Я посредственность: «Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Кью – «Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Знатоки

Содержание

«Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Кью

если очень грубо проводить разметку, то 64% — посредственности, 13% еще более унылы и 13% что то из себя представляют. почти все мы посредственности, в этом нет ничего плохого и необычного. с этим можно жить и ничего не менять. а можно и попробовать поискать себя. 

для многих людей наступает кризис, когда они осознают, что в них нет ничего особенного и что все что их отделяет от алкаша Васи на лестничной клетке — это время и банальное везение. но, можно пойти дальше и шокироваться еще. Например, открыть для себя простую вещь — у человека нет призвания и большая часть талантов — это и не таланты вовсе, а навыки, которые были наработаны за многие годы труда (или нее совсем труда). И, что, те, кто кажутся талантливыми или нашедшими свою струю в жизни — такие же люди, как и все, просто они работали над собой и во многом им повезло, что они смогли применить те навыки, что у них есть на том поприще, что они нашли. И таланты и интересы  — это то, что люди создают для себя сами, не всегда осознанно, но самостоятельно. Мне не передалась по наследству любовь к биологии, просто мне попались в детстве такие книжки, и я чувствовал свое превосходство над сверстниками в этой сфере и развивал ее, чтоб продолжать это превосходство ощущать. а еще у меня были вопросы, которые накапливались от знания. и, вот сейчас у меня есть перк — обыватель, хорошо знающий биологию. я могу монетизировать этот перк, мне интересно его развивать, потому что усилия и сложность для меня сейчас растут в нужном темпе. но, например, математика мне не кажется интересной, потому что вникать в нее с нуля сложно, а я уже стар и мне лень тратить много времени на кажущиеся простыми вещи. потому мне она и не интересна. 

хотите найти себя? изучайте что нибудь, монетизируйте свои знания, используйте их и по мере расширения вашего кругозора вы найдете примерно то, что вам понравится просто в силу того, что вы об этом знаете. помните, мы все посредственны и выбор развития или еградации лежит только в ниших руках

«Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Знатоки

Как ни странно, именно в тот момент, когда ты признаёшься себе, что ты — посредственность, тут-то и начинается магия (при одном важном условии). «Да, хоть я и посредственность, но посредственные люди тоже могут быть счастливы и успешны в работе» — делайте что-то интересное, слушайте своё сердце. Живите каждый день полной жизнью. Люди тянутся к открытым, душевным, добрым, а также тем, у кого есть увлечения, с кем можно поговорить. Да, нужно признавать, что в масштабах планеты ты посредственность, но вместе с этим искренне полюбить и начать ценить себя. «Да, пусть я не Эйнштейн, но надо ли оно для того, чтобы быть счастливым? Успешным? Зато я умею утешать/лепить из глины/готовить» (да что угодно!) Берём любовь к готовке, например. Вы готовите хорошо, но на уровне домохозяйки. Что нужно, чтобы стать круче? Можно сходить на кулинарные курсы. Можно попросить подругу, которая профессионально готовит торты, научить вас готовить торт. А ещё есть интернет с миллиардом всяческих курсов. Это лишь один из вариантов схемы, как можно действовать, чтобы развить свои навыки.

Если вы считаете себя посредственной внешне, есть два пути. 1. Забиться в угол и плакать 2. Найти занятие по душе (бег, плавание, йога, что угодно). Никогда не перестану рекламировать умеренный спорт в радость, и не для похудения, а для здоровья и хорошего настроения. Занятия спортом гарантированно заставят вас думать о себе гораздо лучше, чем «посредственность». Смотрим дальше — если не очень хорошие волосы, то можно делать домашние маски, если есть деньги — сходить к хорошему мастеру. Если кожа — один раз сходить к косметологу и поговорить с ним, что нужно конкретно вашей коже. 

Талант и гениальность — далеко не всегда «данность» (и далеко не всегда «счастье»). А «профессионализм» и подавно — за этим стоит огромная работа. У всех людей, даже самых-самых посредственных, есть сферы, в которых они могут преуспеть. Главное развиваться в этих направлениях. 

Итак: даже если вы простой человек, но занимаетесь тем, к чему лежит душа, делаете это с любовью, ухаживаете за самим собой — вы не будете считать себя посредственностью, даже если, повторюсь, в сравнению с кем-то вы будете хуже. Вообще-то среди даже самых крутых профессионалов есть те, кто круче. 

P.S. Сейчас много людей, ноющих, что они «никакие», «ничего из себя не представляют» (и кто в этом виноват?), «страшные», «никому не нужны» и прочее. Это раздражает очень. Серьёзно. Страшный? Никому не нужен? Стань нужным сначала себе. Встать с дивана. Начни хоть что-нибудь делать! Вам респект, что не хотите быть такой. Надеюсь, всё получится.

5 причин, по которым мы застреваем в посредственности, и как с этим справиться

Причина, по которой большинство людей застревает в посредственности, заключается в том, что они боятся потерпеть неудачу. А причина, по которой люди отказываются терпеть неудачу в том, что они связывают неудачу с поражением. В свою очередь страх поражения парализует их до такой степени, что они просто стоят на месте.

Люди воспринимают неудачу как исключение из игры, но если мы хотим выиграть, нам нужны препятствия.

«Невозможно жить, не потерпев неудачу в чем-то, если вы живете так осторожно, то вы, возможно, не жили вообще – в этом случае вы терпите неудачу по умолчанию.» – Дж. К. Роулинг

Мало кто станет действительно успешным в бизнесе или жизни, поэтому давайте взглянем на реальные причины, по которым большинство людей застревают в посредственности:

1. Подавление, игнорирование или избегание отрицательных эмоций

Когда мы совершаем ошибку или испытываем неудачу, мы заново оцениваем себя и подвергаем сомнению наши способности. В результате мы начинаем бояться неудач и соглашаемся на посредственность.


«Трагедия жизни часто не в неудаче, а в самодовольстве. Не в том, что мы делаем слишком много, а в том, что мы делаем слишком мало. Не в жизни выше наших способностей, а скорее в жизни ниже наших способностей »- Бенджамин Э. Мейс

Современная культура говорит нам, что чтобы избавится от дискомфорта, мы должны избегать негативных эмоций или подавлять их. Если вы похожи на большинство людей, вы сделали все возможное, чтобы подавить негативные эмоции, такие как гнев, ревность и страх. Это не значит, что вы их не чувствуете. Вы всего-навсего узнали, как игнорировать их и делать вид, что их не существует.

Я посредственность: «Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Кью – «Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Знатоки

Недавнее исследование из Университета Техаса показало, что когда мы избегаем эмоций, мы на самом деле делаем их сильнее.

Эмоции призваны активизировать наше тело и побуждать нас к действию. Когда мы решаем похоронить, игнорировать или подавить свои эмоции, даже негативные, мы подвергаем наше тело стрессу.

Как использовать это в свою пользу: Хотя нужно признать свои негативные эмоции, вы не должны испытывать их все сразу. Это создаст путаницу в вашем мозге. Если вы признаете эмоции по очереди, будет намного легче с ними справиться. Ваше миндалевидное тело, эмоциональный центр мозга, испытывает сбой, когда вы подавляете эмоцию. А когда вы признаете, что вас беспокоит, лобные доли начинают работать. Именно эта область мозга решает проблемы и находит необходимые решения.

2. Не быть готовым к худшему исходу

Может быть, несколько отчаянных и проживают жизнь на волне оптимизма, но умные и успешные люди понимают, что если мы не подготовимся к препятствиям, которые могут встретиться у нас на пути, мы продолжим грузнуть в посредственности.

«Начинайте каждый день со слов: сегодня встречусь с препятствиями, неблагодарностью, наглостью, нелояльностью, недоброжелательностью и эгоизмом» – Марк Аврелий.


Марк Аврелий не был пессимистом, он был реалистом, который готовил себя к любому исходу. Он не хотел удивляться и быть застигнутым врасплох тем, что может случиться в течение дня. Он знал, каково это – падать и сталкиваться с неизвестным.

Умение реалистично смотреть на мир и напоминать себе о том, что может пойти не так, не является пессимизмом. Это проявление ума. Вы столкнетесь с грубыми боссами, коварными коллегами и безрассудными клиентами. Почему бы не подготовиться к этому?

Агенты ФБР не готовятся к арестам, полагая, что все пройдет как по маслу. Они заранее продумывают все возможные варианты развития событий, и на момент задержания готовы действовать вне зависимости от ситуации.

Люди, которые застряли в посредственности, с большей вероятностью будут разочарованы и сорвут сделку или потеряют контроль во время напряженных переговоров. У них не было возможности представить себе все мыслимые неудачи, и найти способы справиться с ними.

Когнитивно-поведенческая терапия предлагает заранее обдумать потенциальную негативную сторону разговора или события, что поможет вам избежать конфузного момента.

Я посредственность: «Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Кью – «Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Знатоки

Как использовать это в свою пользу: Постарайтесь обдумать худшее, что может случиться, и позвольте себе почувствовать негативные вещи. Когда вы это сделаете, будет проще справиться с состоянием, которое они могут вызывать.

3. Жить без правильных ценностей

Посмотрим правде в глаза – большинство людей соглашаются на посредственность, потому что они не имеют своих ценностей. Я имею в виду реальные ценности, а не фальшивые, которые измеряются деньгами, полом или властью. Фальшивые ценности порождены жадностью и подкреплены средствами массовой информации.

Правильные ценности передаются, когда общество поощряет людей защищаться от боли и страданий. Боль и страдания – это очень важно. Потому что они учат нас, на что обращать внимание, когда мы молоды и узнаем, как устроен мир. Они учат нас различать хорошее и плохое.


Проблемы часто вызывают неудачи, боль и страдания. Они также являются проблемами, которые будут определять наши ценности. Посредственность рождается из неправильного восприятия мира, когда мы ценим неправильные вещи и ожидаем, что они сделают нас счастливыми.

Правильные ценности имеют определенные критерии. Они:

  • Находятся под нашим контролем вне зависимости от внешних событий;
  • Наполняют нашу жизнь смыслом;
  • Позволяют нам чувствовать, что мы внесли свой вклад в общество.

«Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда ты понял зачем!», – Марк Твен

Как использовать это в свою пользу: Постарайтесь определить свои ценности. Поговорите с людьми, которыми вы восхищаетесь. Или прочтите биографию человека, которому вы хотели бы подражать.

4. Чрезмерная зависимость от таланта

Успех заставляет нас думать, что наших талантов достаточно. Мы не принимаем во внимание внешние факторы или случайные события, которые могли бы сыграть на руку. Если мы сделали правильный звонок однажды, еще не значит, что в следующий раз нам повезет.

«То, как вы справляетесь с неудачами, определяет то, как вы добьетесь успеха.» – ЛаРае Куй

Умный человек создаст план достижения успеха, но создать его и никогда не вносить изменения – это ошибка. Независимо от того, насколько вы умны или талантливы, вам придется постоянно пересматривать свой подход, чтобы вы могли изменять и корректировать его по мере движения.

Я посредственность: «Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Кью – «Как жить, если ты посредственность?» – Яндекс.Знатоки

Понять, почему вы добились успеха, так же важно, как и понять, почему вы потерпели неудачу.



Как использовать это в свою пользу: Постарайтесь понять, благодаря чему вы добились успеха. Взгляните на этот вопрос с разных ракурсов. Вспомните моменты, когда решение или действие оказали существенное влияние на результат. Изучите свой мыслительный процесс, как вы принимали каждое решение. Что имело значение? Вы прислушивались к своей интуиции или делали выбор, основываясь на фактах? Дело не в том, что есть правильный способ достижения успеха. Важно понимать, как вы принимаете свои решения, и какие факторы на них влияют.

5. Страх потерпеть неудачу

«Самые великие люди достигли величайшего успеха всего в одном шаге от величайшего провала» – Наполеон Хилл

Люди застряли в посредственности, потому что устали от постоянной борьбы за победу. Они не понимают, что жизнь – это не только победа и поражение.

Предприниматели и успешные стартап-компании терпят неудачу, восстанавливаются, перестраиваются, рискуют и снова терпят неудачу. В какой-то момент речь идет о чем-то более важном, чем успех или неудача. О том, что они узнали из опыта.

Неудача – это неприятно, но нет единой формулы успеха. Это всегда процесс проб и ошибок, когда мы выбираем, учиться или нет на нашем опыте.

Только глупые люди не могут извлечь уроки из своих неудач.

Как использовать это в свою пользу: Помните, что когда мы терпим неудачу, встаем и попробуем снова, мы наращиваем мышцы. Пусть неудача станет мощным инструментом обучения, который поможет вам в будущем.

Источник: Medium

Все фото: Unsplash

Читайте также:

Поколение рассеянного внимания. Как правильно обучаться

11 полезных маленьких привычек на каждый день

10 причин, по которым некоторые люди никогда не добьются успеха

Как перестать быть посредственностью прямо сейчас

Экология жизни: Мно­гие ду­ма­ют, что по­сред­ствен­ность — это врож­ден­ное свой­ство. Либо вы ро­ди­лись «ве­ли­ким», либо вы ро­ди­лись по­сред­ствен­но­стью. Хуже того, если вы по­сред­ствен­ность, то лучше вам уже ни­ко­гда не стать. Так все устро­е­но, и ни­че­го с этим не сде­ла­ешь. Что можно ска­зать про людей, ко­то­рые так счи­та­ют? Они по­сред­ствен­ность.


Мно­гие ду­ма­ют, что по­сред­ствен­ность — это врож­ден­ное свой­ство. Либо вы ро­ди­лись «ве­ли­ким», либо вы ро­ди­лись по­сред­ствен­но­стью. Хуже того, если вы по­сред­ствен­ность, то лучше вам уже ни­ко­гда не стать. Так все устро­е­но, и ни­че­го с этим не сде­ла­ешь. Что можно ска­зать про людей, ко­то­рые так счи­та­ют? Они по­сред­ствен­ность.

По­ду­май­те вот о чем…

В сле­ду­ю­щий раз, когда вы вой­де­те в офис и ваш внут­рен­ний голос ска­жет вам: «А ведь я со­би­рал­ся в пер­вые 15 минут со­ста­вить свой ра­бо­чий гра­фик, а не тор­чать в Facebook», при­слу­шай­тесь к нему и де­лай­те, как он го­во­рит.

 

Как перестать быть посредственностью

Когда вы при­де­те на пер­вое за день ра­бо­чее со­ве­ща­ние, и внут­рен­ний голос ска­жет вам: «А ведь я со­би­рал­ся вни­ма­тель­но слу­шать, что тут ска­жут», сде­лай­те над собой уси­лие и вы­слу­шай­те то, что го­во­рят дру­гие, пре­жде чем вы­ска­зать свое мне­ние.

Когда вы нач­не­те ра­бо­ту над се­го­дняш­ним боль­шим про­ек­том, и внут­рен­ний голос ска­жет вам: «А ведь я обе­щал себе не от­вле­кать­ся на пу­стя­ки во время ра­бо­ты», за­будь­те обо всех по­сто­рон­них делах и при­ни­май­тесь за дело.

Когда вы ухо­ди­те с ра­бо­ты и ду­ма­е­те о том, что бы съесть на ужин, и внут­рен­ний голос ска­жет вам: «Во­об­ще-то я хочу в Мак­до­нал­дс, но мы же ре­ши­ли, что пора на­чи­нать есть здо­ро­вую пищу», зай­ди­те в про­дук­то­вый ма­га­зин и ку­пи­те себе цып­лен­ка и ка­ких-ни­будь ово­щей.


Когда вы ужи­на­е­те, и внут­рен­ний голос го­во­рит вам: «Не по­ра­бо­тать ли над той идеей стар­та­па, что при­ш­ла мне в го­ло­ву», от­ставь­те в сто­ро­ну бокал с вином, от­ло­жи­те на потом про­смотр по­след­не­го эпи­зо­да ва­ше­го лю­би­мо­го се­ри­а­ла и при­ни­май­тесь за ра­бо­ту.

Когда вы со­бе­ре­тесь ло­жить­ся спать, и внут­рен­ний голос ска­жет вам: «Я же хотел за­нять­ся спор­том, но не смог се­год­ня до­брать­ся до ка­чал­ки», то даже если вы очень уста­ли, сде­лай­те че­ты­ре под­хо­да от­жи­ма­ний прямо по­сре­ди ком­на­ты.

Как перестать быть посредственностью прямо сейчас

Это Вам будет интересно: 

Независимо от внешности: 10 качеств, делающих человека привлекательным

Те, кого мы любим, и те, кого терпеть не можем, — все это наши зеркала

Когда вы пой­де­те в душ перед сном, и внут­рен­ний голос ска­жет вам: «Я же хотел по­те­реть себе за ушами, я ни­ко­гда не тру за ушами», по­слу­шай­тесь его и по­три­те уже себе все и везде.

И когда вы ока­же­тесь, на­ко­нец, в кро­ва­ти, и бу­де­те вспо­ми­нать про­шед­ший день, вы пой­ме­те, что «ве­ли­чие» — это не пред­на­зна­че­ние. Это не зва­ние. Это не вер­ши­на, к ко­то­рой вы стре­ми­тесь и ко­то­рую од­на­ж­ды по­ко­ри­те.

Ве­ли­чие — это набор по­все­днев­ных при­вы­чек.  Это выбор.опубликовано econet.ru 

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

Мне скоро 20, и я сама посредственность

Я — сама посредственность. Признаю, но не горжусь этим. Во мне нет изюминки, чего-то особенного. Я не красавица и не сексуальная, в свои года выгляжу на 14, и макияж не помогает. Не блещу умом, чувством юмора, сообразительностью или оригинальностью, у меня совсем нет талантов. Учусь на нелюбимой специальности, уйти возможности пока нет, как и нет возможности съехать от сумасшедшой обстановки у меня дома, не понимаю, зачем и для кого я такая живу. Наверное, именно поэтому в мои почти 20 я никогда даже не целовалась с парнем, никогда не вызвала в них интереса. Кому нужна посредственность? Я влюблена в одного очень хорошего человека, но и он видит во мне только подругу. У всех моих друзей есть пары, у них любовь и романтика, все их разговоры сводятся к их любимым, а я слушаю, и мне становится очень грустно. Особенно грустно, когда я гуляю с друзьями, а они зовут своих парней или девушек, ходят за ручки, целуются, ласкаются, а я стараюсь улыбаться и плетусь, одинокая, рядом. Мне очень горько осознавать, что такие, как я, никому не нужны. Ведь даже падшие женщины, стервы или алкоголички находят себе чудесных парней, а такие серые мышки, как я, никому не нужны. Мне не помогут ни имидж, ни старательное штудирование энциклопедий, ни новое хобби. Они лишь создадут видимость духовной наполненности, когда внутри меня — серость и пустота. Это мое состояние души. Горбатого могила исправит. Я действительно пытаюсь увлечься чем-то, стать интересной и веселой, но у меня ничего не получается. Кроме того, я неудачница, неуклюжая, неловкая. Даже мои друзья шутят на тему того, что буквально все, к чему я прикасаюсь, даже случайно, портится и ломается.
А недавно я проходила собеседование на работе, у меня спросили про мои главные достижения, которыми я горжусь. Я не смогла вспомнить ничего, кроме детских достижений пяти- шестилетней давности. В последнее время осознание собственной серости и пустоты, одиночества меня так гнетет, что я плачу каждый день. Это ужасно.

Я — посредственность… — simply miu — ЖЖ

Добрый день, уважаемая Яна!
Давно читаю Вашу рубрику вопрос-ответ и вот наконец-то решился задать свой вопрос.
Как и многие вопросы на которые сам не можешь найти ответа, он о семье.

Я с детства посредственность, дедушка и бабушка оба «красные директора» (он завода, она ДК), с трудовыми подвигами, наградами и досками почета, мама и папа ученые, в лихолетье 90-ых успешно ушедшие в бизнес и теперь вспоминающие о своих докторских только в автоподписях и на визитках.

А я не блистал никогда, в школе (самой лучшей школе города) учился с тройками и долгие годы слушал вздохи учителей «Ах мальчик со способностями но не усидчивый и не внимательный», потом был отчислен из потомственного «крутого» ВУЗА (папа лично ходил к декану, который сказал что мол их программу я не тяну так как «наш факультет для математически одаренных все таки»). Нет у меня все хорошо, я закончил другой Вуз, у меня хорошая работа с хорошей зарплатой, прекрасная жена, квартира, две машины, множество хобби, я всем доволен. Я давно привык к тому что в общении с родней обо мне жалостливо говорят «Да вроде получает он не плохо, но вы же знаете, что амбиций ему всегда не хватало» или «На карьеру он конечно не нацелен, Давно мог бы уже стать начальником но для этого нужны совсем другие качества».

Проблемы начались, когда у нас родился сын. Родня с двух сторон (родители жены известные в узких кругах архитекторы а она тоже пошла совсем не в них) сразу же выступили с детальными планами воспитания внука.
«Его нельзя баловать! Едва упустим и пиши пропало!», «Художественные способности надо развивать как можно раньше, здесь полгода играют критическую роль!» «Его надо отдавать в детский садик как можно раньше, социализация среди сверстников это же так важно!», «Как вы не собираетесь отдавать его в спортивные секции! А как же он научится упорству и лидерству?» ну и в добавок старые песни «Подумай о карьере наконец у тебя же сын!» и со стороны родни жены «Тебе ни в коем случае не надо уходить в декрет надолго и никаких пока вторых детей, ты же потом будешь никому не нужна!». Ну и венцом «Вы оба должны пересмотреть свою жизнь иначе что вы потом оставите своим детям, как воспитаете?»

Мы оба с женой слушаем это с выработанными годами практики каменными лицами, но вот как оградить от этого нашего сына? Как объяснить активной родне, что это совсем не их дело?

Очень надеюсь на ответ

***

Здравствуйте! Я сразу расстроилась, прочитав первую фразу в этом письме. Такое ощущение, что ваши родственники несут такую чушь всю жизнь, а вы им уже поверили. Хотя пишете, что не поверили, все у вас хорошо, и вы всем довольны. У меня тоже есть такой опыт — близкий человек, который все время пытался мне объяснить, что я — сплошное разочарование для всего человечества. Но он (благородный) все равно меня любит, потому что должен же кто-то любить и убогих тоже.. ну и так далее. И поэтому я знаю, что когда кто-то такой постоянно капает на мозги с такими вот текстами (которые обычно еще очень круто и ладно сформулированы, и аргументация там железобетонная), нет-нет да и проскальзывает мысль «а может они правы?»

Либо приживается другая мысль. вроде: «Ну да, я такой — ну и что, меня устраивает». А на самом деле вот эта ваша фраза «я — посредственность» — в ней уже все сказано! Да все посредственность — если рассмотреть под правильным углом. И все директоры с золотыми медалями, и кто угодно еще. Все люди, обычные, со своими комплексами и заморочками. У каждого есть свои больные точки ниже пояса, и если в них ткнуть, они одинаково скулят и плачут. И с другой стороны — никто не «непосредственность», что это за слово вообще такое? Все люди — это люди. Человек это вообще чудо природы, само по себе. Посмотрите старый добрый фильм БиБиСи «как рождается человек», и вспомните, что каждый человек, это великое чудо. Которое еще всю жизнь учится, куда-то стремится, что-то чувствует, хочет, любит…

В общем — хорошо, что вы уже проделали такую работу над собой, что смогли стать счастливым. Но лично я верю, что все время слушать вот такие комментарии со всех сторон — все равно вредно.

Я не знаю всех выходов из этого положения. Но предполагаю, что больше чем я их знает хороший «поведенческий психотерапевт». У нас именно они занимаются такими вопросами. Попробуйте найти такого.

Могу рассказать только про свой опыт. У меня было два таких человека в близком окружении (один — член семьи). И эти люди не могли прекратить вот так комментировать и критиковать всю мою жизнь, и то, как я воспитываю ребенка, кошек, маму и вообще все делаю. Терапевт посоветовал мне поставить им ультиматум. И детально продумать, как я буду приводить его в исполнение, если дойдет до «проверки на вшивость». *А дойдет обязательно.

Т.е. берете и разговариваете с человеком «серьезный разговор». Мол: я вот это больше слушать не хочу! Либо ты уважаешь меня, мой образ жизни, мои решения и мою способность думать, либо мы не общаемся! Либо, если ты не можешь признать мои решения, но хочешь как-то общаться — могу еще предложить дипломатический мир, при котором мы говорим исключительно о цветочках и погоде. Без каких-либо мнений по поводу того, как я живу, воспитываю ребенка и.т.д.

Перед этим мне велели продумать (вернее мы прямо с психотерапевтом продумали) — что я буду делать, если человек это услышит, а потом дальше продолжит говорить то, что его просили не говорить. В случае, если я нахожусь у этого человека дома, мы договорились, что я прямо немедленно встаю и ухожу. И потом не подхожу к телефону и не звоню минимум сколько-то дней. (Независимо от того, как там человек бесится, потому что ему не дали самовыразиться.) Потом, через какое-то время, отвечаю (мне было сказано, что такие люди обязательно будут звонить и лезть разбираться), что я на своем решении настаиваю. Либо общаемся нейтрально и мирно, либо не общаемся. Все! И делаем новую попытку. Если «опять начинается» — опять поворачиваюсь и ухожу.

Труднее было с ситуацией, при которой все дома у меня. Т.к. в этом случае нужно было сказать людям, чтобы немедленно уходили из моего дома, раз не могут общаться со мной по моим правилам. На случай, что у меня не хватит духу выставить человека напрямую, психотерапевт посоветовал мне сообщить, что я общаться так не буду, и уйти в другую комнату, и там «дуться» пока не уйдут, либо не пригласят «общаться дальше в нейтральном ключе». В общем, цель в всего этого шантажа — добиться, чтобы люди с вами общались нормально, действительно не высказывая вам всего вот этого. Пусть говорят в другом месте или между собой. К сожалению, частью плана было то, что некоторые на этот шантаж не поддаются, и тогда приходится действительно закончить общение. Психотерапевт сказал, что большинство через какой-то долгий срок (иногда год, иногда пара лет) таки приходят и предлагают «дипломатичный мир». И это действительно хорошо, т.к. такие люди в результате научиваются обходить все эти темы (они не тупые, они прекрасно понимают, что говорить нужно и не нужно). И со временем получается нормально с ними общаться. Потому что они выучили: иначе с ними общаться не согласны. А есть и такие, с которыми приходится таки прекратить общение, потому что они не могут лишить себя удовольствия дальше воспитывать вас по-своему.

У меня таких кандидатов было двое, и вышло 50/50. 🙂 Т.е. с одним пришлось полностью прекратить общение. Несколько раз вопрос был поставлен ребром. Наконец он сказал, что просто не может не высказывать мне свое драгоценное и нелестное мнение обо мне. И я на это ответила, что тогда вообще не надо со мной общаться. Это член семьи, который до сих пор с остальными членами моей семьи общается. Т.е. я это к тому, что «отрезать» можно кого угодно, если так надо для дела. И легче жить стало.

А второй все понял, сначала перешел на дипломатическое общение «поговорить только о погоде, и больше ни о чем». А потом, с годами, научился действительно нормально общаться. Вернее он всегда общаться умел. Он просто научился не хотеть от меня того, что от меня хотеть бесполезно! 🙂 Так что и это возможно.

Просто да, нужно к таким шагам морально готовиться, и образно представлять себе — как оно было бы, если бы вам пришлось с этими людьми не общаться вообще. С одной стороны от большинства членов семьи люди получают какие-то бонусы: таки приятно общаться, родные люди, может быть проводят время с внуком иногда и.т.д. С другой стороны — представьте, что из вашей жизни исчез бы весь этот пилеж. И вся необходимость вечно закатывать глаза, слушать про себя гадости, и думать, как уберечь от этих уколов и травм ребенка. И внутри себя взвешивайте ощущения. Так обычно и принимается решение, чего вам на самом деле хочется. А там уже и думать надо, как это продвинуть. И такие радикальные меры я не люблю советовать, но мне психотерапевт рассказывал, что таких людей, у которых эта шарманка уже включена пожизненно, другими методами обычно «поставить на место» не удается. Впрочем, как уже сказано — можете таки сходить к профессионалу и разведать, не знает ли он еще каких-то методов.

В общем — я вам желаю как-то избавиться от людей, которые вам (отличным людям) зачем-то всю жизнь объясняют, что вы какие-то такие не достаточно хорошие!

«Я сходил с ума, зато был счастлив и интересен. Теперь я рассудительнее, но  — посредственность, мне скучно жить…» Как изображали безумие в русской литературе

Дар особого видения дан герою повести Владимира Одоевского «Сильфида» (1837), который, спасаясь от скуки, обращается к чтению древних книг, увлекается каббалой и алхимией и, решив провести один из опытов, поставив на окно хрустальную вазу с водой и опустив на дно ее бирюзовый перстень, неожиданно обретает способность видеть в игре лучей «высший мир» и в нем — поразившую его неземной красотой сильфиду:

«Смотрю — поверх воды струятся голубые волны, и в них отражаются радужные опаловые лучи; бирюза превратилась в опал,и от него поднималось в воду как будто солнечное сияние;вся вода была в волнении; били вверх золотые ключи и рассыпались голубыми искрами. Тут было соединение всех возможных красок, которые то сливались бесчисленными оттенками, то ярко отделялись. Наконец радужное сияние исчезло, и бледный зеленоватый цвет заступил его место; по зеленоватым волнам потянулись розовые нити, долго переплетались между собою и слились на дне сосуда в прекрасную, пышную розу — и все утихло: вода сделалась чиста, лишь лепестки роскошного цветка тихо колебались».

А через несколько дней он замечает, что «между оранжевыми тычинками покоилось <…> существо удивительное, невыразимое, неимоверное — словом, женщина, едва приметная глазу!».

Видение сильфиды раскрывает поэтическую сущность героя. Одним из эпиграфов к повести Одоевский ставит слова Платона: «Поэта мы увенчаем цветами и выведем его вон из города». Они подчеркивают возвышенность и исключительность созданного автором образа. Но одновременно вводят иронию. 

Главного героя Михаила Платоновича (его отчество представляется неслучайным) не «увенчивают цветами», а признают сумасшедшим и всеми силами пытаются вылечить. Видящего в игре лучей прекрасную сильфиду мечтателя насильно усаживают в бульонные ванны и поят микстурой.

При погружении в ванну «больной затрясся всем телом. „Добрый знак!“ — воскликнул доктор. В глазах больного выражалось какое-то престранное чувство — как будто раскаяние, просьба, мученье разлуки; слезы его катились градом». Антитеза «вода в хрустальной вазе»/«бульонная ванна», как и противопоставление образов идеальной возлюбленной — сильфиды — дочери богатого соседа Катеньке с «заспанными глазками» и «вздернутым носиком», о которой герой, проговорив полчаса, не решается сказать, «есть ли ум под этою прекрасною оболочкою», подчеркивают грубую реальность окружающего мира.

 Но средства лечения оказываются действенными (особенно при приеме пациентом «внутрь» нескольких бутылок лафита), больной «выздоравливает», женится на Катеньке, становится «совершенно порядочным человеком», но навсегда утрачивает способность видения высшего мира, за которую он был бы готов отдать все. 

Друга, помогшего ему «вылечиться», он упрекает: «ты дал мне счастье, но не мое <…> Ты очень рад, что ты, как говоришь, меня вылечил, то есть загрубил мои чувства, покрыл их какою-то непроницаемою покрышкою, сделал их неприступными для всякого другого мира <…> Теперь, когда среди ежедневной жизни я чувствую, что <…> голова погружается в животный сон, я с отчаянием вспоминаю то время, когда, по твоему мнению, я находился в сумасшествии, когда прелестное существо слетало ко мне из невидимого мира, когда оно открывало мне таинства, которых теперь я и выразить не умею, но которые были мне понятны… где это счастие? — возврати мне его!».

Позднее схожие чувства будет испытывать герой «Черного монаха» Чехова. Коврин после «излечения» ощущает себя убитым духовно.

Лечение принесло ему не выздоровление, а утрату особого видения, которое наполняло его творческими силами, он стал не столько «нормальным», сколько заурядным. 

Как и герой Одоевского, Коврин бросает упрек: «зачем, зачем вы меня лечили? Бромистые препараты, праздность, теплые ванны, надзор, малодушный страх за каждый глоток, за каждый шаг — все это в конце концов доведет меня до идиотизма. Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я — посредственность, мне скучно жить… О, как вы жестоко поступили со мной! я видел галлюцинации, но кому это мешало? я спрашиваю: кому это мешало?»

Возвращаясь к творчеству Одоевского, необходимо отметить, что тайна безумия притягивала писателя. На протяжении 1830-х годов он работал над созданием литературного «Дома сумасшедших», но так и не довел замысел до конца. Написанные новеллы в переработанном виде позднее вошли в роман «Русские ночи».  Главный вопрос, который пытались решить герои, обратившись к примерам из истории жизни великих личностей (Бетховена, Пиранези, Баха), — это тонкость границы, а иногда и невозможность различения гениальности и безумия.

В эссе «Кто сумасшедшие», опубликованном в 1836 году в «Библиотеке для чтения» под псевдонимом «Безгласный», которое должно было служить «Введением» к «Дому сумасшедших», автор, развивая идеи Платона, приходит к выводу, что «нет ни одного великого человека, который бы в час зарождения в нем нового открытия, когда еще мысли не развернулись и не оправдались осязаемыми последствиями, не казался сумасшедшим».

Особенность гения, которая обывателям представляется проявлением безумия, — это, с точки зрения Одоевского, умение найти «такие соотношения между предметами, которые нам кажутся невозможными».

Через несколько лет под другим углом зрения и расставляя другие акценты к развиваемой романтиками платоновской идее сближения проявлений гениальности и безумия обратится итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, и его концепция окажет большое влияние не только на развитие психиатрии, но и на рецепцию безумия в литературе, живописи, философии.

В монографии «Гениальность и помешательство» (1863) Ломброзо выделил общие черты отклонений от нормы, с точки зрения клинической психиатрии, у великих личностей и сумасшедших:

в физиологическом отношении («судорожные сокращения мускулов и <…> резкие, так называемые „хореические“, телодвижения»),

в эмоциональном (особую впечатлительность, резкие перемены настроения, экзальтацию, концентрацию на одной идее),

алогичность суждений и поступков,

внимание к иррациональному (снам, голосам, видениям),

злоупотребление алкоголем.

Психиатрические отклонения ломброзо видел у Данте, Тассо, Спинозы, Ньютона, Паскаля, Гофмана, Ампера, Шопенгауэра, Уитмена, По, Бодлера и многих других. В современном опыте патографии «Классики и психиатры» Ирина Сироткина пишет: «заявление романтиков о „божественной болезни“ как источнике творчества оказалось чрезвычайно рискованным. Как иронически заметил британский историк Рой Портер, объявив себя безумцами, романтики не подумали о последствиях: их современники-врачи превратили „божественную болезнь“ в медицинский „диагноз“».

Хотя, подводя итоги, Ломброзо предостерегал от «заключения, что гениальность вообщеесть не что иное, как невроз, умопомешательство», анализ жизни и творчества великих личностей с точки зрения психиатрии и выявление диагнозов становится после выхода книги Ломброзо очень популярным.

Необходимо отметить, что выделение психиатрии в особую область медицинского знания и формирование научного подхода к психическим и умственным отклонениям в XIX веке лишило безумие мистического ореола: постепеннооно стало осмысляться не как «священная болезнь», а как тяжелый недуг, со всеми малопривлекательными чертами его проявления.

В литературе 1830–1840-х годов «статус» безумия понижается: им наделяется не только романтический мечтатель, но и мелкий чиновник. и сумасшествие уже неоткрывает высшую реальность, а становится болезненным бредом, несущим опасность (как в «Медном всаднике» Пушкина) или показывающим скудость внутреннего мира героев (в «записках сумасшедшего» Гоголя и «Двойнике» Достоевского).

Повесть Гоголя изначально задумывалась как «записки сумасшедшего музыканта», но в итоговом варианте ее героем стал не романтический творец, а титулярный советник Поприщин. Его безумие не возвышенное, а, скорее, вызывающее жалость. 

Как писал Дмитрий Быков, оно «стало побегом из той реальности, в которой нормальному человеку невозможно попросту дышать; оно превратилось в единственно доступную форму протеста — и в протесте этом маленький человек стремительно вырастает до полной своей противоположности. Русское унижение чаще всего бредит местью — так Акакий Акакиевич посмертно превращается в огромное привидение, не мечтающее о шинели, а срывающее шинель с обидчика. Поприщин сделался безумцем оттого, что искал поприща и был всеми попран — его безумие социально обусловлено (в серьезной русской литературе все социально) и выглядит единственной компенсацией за непрерывный департаментский ад».

Сам образ Поприщина, его самоотождествление с королем Испании и требование полагающихся почестей, возможно,восходили к раннему замыслу — комедии «Владимир 3-ей степени», — герой которой так лелеял мечту о получении ордена св. Владимира, что, в конце концов, и стал им в собственном воображении. В итоговом тексте Поприщин заявляет, что с недавнего времени начал «слышать и видеть такие вещи, которых никто еще не видывал и не слыхивал». И в повседневной рутине он прозревает «тайный» смысл, слыша «разговор» и читая «переписку» собак.

Сумасшествие героя проявляется в основном в плане интерпретации событий. Его «Испания», где все «гранды» с выбритыми головами, а «канцлер» бьет по спине палкой, совершая «рыцарский обряд», рождается в измененном сознании, описание же ее детально воспроизводит палату и порядки сумасшедшего дома. 

В изображении бреда героя, довольно жестоких методов лечения, отношений врачей и санитаров к пациентам, по мнению А. Белого и И. Золотусского, возможно, отразилось знакомство Гоголя с «Рассуждениями о лечении умалишенных, сочинением доктора Левенгайна», опубликованным в «Северной пчеле» (24 апреля 1833), «где говорится о случаях, когда больной воображает себя Королем, Ангелом, Принцем, Богом», а такжес публикациями в «Пчеле» о порядках и методах лечения в Больнице Всех Скорбящих (9 февраля 1834).

Визуальная галлюцинация героя сюрреалистична — это знаменитая луна, «которая обыкновенно делается в Гамбурге; и прескверно делается», «такой нежный шар», на котором не могут жить люди, а живут «только одни носы». Этой луне, в представлении Поприщина, угрожает опасность — наследующий день земля должна «сесть на луну» и «размолоть в муку носы наши».

Последнее же видение героя, сходящего с ума от боли, когда ему льют на голову холодную воду, — картина с «тройкой быстрых, как вихорь, коней», со струной, звенящей в тумане,проносящейся италией и виднеющимися русским избами, отразится позже в знаменитой «птице-тройке» «Мертвых душ», создавая довольно мрачный ассоциативный контекстпрочтения знаменитого финала гоголевской поэмы.

Отождествление Поприщиным себя с королем Испании отразится позднее в стихотворении Алексея Апухтина «Сумасшедший» (1890), лирический герой которого — пациент клиники для душевнобольных — во время свидания с родственниками представляет себя избранным всенародно королем: «Смущают мысль мою // Все эти почести, приветствия, поклоны… // Я день и ночь пишу законы // Для счастья подданных и очень устаю». Необходимо отметить подробное описание Апухтиным визуальной галлюцинации героя, ставшей толчком к ухудшению его состояния. Это знаменитые «васильки», которые собирали герои:

Все васильки, васильки,

Красные, желтые всюду…

Видишь, торчат на стене,

Слышишь, сбегают по крыше,

Вот подползают ко мне,

Лезут все выше и выше…

Слышишь, смеются они…

Боже, за что эти муки?

Маша, спаси, отгони,

Крепче сожми мои руки!

Поздно! Вошли, ворвались,

Стали стеной между нами,

В голову так и впились,

Колют ее лепестками.

Рвется вся грудь от тоски…

Боже! куда мне деваться?

Все васильки, васильки…

Как они смеют смеяться?

В отличие от знаменитого романса «Ах, васильки, васильки…», началом которого стали строки Апухтина, в оригинале изображена не история несчастной любви с трагическим концом, а весьма необычное для поэзии отражение параноидального бреда героя.

Традицию «записок сумасшедшего» продолжает и Достоевский, описывая в «Двойнике» безумие мелкого чиновника. Голядкин после унижения в доме статского советника Берендеева начинает ощущать, что весь мир настроен против него: «Он чувствовал, <…> что все эти глаза, на него обращенные, как-то гнетут и давят его…». Герой испытывает аутоскопические галлюцинации.

Но, обращаясь к проблеме двойничества, в ранней повести Достоевский показывает совсем не мистические его истоки. Причиной умопомешательства Голядкина становятся «амбиции» человека — «ветошки». 

Появление двойника он воспринимает как следствие «интриги» завистников. Не раз отмечалось, что Достоевскому удалось точно воспроизвести разные стадии бреда героя, правда, в постановке «диагноза» психиатры расходятся. От параноидного психоза, обсессивно-компульсивного расстройства до эпилепсии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *