетик. Такие упражнения позволят понять  все каналы восприятия человека и  поработать плотно над своим. 

 

Восприятие человека человеком в психологии: особенности


Из-за субъективности восприятия, каждый человек воспринимает в целом своего собеседника по-разному. Об одном и том же человеке можно услышать совсем разные суждения. Происходит такое по нескольким причинам.


  • Во-первых, разные возможности восприятия. Зависят они от особенностей слуха и зрения человека, от его природной или приобретенной наблюдательности.
  • Во-вторых, влияние стереотипов и приобретенного опыта.
  • В-третьих, предварительная установка.

Помимо вышеперечисленного причины смены восприятия человека могут быть и иные, например, на восприятие клиента может сильно повлиять общее состояние продавца. Одинаково отрицательно может сказаться и радостное состояние, и раздражительное.

 

Ведь счастливый человек часто видит все вокруг через призму «розовых» очков, а несчастный – «черных». Необъективная оценка может проявиться в пристрастном отношении к партнеру: если человеку симпатизируют, он будет восприниматься всегда положительно. Яркий пример, мать и ее ребенок. Для каждой матери ее дети – самые, самые.

 

Закон восприятия


Ученые установили признаки восприятия человека человеком и на основе этого выделили главный закон восприятия. Следуя ему, в собеседнике первым делом воспринимается что-то самое главное, а все остальные качества служат фоном этого главного.

А вот, от того, что каждый может посчитать главным, и зависит целостное впечатление  от человека.   Разница впечатлений от одного человека зависит от определения каждым того самого главного. У каждого оно может быть свое. Главный пункт его определения – что важно в данный момент. 

Какие факторы влияют на восприятие человека человеком


Большую роль в восприятии играют этические, эстетические и социокультурные нормы и правила, заложенные в людях с раннего детства. «Что такое хорошо и что такое плохо» — этот принцип не теряет своей актуальности с течением времени.

И, как это ни странно звучит, восприятие собеседника или клиента напрямую зависит от собственного представления своего «я». К примеру, если руководитель чувствует себя неуверенно, то любое предложение со стороны другого человека будет воспринимать как проявление угрозы своему авторитету.


 

Обобщая сказанное, можно утверждать, что восприятие одного человека другим зависит от установок, опыта, воспитания, желания. Наблюдая и воспринимая собеседника, человек получает информацию и о самом себе. При восприятии важно учитывать существующие причины необъективности оценки.

 

Основываясь на рассмотренных особенностях восприятия, деловому человеку в современном обществе можно посоветовать следующее:

  • Уделять особое внимание наблюдательности.
  • Всегда получать полную информацию о будущем партнере.
  • Стараться давать наиболее полную информацию о себе.
  • Вести разговор с партнером на его языке.
  • Для беседы выбирать спокойный тон, удобное место, спокойную обстановку.
  • Не поддаваться первому впечатлению от информации, стараться все проверять.
  • Всегда давать объяснения своим действиям.
  • Не считать свое мнение единственно правильным.
  • Стараться делать для окружающих полезные для них вещи.
  • Всегда быть таким, каким хочешь, чтоб тебя представляли.

Механизмы восприятия человека человеком


Индивидуализация и стереотипизация –  главные механизмы восприятия и включаются они одновременно. Но, в зависимости от индивидуальных качеств и обстоятельств, один механизм преобладает над другим. А теперь рассмотрим их подробнее.

Стереотипизация – сопоставление существующего образа с имеющимся в сознании стереотипом. Если знать особенности поведения отдельной группы, можно предугадать поведение собеседника.

 

Индивидуализация – восприятие отдельного человека во всей его неповторимости, со всеми его особенностями.

В общении современного делового общества важность имеют оба механизма. Абсолютно каждый человек принадлежит к определенной социальной группе,  к определенному психологическому типу и имеет индивидуальные особенности.

 

Правильное восприятие всего этого позволит спрогнозировать его поведение и выстроить общение в правильном русле. Ведь общаясь, люди начинают понимать чувства друг друга. А понимать своего собеседника – значит рассуждать и чувствовать с его точки зрения.

 

«Главное, с чего однозначно начинается понимание других людей, — это четкое формирование у человека той направленности, при которой другие люди были бы обозначены не на периферии, а непременно в центре системы ценностей складывающейся у него », — писал А. А. Бодалев. 

 

Механизм децентрации


Очень часто в среде деловых партнеров можно услышать фразу: «Я от него не ожидал». Обычно, такое произносят с недоумением после несостоявшейся сделки, сорванных переговоров с клиентами и другими подобными вещами.

Но если спросить у партнера, почему он так поступил, можно услышать вполне логический ответ. Такая способность взглянуть на проблему глазами другого человека в психологии  называется децентрацией.

Удается такое не каждому. Зависит это от эмоционального состояния личности, ее навыков общения, воспитания, склонности к сопереживанию. Главное – не отожествлять себя с другим человеком, а попытаться воспринять с его точки зрения.

 

А вот непонимание взглядов другого человека может привести к конфликтной ситуации.

Для того чтоб уметь предвидеть поведение клиента или партнера, надо оценивать ситуацию с его точки зрения.

 

Если этого не удается, надо проанализировать, в чем причина.Основные причины при ошибках в прогнозировании поведения партнера

  1. Недостаточные сведения о партнере.
  2. Ошибка в определении стереотипа.
  3. Ошибка в представлении поведения или характера людей определенного стереотипа.
  4. Поведение человека сильно разнится от его стереотипа в силу его индивидуальности.
  5. Не до конца понимание ситуации партнера.
  6. Рассуждение по схеме «Я бы на его месте поступил так».

 

Понимание и восприятие партнера зависит от интереса, который к нему проявляется. Ведь мир бизнеса – это деловой мир, в котором могут достичь успеха только вдумчивые, доброжелательные и наблюдательные люди. Для того чтоб добиться успеха в деловом обществе, надо учитывать умение правильно прогнозировать поведение партнера, уметь взглянуть на ситуацию его глазами.  

 

Впечатления от человека не должно расходиться с представлением о нем.  Обязательно надо думать о том, какое впечатление производите сами на других. И тогда успех будет всегда сопутствовать на деловом поприще.

 

Статьи по теме

Реферат: Восприятие информации человеком

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

Филиал РГГУ в г. Балашихе

Кафедра математическихи естественнонаучных дисциплин

Реферат

по информатике

Восприятие информации человеком

студентки 2 курса заочной формы обучения

специальности 080504

Щеглова Юлия Вадимовна

«Государственное и муниципальное управление»

Руководитель к.э.н. М.Ю. Гладков

Балашиха 2011

План

Введение

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

1.2 Свойства

1.3 Виды

1.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Мы живем в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, и что бы мы ни воспринимали, мы на самом деле имеем дело не с отдельными ощущениями, а с целыми образами. Отражения внешнего мира выходят за пределы одиночных ощущений, здесь требуется совместное участие органов чувств, происходит соединение отдельных ощущений в сложные комплексные системы. В результате такого объединения изолированные ощущения становятся целостным восприятием окружающего.

Если вы думаете, что это объединение — это просто сумма отдельных ощущений, то вы глубоко ошибаетесь. В действительности восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Восприятия информации человеком на основе ощущений, сводятся к простой механической сумме ощущений у животных. А в формировании восприятия сенсорной информации человеком, элементами являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, включая также память и мышление. Восприятия человека в отличие от комплексов ощущений животных включает понимание того, что воспринимается.

Восприятия, как и ощущения, это познавательные психические процессы. Благодаря этим психическим процессам к человеку поступает различного рода информация о происходящем, с чего и начинается познание мира. С младенческого возраста эти процессы дают человеку разнообразные сведения об окружающем его мире, причем, чем старше становится ребенок, тем больше он воспринимает. Общей чертой ощущений и восприятий является их появление в момент непосредственного воздействия того или иного объекта на какой-либо анализатор (орган чувств). Но по своему содержанию эти два процесса различны.

восприятие ощущение информация человек

Раздел 1. Восприятие информации человеком

1.1 Определение восприятия

Восприятие — это процесс познания сложных вещей и явлений, существующих в мире, их представления в сознании человека в виде образов. Образ восприятия представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек при восприятии того или иного, целостного предмета или явления. В образе отдельные, входящие в него ощущения закономерным образом связаны так, что изменение одного из этих ощущений влияет на другие ощущения и образ в целом.

Ощущения, входящие в состав образа, обычно воспринимаются не как отдельные ощущения, а как свойства, присущие воспринимаемым предметам или явлениям — тем, к которым данный образ относится. Если отдельные ощущения, не связанные в образ, мы как бы помещаем внутри нас и не относим к каким-либо реально существующим предметам или явлениям, то ощущения, входящие в состав образа, всегда локализуются вне нас, в окружающем нас мире, в существующих в нём вещах и явлениях, т.е. имеют предметную отнесенность. Кроме того, образ восприятия как целое обладает набором характерных для него специфических свойств, отсутствующих у отдельных ощущений.

Также восприятие можно рассматривать как психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Скорость восприятия — это время наименьшего действия сенсорной информации, вызывающей практически точное ее восприятие. Скорость восприятия является важной особенностью индивидуальных различий между людьми. Чем сложнее сенсорная информация, тем необходимо большее время для ее восприятия. Скорость восприятия можно увеличить путем упражнений и тренировок.

Например, для восприятия показаний приборов опытному машинисту требуется несколько секунд, а ученику — несколько десятков секунд. Скорость восприятия снижается в случае переутомления, заболевания, а также от чрезмерной напряженности. При помощи несложных тренировок можно увеличить скорость простой зрительно-моторной реакции, сложной зрительно моторной реакции и простой аудио-моторной реакции.

Также восприятие зависимо от интересов. Зависимость восприятия от интересов можно показать на таком примере: девочка, готовясь приступить к самостоятельному приготовлению пирога, замечает в действиях матери значительно больше даже мелких движений, чем наблюдающая за действиями матери из простого любопытства. Удачно выполненная трудная или сложная работа вызывает радостное возбуждение, обостряет все органы ощущений, делает их более восприимчивыми, причем, чем труднее и ответственнее была эта работа, тем выше способность к восприятию предстоящей следующей.

1.2 Свойства

К основным свойствам образа восприятия относятся предметность, константность, целостность и категориальность1. Предметность образа проявляется в том, что набор входящих в его состав ощущений мы относим к вполне определённому, конкретному предмету. Иными словами, образ без предмета, к которому он относится, практически, за исключением случаев иллюзий, не существует. Константность образа можно определить как его постоянство при сравнительно небольших изменениях условий восприятия. Речь в данном случае идёт об относительном постоянстве таких свойств образа, как, например, его форма, величина или цвет. Если бы образы, существующих в мире предметов не обладали константностью, то они бы постоянно менялись при малейших изменениях условий восприятия. Благодаря константности, человек способен сохранять образы предметов и хорошо ориентироваться в тех предметах и явлениях, к которым эти образы относятся. Целостность восприятия — это его способность к созданию целостного образа воспринимаемого предмета или явления на основе неполной, ограниченной информации о нём. К примеру, по фрагментам геометрической фигуры мы можем точно определить и восстановить в памяти соответствующую фигуру в целом. Категориальность образа проявляется в том, что он почти всегда обозначается определённым словом и относится к той категории предметов или явлений, которая соответствует данному слову как понятию. Если, например, мы обозначили образ фигуры как треугольник, то это значит, что мы включили предмет, соответствующий данному образу, во множество других, называемых треугольниками, предметов, и наделили воспринимаемый предмет признаками, которые присущи всем треугольникам.

Описанными свойствами образ восприятия изначально, с рождения человека, не обладает; он их приобретает в процессе жизни по мере накопления опыта восприятия и проверки, соответствующих формулирующийся в восприятие образов реально существующим в мире предметам и явлениям. Благодаря приобретению восприятия указанных свойств, оно становится таким, которое присуще именно человеку.

1.3 Виды

Основные виды восприятия человека — это зрение и слух, поэтому большинство образов, которыми пользуются люди, являются зрительные или слуховые. Кроме того, иногда говорят о тактильном и осязательном восприятии, имея ввиду образы, возникшие в результате воздействия предметов на кожу человека; о вкусовом и обонятельном восприятии. Понимая под ним, соответственно, совокупности вкусовых и обонятельных ощущений, порождаемых воздействием химических свойств, предметов и явлений. Таково деление восприятия на виды по органам чувств. В нём также можно выделить виды восприятия в пределах одного и того же органа чувств. Так, например, выделяют и отдельно рассматривают зрительное и слуховое восприятие движений, пространства, времени и человека человеком.

Восприятие времени — восприятие и оценка человеком хода времени, скорости его течения, ускорения и замедления1. Предполагается, что всё это происходит благодаря существованию в организме человека так называемых биологических часов. Под ними понимаются строго ритмические, выверенные во времени биологические процессы, сравнивая с которыми оцениваемые параметры хода реального времени, мы можем судить о нём и давать ему оценки. На роль биологических часов могут претендовать многие циклические обменные процессы, происходящие в организме, например сокращение сердечной мышцы, ритмика дыхания, движения человека при ходьбе, суточные изменения биологических процессов. Воздействуя на организм теми или иными веществами, например стимуляторами или транквилизаторами, мы можем, соответственно, ускорять или замедлять субъективно оцениваемый ход времени.

В понятие восприятия движения входят восприятие и оценка человеком направления, скорости, ускорения, замедления и траектории движения1. Направление движения в том случае, когда весь движущийся объект и его траектория полностью помещаются на сетчатке глаза, определяется по направлению перемещения изображения данного объекта по сетчатке глаза. Если же глаз следит за движущимся объектом, то направление его перемещения определяется по конфигурации сокращающихся и расслабляющихся в это время мышц глаза, которые осуществляют следящие движения глаз. Если вслед за движением человек ещё поворачивает и голову, прослеживая его, то оценка направления движения производится по сокращениям или расслаблениям мышц, управляющих движением головы.

В понятие восприятия пространства входят оценка формы, величины, глубины, удалённости, места расположения предметов в пространстве. Есть два способа восприятия и оценки указанных пространственных характеристик окружающих нас предметов и явлений. Один из них используется, когда образ воспринимаемого предмета или явления полностью помещается на сетчатке глаза. Другой способ применяется, если воспринимаемый объект или явление достаточно велики, и их образ не помещается полностью на сетчатке глаза.

Вид восприятия, связанный с формированием образа другого человека, включающего в себя представление о его психологии: познавательных процессах, психологических состояниях, личностных свойств и отношениях. Восприятие человека человеком отличается от обычного восприятия человеком неодушевлённых предметов и явлений и имеет свои, специфические законы. Восприятие человека человеком зависит от отношения воспринимающего человека к воспринимаемому, от обстановки, в которой происходит процесс восприятия, от психологического состояния воспринимающего и воспринимающего лица, от прошлого опыта воспринимающего лица и от многих других факторов, которые не действуют или действуют ограниченно при восприятии физических объектов. На восприятие человека человеком влияет профессиональная принадлежность воспринимающего и воспринимаемого лица, их положения в обществе, некоторые другие социально-психологические факторы.

.4 Восприятие как система высшей нервной деятельности

Улавливаемые глазом комбинации световых лучей, передаваемых в мозг в виде кодированных сигналов, мало что значат сами по себе. Ни один бит информации не поступает в мозг без предварительной обработки сенсорными рецепторами. Механизм, помогающий преобразовать информацию в знания об окружающем нас мире, называется перцепцией, т.е. восприятием.

Закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные для животных, свойственны и для человека. Однако поведение человека настолько сильно отличается от поведения животных, что у него должны существовать дополнительные нейрофизиологические механизмы, которые и определяют особенности его высшей нервной деятельности. У человека, в отличии от животных существует две системы сигнальных раздражителей: первая сигнальная система, состоящая из непосредственных воздействий внутренней и внешней среды на сенсорные входы, и вторая сигнальная система, состоящая преимущественно из слов, обозначающих эти воздействия.

Таким образом, под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Это система конкретных непосредственно чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных. Мозг человека мгновенно опознаёт привычные объекты, под каким бы углом зрения они не находились. Например, книга будет восприниматься только как книга независимо от того, лежит она или стоит. Однако форма и размер зрительного образа книги, который воссоздаётся на сетчатке, не всегда будет одинаковым. Если держать книгу горизонтально вблизи глаз, то мы получим её образ укороченным и сужающимся в перспективе. Но «видим» мы её по-прежнему в виде прямоугольника, потому что мозг автоматически адаптируется к разным образам, которые может создавать книга. Это явление называется устойчивостью перцепции1.

Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека, которая имеет дело со словесными символами. Это система обобщённого отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений.

По данным А.Р. Лурии, глухонемой, который не обучен речи, не способен абстрагировать качество или действие от реального предмета. Он не может формировать отвлечённые понятия и систематизировать явления внешнего мира по отвлечённым признакам1.

Заключение

Из рассматриваемой темы можно сделать вывод, что восприятие может быть совершенно разным по своим свойствам, виду и индивидуальным характеристикам человека. Всё это выполняется благодаря помощи органам чувств человека, которыми он наделён от природы.

В современном мире информационных технологий всё больше создают технические и электронные средства, при помощи которых человек может использовать своё восприятие не в полной мере. Например, раньше выдуманные произведения читали только в книгах, человек мог вырисовывать сюжет только в своём воображении, которое присуще только ему. Теперь же создаются и развиваются технические и электронные средства, «переведённые» из книг, они способствуют более быстрым визуальным реакциям.

Человек всегда будет наивысшей особью эволюции, потому что именно от его потребностей зависит каким будет научно-технический прогресс, потому что ничего не заменит его инстинкты сохранения и мышление

Список использованных источников и литературы

1. Данилова Н.Н. Физиология высшей нервной деятельности: учебник для студентов вузов / Н.Н. Данилова, А.Л. Крылова; отв. ред. Е. Баранчикова. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999. — 480с.: ил. — (Серия «Учебники и учебные пособия»).

. Немов Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. / Р.С. Немов. — М: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — Ч.1. — 304с. — (Серия «Словарь-справочник»).

. Кларк Д. Парадоксы зрения / Д. Кларк // Древо познания: универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. — М: Б. и., 2005. — С. — (Научно — познавательная коллекция «Маршалл Кавендиш»).

4. Восприятие Информации Человеком. Человеческое Восприятие [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — cop. 2010-2011. — Режим доступа: http://mywebpro.ru/psihika/vospr-infor-chelov-chelov-vospr.html

Теги:
Восприятие информации человеком 
Реферат 
Психология

От чего зависит восприятие информации



Восприятие информации человеком: Типы и способы восприятия информации – Восприятие — Википедия






ТОП 10:








⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 54Следующая ⇒

Существуют ли для души какие-либо законы восприятия информации?

Как мы выяснили ранее, восприятие информации человеком зависит от степени его развития и тех качеств, которые он приобрёл в матрице. Чем выше степень развития, тем больше человек понимает, потому что в его матрице сформировано больше всевозможных понятий. Кроме того, имеет значение качественное наполнение души. Один индивид за свои воплощения познавал положительные процессы, творчество, добро, а другой — отрицательные, и поэтому их внутренние накопления будут разными, а отсюда и восприятия будут неодинаковыми, можно сказать — противоположными.

Человек с отрицательными накоплениями не поймёт, что такое жалость, а с положительными накоплениями не поймёт, что такое агрессия. Духовный человек будет тянуться к духовной информации, к познанию тонких миров, Божественной иерархии; а материалист, постигающий только земные знания и идущий через доказательства, будет скептически относиться к информации контактёров и не поймёт многих явлений, связанных с тонким миром. Их души качественно отличаются друг от друга, поэтому каждый из них будет иметь своё мировоззрение, противоположное другому.

От внутренних накоплений души зависит взгляд человека на различные явления и действия другого человека. Например, злой индивид во всём видит плохое, а добрый и в плохом будет стараться найти что-то хорошее. Их взгляды формируются на основе внутренних накоплений матрицы. При этом каждый человек всегда воспринимает информацию своего Уровня и не всегда понимает другой Уровень. Отсюда, один читает только детективы, второй начинает интересоваться научными журналами и художественной классикой, а третий будет читать только сложную философию и трактаты учёных. А для первого индивида эти трактаты явятся китайской грамотой, которую он не сможет понять.

То есть душа одного человека ввиду его низкого Уровня не может понять информацию высокого Уровня. И причина этого в том, что прохождение каждого Уровня способствует приобретению душой человека определённых накоплений, строящих в ней соответствующие понятия. Чем больше Уровней проходит индивид, то есть чем выше поднимается, тем больше понятий будет накоплено его душой, и именно эти накопления позволяют ему понимать то, что не способен понять низкий Уровень.



Таким образом, законом восприятия информации является Уровень души. Чем он выше, тем выше степень осмысливаемой ею информации.Даже у планеты восприятие информации её плана существования зависит от её Уровня.

Но у человека не только Уровень развития имеет значение, но и органы восприятия. Душа находится в грубом мире и информацию о нём ей приходится собирать через ряд посредников — органов восприятия: глаза, уши, нос, кожу. А они сегодня могут находиться в хорошем состоянии, а завтра по каким-либо причинам выйдут из строя или станут ущербными: глаза начнут плохо видеть, уши — плохо слышать, кожа потеряет чувствительность, а память ввиду неправильного образа жизни станет склерозной. Сразу же качество получаемой человеком извне информации ухудшится. Таким образом, на восприятие информации влияет состояние внешней оболочки человека.

Процент достоверности информации, получаемой человеком с помощью различных органов чувств, неодинаков

даже у людей, принадлежащих к одному Уровню развития, потому что на это влияет не только Уровень человека и внутренние качества, но и состояние тонких конструкций, его оболочек.

К тому же, разные органы дают и разную степень восприятия информации. Достоверность и скорость постижения её, например, с помощью зрения будет больше, чем с помощью слуха. Одними органами человек познаёт мир быстрее, другими медленнее. Глаза дают максимальный процент восприятия информации из окружающего мира. А то, что воспринимается на слух, с одной стороны, больше искажается, с другой стороны, требует больше времени для познания.

Если человеку будут описывать незнакомый предмет долго и подробно на слух, то он, не видя его, создаст о нем какое-то образное представление. Но насколько бы ясно он его не представлял, когда увидит, то убедится, что воображение нарисовало далеко всё не так, как есть на самом деле. И в то же время всё, что так долго и упорно описывали вслух, затратив много времени, он может познать за мгновенье, обозрев предмет взглядом. Такова степень достоверности информации и скорость её достижения: один орган дольше воспринимает и меньше познаёт истину, а другой воспринимает информацию быстрее и правильнее. Следовательно, уровень познания мира зависит от тех органов, которыми форма наделена.




На Земле несколько параллельных миров с множеством типов живых существ, видимых и невидимых. Органы восприятия многих форм устроены таким образом, чтобы видеть свой мир и не видеть другие. И только отдельные индивиды оказываются наделены дополнительными органами (как третий глаз у человека), которые помогают им проникать в смежный мир и видеть его.

Точно также и в смежном мире, чтобы увидеть человека или проконтактировать с ним, другим существам необходимы дополнительные органы, настроенные на восприятие нашей физической материи. И в этом случае существа с такими дополнительными органами видят то, что делается у нас, а мы видим то, что делается у них. При отсутствии же дополнительных органов как раз и появляется возможность размещать два и более миров в одном пространстве, но в разных измерениях. При этомвсё

размещается таким образом, что никто не видит параллельный мир, потому что его зрение настроено на совершенно другой диапазон частот.

Сама материя другого Уровня обладает другими свойствами, чем физическая, и всё это позволяет существам находиться в одном мировом объёме, не видя друг друга и не мешая один одному. Например, так называемый домовой существует в параллельном мире, максимально приближенном к физическому, но лишь единичные люди на данный момент способны видеть его и чувствовать. То есть человек может жить в одной комнате с существами из другого мира и не видеть их, так как у всех у них (человека и существ) органы зрения и другие органы устроены так, чтобы не видеть и не чувствовать друг друга. А если появляется способность видеть другой мир, то это уже начинает создавать проблемы для человека и отвлекать его от своей цели развития.

Таким образом, органы восприятия должны всегда ориентироваться на свой мир и свои цели.

Лягушка, например, не видит человека и не подозревает о его существовании, пока он не движется. И всё вокруг она видит совсем не таким, как человек, а комар — не таким, как лягушка, у каждого из них свои границы виденья окружающего пространства.

Животные это, конечно, другой уровень развития. Что же касается человека и ему подобных, то органы восприятия им даны не только для ориентации в окружающем мире, но и для познания его, для развития интеллекта и души. И тут выигрывает тот, кто обладает более развитыми органами восприятия. Однако не всегда совершенные органы способствуют более быстрому и лучшему развитию, так как тот, кто не получает полную информацию о предмете, пытается её домыслить, дорисовать, довести до какой-то воображаемой законченности. Тот же, кто сразу получает полное знание о мире или предмете, теряет к ним интерес и его мыслительный процесс угасает, он уже не стремится пошевелить мозгами и пассивно довольствуется известием, что полученные знания окончательны и ничего другого быть не может.

Такое отношение к окружающему не способствует дальнейшему развитию и совершенствованию, поэтому Высший Разум часто создаёт органы восприятия несовершеннымидля того, чтобы развивающаяся душа лучше думала над недостаточной и несовершенной информацией и тем самым развивалась дальше.

Если же выйти за пределы Земли и ее параллельных миров дальше в Космос, то там находятся формы жизни, которые совершенно не походят на известные нам. И уровень усвоения ими окружающей информации очень высок, а способы восприятия совершенно не походят на наши, то есть у них отсутствуют органы, подобные человеческим (органы зрения, слуха, осязания, обоняния и др.), но они видят, слышат, чувствуют гораздо лучше нас и на множество порядков выше. Например, у многих существ вместо глаз имеется конструкция объёмного видения, они видят сразу во все стороны сферически. Душа человека тоже развивает данную способность, но пока радиус видения её в тонком мире не большой.

Их организм, состоящий из тонкой материи, намного совершенней нашего, и тем больший процент достоверности содержится в единице объёма получаемой ими информации.

У других форм существования имеются органы импульсного восприятия, светового, объёмного и другие типы, совершенно не знакомые человеку.

Но получение полной информации обо всём и сразу — это доступно только Высшему Разуму.

Таким образом, в разных мирах уровень восприятия информации различен, и чем совершеннее организм существ (который может быть выражен и некоторой полевой структурой), населяющих эти миры, тем быстрее и качественнее скорость восприятия или снятия точной информации с некоторого объёма пространства.

Трансформация информации

Для каждого современного человека очень важно иметь под рукой необходимую информацию в виде компьютера и книг, ибо это то, без чего в современном мире не может обойтись ни одна интеллектуальная личность. Важно использовать для работы с информацией специальную технику.

Дело в том, что при лавине информации, обрушившейся на человека, разобраться в том, что ему нужно, ачто

нет, разработать систему быстрого поиска информации, а также произвести ее обработку и распечатку можно только при помощи технического устройства, в данном случае — компьютера. Это тот инструмент, который позволяет в океане информации находить нужное, не теряя слишком много времени.

Что же касается самого процесса переработки и хранения информации, то это уже задачи определённых специалистов.

Информация никуда не исчезает и не появляется из ниоткуда, как и энергия, она переходит из одной формы в другую, из одного вида в другой, и между этими видами и формами существует такая же невидимая связь, как и между едиными фазами существования одного и того же вещества, например: лед — вода — пар. И только какие-то внешние условия и факторы могут повлиять на одну фазу и заставить перейти один вид материи в другой. Это самый наглядный пример для существования связи между разными видами энергий и показатель единства всей материи и энергии.

Что же касается степени трансформации одной энергии, одного вида информации в другой под воздействием её переработки, энергетики, то здесь существует такая закономерность:

Чем больше импульс энергии, привнесенный в данную информацию, тем ближе она будет находиться к Абсолютной Истине. Энергия Абсолюта бесконечна, следовательно, самая энергоемкая информация будет максимально приближена к Абсолютной Истине, но никогда с ней не сольется, так как для этого требуется бесконечно большая энергия, а она есть только у Абсолюта.

Это и есть Закон перехода и трансформации энергии и информации.

Импульс энергии сообщается информации тем Разумом, который её создаёт. Понятно, что информация, созданная Богом, будет обладать несравненно большим импульсом, чем та, которую создал человек.

Начинаясь с малых объёмов, трансформация энергий распространяются на всё большие и большие объёмы мироздания (рис. 37). То есть сначала информация поступает в мировой объём (или тонкую оболочку человека) извне,внутри она трансформируется в собственные накопления с определённым их построением, а накопления способствуют росту объёмов (тонких оболочек). Накопления должны не только удовлетворять количественной стороне накопленных энергий внутри существующего объёма, но и конкретным построениям, а также такому показателю, как энергетическая накачка, то есть содержанию энергии в единице объёма. При достижении определённой величины энергетических показателей существующего объёма происходит добавление нового, более масштабного объёма (оболочки), и далее всё повторяется.

Восприятие информации человеком: Типы и способы восприятия информации – Восприятие — Википедия

Обратимся теперь непосредственно к человеку. Познания его касаются трёх состояний информации: постоянного, временного и непознанного.

Абсолютно все качества человек и все прочие разумные состояния образуются за счёт трансформации одних типов энергий в другие, но всё это происходит только на закономерной основе. Без Законов ничего не строится. Точнее, на основе Законов строится новое и сохраняется нужное, а всё, что не подчиняется Законам, разрушается, уничтожается. Но и это тоже осуществляется по другим Законам.

Человек связан с постоянной информацией, временной и непознанной. Постоянная информация подсознания образуется за счёт трансформации энергии сознания. Во время преобразований происходит строгий отбор

нужного и ненужного. За счёт преобразований происходят всевозможные построения и строениям придаётся прочность, формируются качества, способные существовать вечно. Все качества и свойства души человек получает за счёт трансформаций энергий.

Непостоянная информация попадает в сознание тоже через множество преобразований энергий. К этой работе подключаются физические конструкции, тонкие оболочки и матрицы. Все конструкции участвуют в трансформациях физического спектра энергий в тонкий их спектр. Многомерная конструкция тела требуется именно для того, чтобы, перерабатывая энергию из одного типа в другой, добиваться получения их высшего качества, способного существовать вечно. За счёт трансформаций человек строит в себе вечные процессы души. Поэтому, упорно раздумывая над чем-то, он не просто осмысливает какие-то знания, а строит свои матрицы.

Наличие непознанной информации позволяет индивиду осуществлять с помощью трансформаций построения своей внутренней части вечно. За счёт трансформаций происходит рост внутренних объёмов и их качественные преобразования.

Значение новой информации

Новая информация спускается Высшими Учителями человечества в определённые периоды развития. Переход через 2000 год означает вступление человечества в новый цикл развития, что сопровождается сменой биологической формы человека пятой расы на форму представителя шестой расы. Внешне между ними — небольшие отличия, но энергетические — существенные.

Новая информация готовит человека и духовно, и физически к такому переходу. Она в основном предназначена для формирования человека последующей шестой расы. Особенно это касается сложных знаний, относящихся к Высшему Уровню будущего человека. Но так как существует переход от пятой расы в шестую, то есть информация спускается предшествующей расе, чтобы затем быть переданной последующей, то приходится считаться и с пониманием индивидов, отставших в развитии. Их тоже необходимо подтянуть и продвинуть в будущее.

У многих есть желание шагнуть в следующую золотую расу человечества, но общее отставание физической материи и самого общества препятствуют этому. Поэтому, понижая уровень понимания новых знаний, мы делаем её доступной для всех желающих. Для таких индивидов пятой расы наша информация особенно важна, так как помогает набрать душе недостающий для перехода на следующий Уровень энергетический потенциал. Напрасно многие думают, что если они достаточно развиты интеллектуально технически или воспитаны на старых догмах, то одного интеллекта достаточно, чтобы шагнуть в будущее. Обязательно требуется стартовая новая энергия, обладающая теми частотами, которые соответствуют следующему диапазону энергий, из которых и строится будущее человечества. Без их наличия невозможно перешагнуть через эпохальный рубеж. Это не просто переход на следующий Уровень, а переход в следующую эпоху. Уровень можно пройти за несколько воплощений, а эпохальный цикл развития требует от человека достижения своих более высоких показателей. Поэтому для таких переходов особенно важна новая информация, которая специально строится на тех энергиях, которые способны сообщить душе требуемый стартовый потенциал.

Помимо информации для подъёма душ верующих в переходный период используются и церкви, куда во время больших праздников спускается тоже новая энергия.

Таким образом, наша информация, переданная Высшими Учителями и строящаяся специальным образом энергетически, способствует при её усвоении через понимание обогащению души более высокими частотами энергий, которые автоматически поднимают души в тот слой, который соответствует следующему Уровню развития. Это — чисто физический процесс соответствия энергий.

Кроме того, наша информация позволяет тестировать людей. По степени её понимания человеком происходит определение того Уровня, которого он достиг к настоящему моменту. Ясно, что те, кто её вообще не понимает, относятся к низкому Уровню развития или к отрицательной Системе. Низкий Уровень — это, значит, молодая душа, эволюционно ещё не прошедшая достаточных стадий развития.

Данная информация расширяет сознание человека, позволяя ему самому осмысливать те явления, которые раньше он принимал за феномены. Новые знания позволяют взглянуть по-другому на природу вещей.

С позиции этих знаний читатель может объяснить все удивительные случаи, наблюдаемые на Земле. Он уже не будет спрашивать, почему происходит смена цивилизаций, почему меняется карта звёздного неба и на нашей планете начались сплошные катаклизмы. Он будет знать, откуда берутся инопланетяне и для каких целей прилетают на Землю, что означают круги на полях и откуда в древних пещерах наскальные рисунки с ракетами. Ему будет ясно, что это всё — влияние инопланетных визитов.

Или взять другую информацию. Понимание Уровневого развития человека позволит изменить свой подход к нему руководителей и учителей. Сам человек начнёт видеть уровень развития окружающих людей, понимая, что с низкого уровня нечего много требовать: у него матрица ещё пуста, но зато его надо тщательно учить, чтобы создать устойчивые качества. А от высокого уровня развития человека можно требовать уже много, его можно ставить на ответственные работы и должности, он будет осваивать всё во много раз быстрее, чем низкий уровень. Знание нашей информации может полностью изменить отношение человека к человеку, то есть знания откроют виденье другого.

Следователь или судья, изучив новую информацию, сможет понять, какой человек относится к положительной Системе, а какой — к отрицательной. А эта принадлежность требует изменить подход к обвиняемому, а возможно, и меру наказания. Судья будет знать, что положительный индивид совершил ошибку, и нужно приложить максимум усилий, чтобы вернуть его на правильный путь. С ним необходимо проводить большую воспитательную работу.

А вот с отрицательным индивидом всё это пройдёт впустую, он ничего не воспримет и не изменит никогда своих взглядов на жизнь. Бесполезно воспитывать убийцу или маньяка, «работающих» от отрицательной Системы. Они закрыты от положительного влияния своей программой. Это всё надо понимать. Но зато они могут хитрить, притворяться, как хамелеоны, подстраиватьсяпод положительного. Ясно, что стиль поведения у положительного человека и отрицательного не только разный, но и противоположный, а это можно использовать при их преследовании и поимке, а также должно учитываться при вынесении приговоров. Но если потребуется правильно использовать таких противоположных индивидов в мирной работе, то положительного индивида лучше направить на изобретение нового, а отрицательного на автоматические процессы, разрушение старого или расчётные операции с поиском выгоды для себя.

Знание Закона причинно-следственной связи, или закона кармы, уже в школе позволит повлиять на изменение поведения ребёнка в лучшую сторону, научит думать его о последствиях совершаемых им поступков.

Каждый человек, серьёзно относящийся к своему развитию, будет добиваться максимального профессионализма в своей работе, понимая, что каждым своим действием он строит качество в ячейке собственной матрицы. Он станет ответственнейее относиться к себе и другим, постоянно думая, правильно ли он делает или нет. Указанные нами высшие качества: самокритичность, самоконтроль, самосознательность и другие — помогут ему сосредоточиться на их развитии уже сейчас. Его мировоззрение может полностью измениться в лучшую сторону. Он не будет теряться в сомнениях и задавать извечный вопрос о смысле жизни, потому что ясно станет видеть его перед собой как цель.

Новые знания указывают человеку, как совершенствовать душу. Эта цель является главной для человека, она растягивается не на одну жизнь, а на всё время существования его на Земле и дальше. Нет более великой и возвышенной цели, чем совершенствование души. Развивая правильно себя в соответствии с данными ему «Законами Мироздания» и помогая совершенствоваться рядом стоящим, человек не просто облегчает своё существование, но и ускоряет развитие нашего Творца, ибо развитие Бога находится в прямой зависимости от развития каждой частной души. Это должен осознавать каждый, поэтому человек обязан знать, что ускоряет его совершенствование, а что тянет назад.

Просматривая кинокартины, спектакли, он увидит, какое поведение низкое, а какое — высокое. Многиережиссеры, прозрев, начнут ставить фильмы не те, которые способствуют деградации человека, а сейчас таковых — 90%, а те, которые станут способствовать подъёму души, её прогрессу. Своими низкими и грязными постановками они не будут прокладывать душам зрителей дорогу к Дьяволу, а начнут, строить дорогу к Богу. Виденье всего этого открывает наша информация.

Например, при просмотре любого фильма становится уже видно, что самые низкие качества героя режиссер преподносит как положительные; а дурное поведение человека, низкие эмоции, неправильные поступки преподносит как интересное, увлекательное поведение. Понятно, что такой режиссер представления не имеет, где Низ, где Верх, и что ведёт к Богу, а что — к Дьяволу.

Здесь можно говорить очень долго о применении нашей информации в жизни современного человека, но ограничимся этим. Скажем только, что она позволяет правильно сориентировать каждый свой шаг уже в настоящее время и исправить сделанные ошибки, пока ещё не поздно. Там, Наверху, исправлять будет намного болезненнее.

И в заключение скажем,что наша информация объясняет абсолютно всё при её правильном понимании.











Ошибки восприятия: определение, виды, особенности

В процессе обработки данных, принятия решений, межличностных коммуникаций и так далее, существенную роль играет явление перцепции (или восприятия). Ошибки приводят к искажению данных, что оказывает негативное влияние на происходящие процессы.

ошибки восприятия человека

Немного теории

Прежде чем изучать вопрос ошибок межличностного восприятия, стоит изучить теоретические основы данной категории. Восприятие — это чувственное познание предметов и явлений окружающей среды. Считается, что перцепция является основой познания. Восприятие происходит на следующих уровнях:

  • Обнаружение — это исходная фаза развития перцепции.
  • Различение — это процесс формирования эталонного образа ситуации.
  • Идентификация — отождествление полученного образа с теми, что хранятся в сознании.
  • Опознание — определение объекта к определенному классу или категории.

Восприятие обладает такими специфическими свойствами:

  • Предметность — объекты перцепции являются не хаотичным набором ощущений, а складываются в конкретные образы по определенным принципам.
  • Структурность — предмет или образ воспринимается в качестве структурной модели, которая абстрагирована от чувственных ощущений и имеет объективную природу.
  • Апперцептивность — общее состояние психики человека влияет на содержание информации, полученной посредством восприятия. То есть, она может быть интерпретирована в пользу интересов субъекта.
  • Константность — один и тот же объект или ситуация воспринимается одинаково даже при изменении условий.
  • Избирательность — преимущественное восприятие одного объекта по сравнению с другими, менее значимыми.
  • Осмысленность — воспринимаемый предмет подсознательно относится к какой-то категории или классу.

Три правила перцепции

Особенности человеческого восприятия подчиняются трем основным правилам. А именно:

  • Перцепция имеет личностную основу. Разные люди могут воспринимать одни и те же объекты и события по-разному. При этом именно свой взгляд они считают максимально приближенным к действительности.
  • Когда человек считает, что именно его восприятие наиболее приближено к реальности, возникают трудности в межличностных коммуникациях, связанные со столкновением интересов.
  • Если позволить эмоциям контролировать восприятия, можно пропустить важную информацию для объективной оценки действительности. Таким образом, возникает проблема ложной перцепции.

ошибки зрительного восприятия

Формы организации восприятия

Выделяют такие основные формы организации восприятия:

  • Фигура-фон — это фундаментальная форма, которая определяет возможность выделения доминирующих черт (фигуры) и стимулов (фона). При этом фигура реагирует только на те стимулы, которые ей действительно близки.
  • Константность — заключается в том, что на протяжении длительного периода времени человек использует одни и те же образцы и модели для формирования восприятия.
  • Группировка — ряд признаков и стимулов группируется в узнаваемую структуру, которая характеризуется внутренним однообразием. Группировка происходит по принципам близости, схожести, замкнутости, целостности.

Результатом процесса перцепции является формирование определенного целостного образа собеседника или ситуации.

Проблемы восприятия

Возникновение нарушений и ошибок восприятия во многом вызвано некоторыми ключевыми проблемами перцепции. А именно:

  • Способность человека к переработке информации не бесконечна. При формировании впечатления о человеке или ситуации, в мозг поступает огромный объем данных. Будучи не в состоянии переработать весь поток, мы просеиваем их, воспринимая только те, которые входят в сферу наших интересов и способствуют скорейшему достижению целей.
  • Риск ложных умозаключений. Когда информация поступает в недостаточном количестве, мы делаем выводы о человеке или ситуации на основании ограниченных данных, домысливая несуществующие параметры. А когда мнение уже сформировано, мы не желаем принимать во внимание дополнительную информацию.
  • Перцепция является системой с обратной связью. Не только мы составляем впечатление о людях, но и они о нас. Строя догадки по данному вопросу, мы можем делать неверные выводы, что приводит к недопониманию и конфликтным ситуациям.
  • Намеренное искажение информации. Пытаясь произвести на окружающих наилучшее впечатление, человек дает о себе заведомо ложную информацию.

факторы ошибок восприятия

Типичные ошибки понимания личности

Некоторые типичные ошибки восприятия мешают правильно понимать и оценивать людей. Вот основные из них:

  • Эффект предварительного знакомства. Имеется в виду, что у вас задолго до непосредственного общения складывается впечатление о собеседнике на основании ранее полученных сведений и собственных предубеждений.
  • Эффект стереотипа. Наличие определенных стереотипов о самом человеке или о социальной группе, к которой он относится. В процессе общения вы преследуете цель подтвердить правильность ваших убеждений.
  • Эффект торопливости. Ошибка восприятия человека, связанная со стремлением сделать заключение о личности собеседника до получения полной информации о нем.
  • Эффект структурирования. Умозаключение о человеке по отдельным наиболее ярким его чертам без учета других характеристик.
  • Эффект ореола. Перенесение первого сложившегося впечатления на оценку качеств и всех последующих поступков человека.
  • Эффект проецирования. Ошибка восприятия, при которой человек приписывает собеседнику собственные черты, чувства и качества.
  • Эффект первичности. Первая информация, полученная о человеке лично или из сторонних источников, перекрывает все объективные факты и влияет на отношение к этой личности.
  • Эффект настроения. Ошибка восприятия человека связана с тем, что эмоциональный подъем или уныние могут лечь в основу впечатления о собеседнике. При этом его объективные характеристики не принимаются во внимание.
  • Эффект глухоты. Связан с отсутствием желания прислушиваться к чужому мнению, привычка полагаться только на собственные ощущения.
  • Эффект консерватизма. Имеется в виду отказ пересматривать мнение о человеке, даже если с течением времени он существенно изменился.
  • Эффект последней информации. Получение позитивной или негативной информации о человеке может в корне изменить давно сложившееся впечатление о нем.

Проблемы понимания

Не только на восприятие людьми друг друга, но и на понимание в процессе общения могут влиять ошибки восприятия. Эффекты, оказывающие влияние на данные процессы:

  • Эффект сопровождающих событий. Если определенные явления часто сопровождают общение или предшествуют ему, они могут ассоциироваться с определенным человеком, увязываться с его персоной.
  • Эффект необычности. Если поступок не вписывается в общепринятые рамки, но ему предшествовало какое-то событие, то именно его пытаются выставить причиной, поясняющей поведение.
  • Эффект равновероятных возможностей. Ошибка восприятия может быть связана с тем, что одна и та же линия поведения может иметь несколько пояснений, которые в равной степени имеют право на жизнь.
  • Эффект недооценки ситуации. Поступок человека интерпретируется с точки зрения его личных качеств, но совершенно не берутся во внимание внешние обстоятельства, которые могли повлиять на выбранную линию поведения.
  • Эффект влияния культуры. Поведение трактуется исходя из философии, которого придерживается общество. Например, в западной культуре особое внимание уделяется влиянию внешних обстоятельств, а на Востоке верят в воздействие высших сил.

ошибки социального восприятия

Наиболее распространенные ошибки восприятия в психологии

Из психологической практики можно выделить несколько распространенных ситуаций, вызывающих трудности перцепции. Вот наиболее типичные ошибки восприятия:

  • Иллюзия контроля. Если человек заинтересован в исходе той или иной ситуации, он склонен переоценивать свое влияние на нее. Это явление открыл американский психолог Лангер, который изучал поведение людей, играющих в лотерею. Одна группа сама покупала билеты, а вторая — получила их в подарок. На предложение обменять билеты первые категорически отказались, так как посчитали, что их личный выбор влияет на вероятность выигрыша.
  • Предпочтение нулевого риска. Если человеку предложат свести к нулю незначительный риск или значительно снизить существенный, он с наибольшей вероятностью выберет именно первый вариант. Хотя, гораздо разумнее отдать предпочтение второму.
  • Селективное восприятие. Например, у вас выработалось мнение по конкретному вопросу. Вы ищите информацию и все больше убеждаетесь в своей правоте. Но загвоздка в том, что вы уделяете внимание только тем сведениям, которые подтверждают вашу правоту, а остальные оставляете без внимания.
  • Иллюзия прозрачности. Эта ошибка социального восприятия возникает тогда, когда человек попал в ситуацию, в которой необходимо соврать. В данный момент ему кажется, что все видят его насквозь, что все видят его неискренность.
  • Ошибка атрибуции. Она состоит в том, что свои собственные промахи человек объясняет объективными обстоятельствами, а чужие промахи — их личными качествами. Такой подход препятствует способности индивида брать ответственность за свои поступки.
  • Эффект морального доверия. Если у человека в обществе сложилась прочная положительная репутация, окружающие начинают думать, что у него нет ни пороков, ни дурных намерений, что часто не соответствует действительности.
  • Каскад доступной информации. Если какая-то информация часто появляется в источниках, охватывающих большую аудиторию, она считается правдивой. На старшее поколение оказывает влияние телевидение и пресса, а на молодежь — социальные сети.
  • Стокгольмский синдром покупателя. Так называется ошибка восприятия, когда человек оправдывает дорогую покупку, приписывая ей всевозможные достоинства и закрывая глаза на недостатки. Аналогичным образом оправдывают покупки, сделанные без особой надобности.
  • Вера в справедливый мир. Поскольку людям страшно осознавать несправедливость и хаотичность окружающего мира, им свойственно находить логику даже в самых страшных и абсурдных ситуациях.
  • Искаженное восприятие искажений. Если вы не находите у себя никаких пороков или недостатков, значит, они точно у вас есть. Но вы воспринимаете их в положительном ключе, то есть искаженно.

Ошибки при принятии решений

Отдельного внимания заслуживают ошибки восприятия ситуации при принятии решений. А именно:

  • Маятниковые решения. Это явление, при котором, осознав ошибочность своего решения, человек пытается вернуться в исходное состояние, считая, что из начальной позиции можно повлиять на ситуацию и исправить ее.
  • Дублирующие решения. Оказываясь в новых для себя условиях, человек старается адаптировать принимаемые решения к устоявшейся ситуации.
  • Противоречащие решения. В отличие от предыдущей ситуации, человек в новых условиях пытается принимать решения, полностью противоречащие ранее сложившемуся и устоявшемуся укладу.
  • Авантюрные решения. Из-за неполного восприятия действительности или переоценки собственных возможностей, человек принимает решение которое, скорее всего, не будет реализовано или потерпит крах.
  • Запоздалые решения. Опасаясь совершить ошибку, человек долго раздумывает, упуская правильное время для действий. Как результат, когда решение наконец-то принято, оно уже не может ни на что повлиять и не имеет никакого существенного значения.
  • Демотивирующие решения. Вместо того, чтобы поднимать дух окружающих и собственный настрой, человек занимает позицию, которая приводит всех в уныние.
  • Шаблонные решения. Человек постоянно действует по выработанной временем схеме, не анализируя ее эффективность.
  • Недооценка риска. Человек осознает угрозы и риски, но предпочитает думать, что с ним этого не случится.

типичные ошибки восприятия

Проблемы фонематического восприятия

Также стоит обратить внимание на ошибки фонематического восприятия. Они связаны с трудностями восприятия и интерпретации фонем, которые имеют артикуляционное и акустическое сходство. В устной речи это выражается в подмене или смешении звуков. Таким образом, возникает две основные проблемы:

  • непонимание сказанного;
  • неправильная интерпретация полученной информации, связанная со схожим звучанием слов.

Проблемы зрительного восприятия

На интерпретацию информации также оказывают влияние ошибки зрительного восприятия. Причины таких ошибок могут крыться как в физиологии зрительного аппарата, так и в психологических проблемах, которые приводят к неверной интерпретации форм и размеров. Вот основные виды ошибок:

  • Иллюзия восприятия размера — отрезки одинаковой длины при наличии дополнительных элементов или при различном положении могут казаться разными.
  • Искажение геометрических фигур — связано с тем, что параллельные прямые могут не казаться таковыми, а правильные фигуры могут выглядеть искаженными.
  • Иллюзия цвета и контраста — на разном фоне один и тот же цвет может восприниматься по-разному.
  • Иллюзия движения — при определенном расположении статических объектов они могут казаться динамичными.
  • Двойные образы — в одном изображении могут усматриваться разные образы.
  • Иллюзии восприятия глубины — при фокусировании взгляда поверхность может выглядеть то вогнутой, то выпуклой.
  • Эффект перцептивной готовности — в соответствии с ним, человек видит то, что ожидает. В связи с этим он может не замечать каких-то дефектов или деталей изображения.
  • Парейдолическая иллюзия — мысленное преобразование реального объекта в нечто иное. В качестве примера можно привести ситуацию, когда люди видят в облаках фигуры животных и так далее.
  • Эффект последействия — связан с тем, что на сетчатке глаза может на короткое время сохраняться изображение, которое переносится на другой объект, меняя его восприятие.

ошибки восприятии ситуации

Факторы ошибок восприятия

Есть несколько факторов, которые могут повлиять на качество перцепции. Факторы ошибок восприятия следующие:

  • Фактор превосходства. В большинстве случаев справедливым оказывается допущение, что люди, вступающие в общение, имеют неравные позиции. Они могут отличаться по социальному статусу, материальному положению, уровню интеллекта, возрасту и так далее. Таким образом, имеет место переоценка или недооценка личности, связанная с косвенными параметрами. Этот фактор действует только при существенном для человека различии. Параметры оценки для каждого разные — одежда, поведение, окружение и так далее.
  • Фактор привлекательности. Исходя из личных пристрастий, человеку свойственно переоценивать или недооценивать собеседника. Таким образом, человеку, который нам нравится больше, мы приписываем положительные качества, которые, возможно, ему и не присущи. В то же время антипатия заставляет нас закрывать глаза на чужие добродетели.
  • Фактор отношения. Люди, которые относятся к нам хорошо, выглядят в наших глазах лучше, чем есть на самом деле. А вот тех, кто нас недолюбливает или относится равнодушно, нам свойственно недооценивать.
  • Фактор мнения. Чем ближе мнение человека к нашей собственной позиции, тем более привлекательным он нам кажется. Если же чужая точка зрения существенно разнится с нашей, этот человек будет казаться нам крайне неприятным, несмотря на все его добродетели.

Барьеры

Ошибки восприятия ситуации или человека связаны с существованием некоторых барьеров. Вот ключевые из них:

  • Эстетический барьер. Как правило, он связан с внешним видом собеседника. Если человек неряшлив, неопрятен или его имидж не соответствует вашим представлениям об эстетике, вы на подсознательном уровне будете негативно к нему относиться.
  • Барьер отрицательных эмоций. Он возникает в том случае, если вы общаетесь с человеком, который чем-то расстроен или плохо себя чувствует. Это может стать причиной неприветливости и даже грубости. Вами это может быть воспринято как грубость и невежество. Если вам предстоит какая-то важная встреча, обязательно предварительно поинтересуйтесь обстановкой и настроением потенциального собеседника, чтобы избежать ошибок восприятия ситуации.
  • Барьер психологической защиты. Возможно, вы ведете себя слишком грубо или стоите на ступень выше своего собеседника. Это может стать причиной агрессии оппонента, как защитного механизма.
  • Барьер установки. Возможно, собеседник обладает негативной установкой в отношении конкретной тематики или ситуации, в которой происходит ваше общение.
  • Барьер двойника. Заключается в том, что вы ждете от собеседника такого же поведения и таких же решений, как и от себя самого. Если этого не происходит, вы меняете отношение об оппоненте в негативную сторону.

нарушение ошибки восприятия

Борьба с перцептивными ошибками

Чтобы предотвратить возникновения ошибок восприятия информации, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Уделяйте внимание не только текстовой информации, но также сопутствующим обстоятельствам. В частности, говоря о собеседнике, стоит уделять особое внимание невербальным сигналам (жестикуляция, поза, мимика, интонация и так далее).
  • Не притворяйтесь, что слушаете. Если вы расконцентрированы, попытайтесь собраться или перенесите беседу. От недополучения информации пострадаете в первую очередь вы сами.
  • Не будьте слишком чувствительны. Концентрируйтесь на информационной, а не на чувственной составляющей.
  • Не спешите с выводами. Не проведя тщательного анализа полученной информации, не делайте умозаключений и не принимайте никаких решений.
  • Не поддавайтесь поспешному протестному порыву. Прежде чем возразить своему собеседнику, до конца выслушайте его доводы и проанализируйте их.

Рассматривайте вопросы последовательно. Стремительный поток вопросов выбивает собеседников из колеи, заставляет занять оборонительную позицию. К тому же так ни одна проблема не будет рассмотрена полностью.

Восприятие информации: восемь уровней

Здоровье  человека  в  первую  очередь  связано  с  его  способностью  воспринимать  Информацию.  Условно  способность  восприятия  информации  можно  разделить  на  8  уровней.

Уровень  0-й —  Завышенная  самооценка. Человек  не  может  адекватно  оценивать  свои  силы.  У  него  практически  не  осталось  созидательных  энергий  и  информация,  созидательная  по  своей  сути,  запустит  преобразование  энергий  внутри  организма.  Так  как  энергии  внутри  организма  человека  могут  существовать  только  разрушительные,  то  и  любая  информация  для  него  будет  разрушительной.  Здоровье  человека  на  данном  уровне  нарушено  основательно,  онкология,  СПИД  и  другие  серьезные  заболевания  свойственны людям  с  такой  способностью  воспринимать  информацию.

Уровень  1-й —  Реакция  на  любую  поступающую  информацию,  которую  можно  охарактеризовать,  как  нелюбовь  к  себе.  Проявляется  заниженной  самооценкой — ничего  не  могу,  на  которую  наслаивается  неспособность  принять  информационную   помощь.  Любой  насильственный  вид  помощи,  превышающий  объем  восприятия  человека,  может  спровоцировать  у  него такую  ситуацию.   Нелюбовь  к  себе  организм  человека  воспринимает,  как  желание  наказать  себя.  Понимая  это  буквально,  организм   запускает  процессы  серьезных  органических  нарушений  в  органах  и  системах  человека.

Уровень  2-й —  Психоэмоциональная  установка  этого  уровня :  у меня  все  хорошо,  кто  думает  иначе —  мой  враг.  К общению допускаются  только  люди, способные  оказать  специфический  вид  помощи,  не  требующий  от  самого  человека  каких-либо  активных  действий  и  не  указывающий  на  истинные  причины  нарушений. Например,  снятие  порчи,  сглаза,  магического  воздействия.

Уровень  3-й —  Проявление  эгоизма  и  начало  агрессии  в  ответ  на  любую  информацию  о  нем.  Энергии  в  организме  на этой  стадии  начинают  преобладать  разрушительные,  а  все  причины  своих  нарушений  ищутся  вовне.  При  обнаружении причин  —  их  уничтожение.  Возникает,  как  следствие  процесс  самоуничтожения.  Человек  агрессивен  по  отношению  к  другим  людям  и  событиям.  По закону  Подобия  может  притянуть  к  себе  только  людей  разрушителей  и  разрушительные  ситуации.

Уровень  4-й —  Личная  выгода  ставится  на  первое  место,  а  во  всех  своих  нарушениях  ищутся  виновные  на стороне.  Люди  или  обстоятельства.  Любое  указание на  поиск  причин  своих  нарушений  внутри  себя  ведет к  замыканию  человека  в  себе  и  созданию  блоков  в  общении.

Уровень  5-й —  Эмоциональный  всплеск  первого  момента преобразуется  в  осознание,  но  вслед  за  ним  возникает  желание надеть  маску.  Действия  по  устранению   причин  не  возникает.

Уровень  6-й —   В  первый  момент  информация  вызывает  эмоциональный  всплеск.  Через  какое-то время наступает  осознание  и  адекватная  реакция.

Уровень  7-й —  Человек  готов  адекватно,  без  нарушения  равновесия  отреагировать  на  любую  информацию.  В  ответ  возникают  определенные  действия,  направленные  на  устранение  причин  нарушений.

Уровень  8-й —  Человек  способен   преобразовывать поступающую  информацию.  Работает  саморегуляция  и  самодостаточность.  Человек  способен  управлять  не  только  своим  здоровьем,  но  и  жизнью  и  судьбой.  Есть  8  уровней  саморегуляции  и  12  уровней  самодостаточности.

Приведенная  выше  градация  уровней  восприятия  красноречиво  показывает,  что  возникновение  ситуации  нарушения  здоровья  напрямую  связано  с  искажением  восприятия  Человека.

Можно  сказать,  что  первопричиной  всех  болезней  является  неспособность  истинного  восприятия  Информации,  что  способствует  возникновению  разрушительных  энергий.

И,  как  следствие,  нарушения  в  веществе  —  то  есть  возникновение  болезни,  страданий,  ограничения  Свобод  Человека.  В  жизни  возникают  ситуации,  которые  можно  назвать  Уроками  Жизни.

Для  того,  чтобы  человек  задумался  над  тем,  что  происходит,  нашел  в  себе  причины  и  изменил  себя.

Истинная  природная  норма  Здоровья  —  Светоносность.

А  в  современном  обществе  принято  считать  нормой  —  болезни.

Все,  что  разрушает  человека,  дано  лишь  для  того,  чтобы  человек  осознал  и устремился  к  изменению  себя,  своего  мира.  И  как  следствие,  мира  вокруг  него.

Именно  так,  а  не  иначе.  Стремление к  Развитию  и  Совершенствованию  себя  и  затем   МИРА.

ДРУЗЬЯ ПРИГЛАШАЮ К ОБЩЕНИЮ





Метки: восприятие информации, восприятие Человека, здоровье, истинное восприятие информации, первопричина болезней, реакция на информацию
Рубрики: Развитие Человека

О восприятии информации разными типами людей — аудиал, визуал, кинестетик

Рассмотрим пример, когда преподаватель иностранного языка ставит задачу слушателям.На уроке проходят новые слова, все сначала читают их самостоятельно, затем пытаются совместно перевести без использования словарей. Затем материалы закрываются и преподаватель просит каждого ученика дать перевод одного-двух только что рассмотренных слов с русского на английский.

Процесс понятен. Давайте задумаемся о том, насколько эффективно эту задачу могут решать ученики.

Известно, что все люди делятся на три категории: визуалы, аудиалы, кинестетики. Исходя из этого можно подразделить виды восприятия информации.

От того, как человек воспринимает окружающий его мир, зависит его взаимодействие с ним. По сути, от типа восприятия мира, зависит язык, на котором нужно изъясняться с человеком.

Рассмотрим ключевые специфики каждого типа.

Аудиал
Воспринимает информацию на слух, плохо запоминает «письменность». Любит говорить, т.к. для людей этого типа это приоритетный канал связи. В дискуссия доминируют. Любят слушать аудио книги.

Визуал
Восприятие через зрение. Прочитал, запомнил. Нарисовал на доске, хорошо, обсудил на слух плохо. Обладают хорошой визуальной памятью. Аудио книги не воспринимают.

Кинестетик
Ощущение мира через касания, осязание.
Человек должен записать информацию, чтобы ее запомнить.

Теперь давайте посмотрим на какой тип человека в большей степени рассчитано упражнение преподавателя иностранного языка.

Напрашивается сразу два ответа — на визуалов и аудиалов. Визуал, потому что все слова были просмотрены зрительно. И это факт, процент запоминания у таких людей высок, составлет около 60%.
Аудиал, потому что все слова должны быть проговорены. Однако, для аудиала важно самому проговорить эти слова, чтобы их лучше запомнить. Если же на уроке просят каждого произнести по одному слову, то аудиал может не распознать произношение других коллег. Именно поэтому, это задание для аудиала будет выполнено процентов на 20-30.

Для кинестетика все понятно, он не записал слова, значит не запомнил.

Именно поэтому на лекции воспринимают хорошо информацию аудиалы.
Кинестетики смогут запомнить что-нибудь, если будут конспектировать материал, а визуалы, если лекции будет сопутствовать иллюстрации на доске.

Еще один пример из жизни. В некой компании нужно придумать слоган, руководитель пишет на всю команду письмо примерно следующего содержания: кто придумает слоган, тот получит бонус. Как вы думаете, кто начнет быстрее и больше генерировать идеи в письменном виде, и кто воздержится от написания?

В моей практике пришлось работать с разными типами людей, но явно не выделявшихся по рассматриваемым типа в этой заметке. Однако, один раз мне пришлось работать с человеком, который не воспринимал на слух вообще никакой информации. Получить обратную связь в разговоре было практически не возможно, т.к. человек не понимал, что от него хотят. Однако стоило только перейти на корпоративный джаббер и начать переписку, как все вставало на свои места.

Принимайте информацию, имейте ввиду разницу в восприятии информации разными типами людей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *