Site Loader

Содержание

Могу ли отказаться от уплаты НДФЛ с зарплаты, в связи с дополнением статьи 45.1 от 29.09 закона о налогах с физических лиц.


Ст.45.1 НК РФ не снимает обязанность платить НДФЛ с зарплаты. Поэтому не можете отказаться от уплаты НДФЛ

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. В силу с 29.10.2019)

НК РФ Статья 45.1. Единый налоговый платеж физического лица

(введена Федеральным законом от 29.07.2018 N 232-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2020 в п. 1 ст. 45.1 вносятся изменения (ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ). См. будущую редакцию.

1. Единым налоговым платежом физического лица признаются денежные средства, добровольно перечисляемые в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства налогоплательщиком - физическим лицом в счет исполнения обязанности по уплате транспортного налога, земельного налога и (или) налога на имущество физических лиц.

2. Уплата единого налогового платежа физического лица может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. При этом иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика единого налогового платежа физического лица.


3. Единый налоговый платеж физического лица перечисляется в бюджетную систему Российской Федерации по месту жительства налогоплательщика - физического лица (месту пребывания - при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика - физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

4. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется налоговым органом самостоятельно в счет предстоящих платежей налогоплательщика - физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, либо в счет уплаты недоимки по указанным налогам и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам.

Решение о зачете суммы единого налогового платежа физического лица принимается налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту пребывания - при отсутствии у такого лица места жительства на территории Российской Федерации), а при отсутствии у налогоплательщика - физического лица места жительства и места пребывания на территории Российской Федерации - налоговым органом по месту нахождения одного из принадлежащих такому лицу объектов недвижимого имущества.

КонсультантПлюс: примечание.

С 01.01.2020 в абз. 1 и 2 п. 5 ст. 45.1 вносятся изменения (ФЗ от 29.09.2019 N 325-ФЗ). См. будущую редакцию.

5. Зачет суммы единого налогового платежа физического лица осуществляется в счет предстоящих платежей налогоплательщика - физического лица по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в установленные сроки уплаты таких налогов последовательно начиная с меньшей суммы налога, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей статьи.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику - физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня наступления установленного срока уплаты соответствующих налогов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

6. При наличии у налогоплательщика - физического лица недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и (или) задолженности по соответствующим пеням, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса процентам зачет суммы единого налогового платежа физического лица в счет уплаты таких недоимки и (или) задолженности осуществляется не позднее десяти дней со дня поступления единого налогового платежа физического лица в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику - физическому лицу о принятом решении о зачете суммы единого налогового платежа физического лица в течение пяти дней со дня его принятия.


В случае, если на дату принятия налоговым органом решения о таком зачете остаток денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, меньше общей суммы указанных в абзаце первом настоящего пункта недоимки и (или) задолженности, зачет осуществляется последовательно начиная с недоимки с меньшей суммой. В случае отсутствия недоимки по налогам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, зачет осуществляется последовательно начиная с задолженности по пеням с меньшей суммой, а в случае отсутствия задолженности по пеням - начиная с задолженности по процентам, подлежащим уплате в соответствии со статьей 64 настоящего Кодекса, с меньшей суммой.

7. Налогоплательщик - физическое лицо имеет право на возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, по которым налоговым органом не принято решение о зачете в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи.

Возврат указанных в абзаце первом настоящего пункта денежных средств в пределах их остатка осуществляется налоговым органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, по заявлению налогоплательщика - физического лица на основании решения налогового органа в течение одного месяца со дня получения такого заявления.

Решение о возврате (об отказе в осуществлении возврата) денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, принимается налоговым органом в течение десяти дней со дня получения соответствующего заявления.

До истечения срока принятия решения о возврате поручение на возврат денежных средств, оформленное на основании такого решения налогового органа, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.


Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику - физическому лицу о принятом решении в течение пяти дней со дня принятия такого решения.

8. В случае, если возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 7 настоящей статьи, налоговым органом на сумму остатка денежных средств, которая не возвращена физическому лицу в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате этому физическому лицу, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

9. Территориальный орган Федерального казначейства, осуществивший возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных физическому лицу денежных средств.

10. В случае, если предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи проценты уплачены налогоплательщику - физическому лицу не в полном объеме, налоговый орган принимает решение об уплате оставшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического возврата этому лицу сумм денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, в течение трех дней со дня получения уведомления территориального органа Федерального казначейства о дате возврата и сумме возвращенных указанному лицу денежных средств.

До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на уплату оставшейся суммы процентов, оформленное на основании решения налогового органа об уплате этой суммы, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата.

11. Уплата единого налогового платежа физического лица, зачет и (или) возврат денежных средств, перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации в качестве единого налогового платежа физического лица, и уплата физическому лицу начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов производятся в валюте Российской Федерации.



НДФЛ: изменения в 2019 и 2020 годах


Итак, законодатели подкорректировали главу 23 НК РФ. В основном поправки заработают с 2020 года. Но есть и те, что нужно учитывать с начала 2019-го, то есть задним числом. Предлагаем посмотреть, что изменилось.

Изменения по НДФЛ с 2019 года

Какие поправки по НДФЛ заработают с 2020 года

Изменения по НДФЛ с 2019 года

Со дня опубликования закона от 17.06.2019 № 147-ФЗ (а это 17 июня) вступила в силу поправка по НДФЛ, которая касается социального вычета на лечение: из ст. 219 НК РФ исключили упоминание о правительственном перечне лексредств. Это значит, что теперь вычет будет предоставляться на все лекарства, которые назначил доктор.

Напомним, раньше его можно было получить исключительно на лекарства по указанному перечню (приведен в постановлении Правительства от 19.03.2001 № 201), а если выписанный врачом препарат в перечень не входил, о вычете можно было забыть.

Какие поправки по НДФЛ заработают с 2020 года

1. Первая большая поправка — техническая. В ст. 217 НК РФ все не облагаемые НДФЛ компенсации перенесли из п. 3 в п. 1 (в нем сейчас приведены госпособия). Пункта 3 в статье больше не будет. Соответственно, все имеющиеся в кодексе ссылки на п. 3 ст. 217 были перенаправлены на п. 1. 

2. Сам перечень необлагаемых выплат конкретизирован и немного расширен:

  • В нем теперь указана оплата проезда к месту отпуска и обратно работникам–северянам и членам их семей. Это освобождение уже действует, но пока только с подачи судов и ссылающегося на них Минфина (письма от 13.02.2019 № 03-04-06/8803, от 22.01.2018 № 03-04-05/3154).

Об обложении данной выплаты взносами мы рассказывали здесь.

  • Аналогично в ст. 217 НК РФ закрепили освобождение от налога в отношении оплаты дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ.

Подробнее о проблеме см. в нашей публикации «НДФЛ с оплаты допвыходных по уходу за ребенком-инвалидом Минфин потребовал бы с удовольствием. Суды не дают».


  • Также к необлагаемым отнесены положенные по закону выплаты (в т. ч. в натуральной форме) ветеранам и героям войны и труда, выплаты чернобыльцам, денежные и натуральные доходы на рождение детей, осуществляемые по президентским, правительственным и иным подобным программам, другие доходы в рамках соцподдержки, ежегодная денежная выплата лицам, награжденным нагрудным знаком «Почетный донор России», и некоторые др.
  • Уточнено, что освобождение от НДФЛ не применяется в отношении оплаты неиспользованных дополнительных суток отдыха военнослужащим по контракту.

3. Следующая большая поправка, которую никак нельзя пропустить — это перенос срока сдачи 2-НДФЛ и 6-НДФЛ с 1 апреля на 1 марта. Поскольку в 2020 году 1 марта — выходной, отчитаться за 2019 год нужно будет до 02.03.2020. А еще большему числу работодателей придется перейти на электронный способ сдачи этих отчетов: бумажные будут брать на 10 человек и меньше (закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

4. Организации, имеющие обособленные подразделения, в некоторых случаях смогут платить НДФЛ и сдавать отчетность централизованно.

5. Налоговые агенты смогут за свой счет платить НДФЛ, если он доначислен им в ходе налоговой проверки (закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ).

6. Задолженность физлиц при определенных условиях можно будет списать без удержания НДФЛ (закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ).

7. Изменится порядок уплаты авансов по НДФЛ индивидуальными предпринимателями. Рассчитывать авансы они будут исходя из фактического, а не планируемого дохода. И им больше не придется сдавать декларацию 4-НДФЛ (закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ).

Подробнее см. здесь.

8. Декларацию 3-НДФЛ за 2019 год нужно будет сдать по новой форме (приказ ФНС от 07.10.2019 № ММВ-7-11/[email protected]).

9. Патент для иностранных физлиц подорожает, поскольку будет рассчитываться с учетом нового коэффициента-дефлятора — 1,813 (приказ Минэкономразвития от 21.10.2019 № 684).

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться


Глава 23 НК РФ НДФЛ


Глава 23 НК РФ НДФЛ




  • Статья 207.
    Налогоплательщики


  • Статья 208.
    Доходы от источников в Российской Федерации и доходы от источников за пределами Российской Федерации


  • Статья 209.
    Объект налогообложения


  • Статья 210.
    Налоговая база


  • Статья 211.
    Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме


  • Статья 212.
    Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды


  • Статья 213.
    Особенности определения налоговой базы по договорам страхования


  • Статья 213.1.
    Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами


  • Статья 214.
    Особенности уплаты налога на доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия в организации


  • Статья 214.1.
    Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами


  • Статья 214.2.
    Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам (остаткам на счетах) физических лиц в банках, находящихся на территории Российской Федерации, а также в виде процента (купона), выплачиваемого по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях


  • Статья 214.2.1.
    Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива


  • Статья 214.3.
    Особенности определения налоговой базы по операциям репо, объектом которых являются ценные бумаги


  • Статья 214.4.
    Особенности определения налоговой базы по операциям займа ценными бумагами


  • Статья 214.5.
    Особенности определения налоговой базы по доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества


  • Статья 214.6.
    Особенности исчисления и уплаты налога в отношении доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц


  • Статья 214.7.
    Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях


  • Статья 214.8.
    Истребование документов, связанных с исчислением и уплатой налога при выплате доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц


  • Статья 214.9.
    Особенности определения налоговой базы, учета убытков, исчисления и уплаты налога по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете


  • Статья 214.10.
    Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, а также по доходам в виде объекта недвижимого имущества, полученного в порядке дарения


  • Статья 215.
    Особенности определения доходов отдельных категорий иностранных граждан


  • Статья 216.
    Налоговый период


  • Статья 217.
    Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)


  • Статья 217.1.
    Особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества


  • Статья 218.
    Стандартные налоговые вычеты


  • Статья 219.
    Социальные налоговые вычеты


  • Статья 219.1.
    Инвестиционные налоговые вычеты


  • Статья 220.
    Имущественные налоговые вычеты


  • Статья 220.1.
    Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами


  • Статья 220.2.
    Налоговые вычеты при переносе на будущие периоды убытков от участия в инвестиционном товариществе


  • Статья 221.
    Профессиональные налоговые вычеты


  • Статья 222.
    Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по установлению социальных и имущественных вычетов


  • Статья 223.
    Дата фактического получения дохода


  • Статья 224.
    Налоговые ставки


  • Статья 225.
    Порядок исчисления налога


  • Статья 226.
    Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами


  • Статья 226.1.
    Особенности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов


  • Статья 227.
    Особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц. Порядок и сроки уплаты налога, порядок и сроки уплаты авансовых платежей указанными лицами


  • Статья 227.1.
    Особенности исчисления суммы налога и подачи налоговой декларации некоторыми категориями иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму в Российской Федерации. Порядок уплаты налога


  • Статья 228.
    Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов. Порядок уплаты налога


  • Статья 229.
    Налоговая декларация


  • Статья 230.
    Обеспечение соблюдения положений настоящей главы


  • Статья 231.
    Порядок взыскания и возврата налога


  • Статья 231.1.
    Особенности возврата налога, удержанного налоговым агентом с отдельных видов доходов


  • Статья 232.
    Устранение двойного налогообложения


  • Статья 233.
    Утратила силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 19.07.2009 №202-ФЗ.




Положения главы 23 НК РФ используются в следующих статьях:




  • Статья 40 НК РФ

    Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

    14. Положения, предусмотренные пунктами 3 и 10 настоящей статьи, при определении рыночных цен финансовых инструментов срочных сделок и рыночных цен ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" и главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций". Открыть статью




  • Статья 169 НК РФ

    Счет-фактура

    Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе договоров транспортной экспедиции, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость либо являющихся налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случае, если при определении ими налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении данных договоров. Открыть статью




  • Статья 174 НК РФ

    Порядок и сроки уплаты налога в бюджет

    Указанные в абзаце втором настоящего пункта лица в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров комиссии, агентских договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от имени комиссионера (агента), или на основе договоров транспортной экспедиции (если при определении налоговой базы в порядке, установленном главами 23, 25, 26.1 и 26.2 НК РФ, в составе доходов учитываются доходы в виде вознаграждения при исполнении договоров транспортной экспедиции), а также при выполнении функций застройщика обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Открыть статью




  • Статья 246.2 НК РФ

    Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации

    Для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с настоящей главой и налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ иностранная организация вправе самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации по своему выбору с 1 января календарного года, в котором представлено заявление о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации, либо с момента представления в налоговый орган заявления о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации. Открыть статью




  • Статья 312 НК РФ

    Специальные положения

    1.3. Установленные настоящей статьей особенности исчисления и уплаты налога с дохода, удерживаемого налоговым агентом в соответствии с главой 23 НК РФ, распространяются на исчисление и уплату налога российскими организациями, выплачивающими доход, также в случае, если фактическим получателем такого дохода признается физическое лицо, признаваемое налоговым резидентом Российской Федерации. При этом применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ. Открыть статью




  • Статья 346.5 НК РФ

    Порядок определения и признания доходов и расходов

    доходы индивидуального предпринимателя в виде дивидендов, а также доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ. Открыть статью




  • Статья 346.15 НК РФ

    Порядок определения доходов

    3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ; Открыть статью



Основные поправки в НК РФ в части исчисления и уплаты НДФЛ


Я уже размещал материал по поводу законопроекта № 720839-7 «О внесении изменений в части I и II НК РФ» (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики).

Тогда мы говорили о странных и резких изменениях, связанных с налогом на имущество организаций (см. материал Федоровой О.С. и Катанаевой Т.В. "О новых правилах "кадастрового" налогообложения из законопроекта № 720839-7").

А сегодня, я публикую материал посвященный поправкам по НДФЛ, тем более, что поправок много. Автор статьи, наш главный специалист по юридическим вопросам Ольга Евгеньевна Аникеева.

Основные поправки в НК РФ в части исчисления и уплаты НДФЛ (проект № 720839-7)

 18 сентября ГосДумой в третьем чтении был принят законопроект № 720839-7 «О внесении изменений в части I и II НК РФ» (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики). Сейчас документ находится в Свете Федерации на рассмотрении.

Законопроект вносит ряд изменений в гл. 23 «Налог на доходы физических лиц», некоторые из которых представляются вполне «революционными».

Уплата НДФЛ третьими лицами: правила и исключения

Например, разрешается осуществлять уплату НДФЛ за счет средств налогового агента (в настоящее время это прямо запрещено ст. 226 НК РФ).

Из данного правила законопроектом предусмотрено исключение – это случаи доначисления НДФЛ по итогам налоговой проверки при неправомерном неудержании налога налоговым агентом.

Иными словами, если налоговый агент не удержал НДФЛ, хотя должен и мог это сделать, а налоговый орган при проверке данный факт выявилНДФЛ будет уплачивать налоговый агент за счет своих собственных средств, а не налогоплательщик. И что немаловажно, налог, который налоговый агент заплатит за физлицо, не будет признаваться доходом физлица (п.п. 2,5 ст. 208 НК РФ). Указанное нововведение направлено на борьбу с «серыми» зарплатами. Работники уже не будут опасаться того, что если факт выплаты зарплаты «в конверте» станет известен контролирующим органам, им придется заплатить НДФЛ – за них это сделает работодатель.   

Расширен круг лиц, имеющих право на имущ/вычет

Еще одно новшество – возможно будет получить имущественный вычет при покупке недвижимости на имя совершеннолетних детей и подопечных, которые признаны судом

недееспособными. Сейчас получить имущественный вычет при покупке квартиры можно только за детей  и подопечных в возрасте до 18 лет (п. 6 ст. 220 НК РФ).

Камеральная проверка по НДФЛ без декларации 

Первая реакция, разве такое возможно? Да, по новым поправкам это возможно, поскольку налоговые органы получат право проводить камеральные налоговые проверки в случае непредставления налогоплательщиком налоговой декларации по доходам, полученным от продажи либо в результате дарения недвижимости. Соответственно, и НДФЛ по таким незадекларированным сделкам с недвижимостью также будет считать налоговый орган. Для этого он будет использовать сведения из кадастра и полученные у физлиц пояснения, которые они обязаны представить по запросу течение 5 дней (ст. 88, п. 3 ст. 214.10 НК РФ).

НДФЛ в этом случае налоговый орган будет исчислять исходя из цены продажи, но если цена сделки менее, чем 0,7 кадастровой стоимости, то налоговой базой будет эта величина (п. 7 ст. 210 НК РФ). При этом у налоговых резидентов будут приниматься во внимание налоговые вычеты (до 1 млн. для жилья и до 250 тыс. для другой недвижимости). До окончания такой проверки налогоплательщик будет вправе представить налоговому органу декларацию. В этом случае начатая камеральная проверка прекращается и начинается новая – представленной налоговой декларации.

Материнский капитал, операции с жильём и НДФЛ 

Необходимо отметить, что новый закон содержит довольно много норм, касающихся порядка исчисления НДФЛ при покупке и продаже недвижимости.

Так, вводятся правила об исчислении  НДФЛ при продаже жилья, приобретенного на материнский капитал. Согласно действующему законодательству жилье, приобретенное на средства материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей и всех детей с определением размера долей по соглашению. Новым же законом установлено, что если кто-то из сособственников жилья будет продавать свою долю, то облагаемый доход можно  уменьшить на расходы на приобретение этой недвижимости пропорционально его доле. Условия для этого следующие: расходы были произведены владельцем сертификата на материнский капитал или его (ее) супругом и не учитывались в этих целях другими лицами ранее (п. 2 ст. 220 НК РФ).

Отметим, что в письме Минфина РФ от 28.06.2019 № 03-04-05/47629 разъяснялось, что поскольку суммы субсидии и маткапитала, направленные налогоплательщиком на приобретение квартиры, являются расходами налогоплательщика, то при продаже квартиры он имеет право уменьшить сумму своих доходов на всю сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением данной квартиры.  

Для единственного жилья срок владения уменьшен до 3 лет

Еще одно важное интересное нововведение –  уменьшается срок владения недвижимостью для освобождения от налогообложения НДФЛ. Но, естественно, не для всех налогоплательщиков, а только для тех, кто продает свое единственное жилое помещение (комнату, квартиру, жилой дом или в долю в них). Для таких ситуаций  срок владения жильем сокращается с 5 до 3 лет (п. 17.1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1 НК РФ). Например,  если налогоплательщик будет реализовывать единственную квартиру, владея ей 3 года,  НДФЛ с дохода от продажи взиматься не будет. В настоящее время, чтобы не облагать НДФЛ доходы от продажи недвижимого имущества, необходимо владеть им не менее 5 лет. Мера направлена на то, чтобы облегчить людям, и в первую очередь молодым,  возможность улучшить свои жилищные условия.

НДФЛ и ипотека

Новый закон уточняет условия предоставления имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья по ипотеке: получить вычет при покупке квартиры по ипотечным процентам при рефинансировании кредита можно будет даже в том случае, если рефинансирование произвел не банк, а иная организация. Главное условие – заем должен быть выдан в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством РФ (ст. 220 НК РФ).

Решена проблема двойного НДФЛ при продаже подаренного имущества

В целях устранения двойного налогообложения закон уточняет особенности применения имущественного налогового вычета в ситуации, когда НДФЛ исчисляется с полученного в дар имущества и повторно – при продаже такого имущества.

Так, если проданная недвижимость ранее была получена в дар, по наследству, безвозмездно другими путями или с частичной оплатой, то можно будет уменьшать доход от продажи на расходы "в виде сумм, с которых был исчислен и уплачен налог при приобретении (получении) такого имущества".

 Если имело место "безналоговое" дарение или наследство, то можно будет учесть расходы, которые на приобретение такого имущества понес даритель или наследодатель, но не учел в целях налогообложения (подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ).

Отменяется декларирование по операциям с ценными бумагами

Кроме того, законом отменяется обязанность физических лиц декларировать доходы от продажи и мены ценных бумаг. Вместо них это будут делать налоговые агенты — организации и индивидуальные предприниматели, которые произвели выплаты по договорам купли-продажи и мены ценных бумаг, заключенным с физическими лицами. Указанные налоговые агенты при определении налоговой базы по операциям с ценными бумагами на основании заявления налогоплательщика могут учитывать фактически осуществленные и документально подтвержденные расходы, которые связаны с приобретением и хранением соответствующих ценных бумаг, которые налогоплательщик произвел без участия налогового агент. Для этого физическое лицо – владелец бумаг  должно предоставить агенту документы, подтверждающие его расходы (брокерские отчеты, договоры, платежки и т.д.) (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Изменены сроки и состав отчетности по НДФЛ

Ряд изменений касается налоговой отчетности. Так, сокращены на один месяц сроки сдачи отчетности по форме 6-НДФЛ и 2-НДФЛ: налоговые агенты будут обязаны их представлять не позднее 1 марта следующего года (сейчас – не позднее 1 апреля).

Кроме того, начиная с отчетности за 2021 год, справки по форме 2-НДФЛ нужно будет представлять в составе годового расчета 6-НДФЛ (п. 2 ст. 230 НК РФ). 2-НДФЛ не надо будет сдавать на физических лиц, если указанные в справке данные по конкретному лицу составляют государственную тайну.

Объединены формы отчетности и заявления на возврат НДФЛ

Законодатель решили объединить декларацию по форме 3-НДФЛ и заявление на возврат налога. В связи с этим налогоплательщик будет вправе представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации, а не писать его отдельно  (п. 4 ст. 229 НК РФ). 

Кому сдавать декларацию (3-НДФЛ)

Декларацию по форме 3-НДФЛ налогоплательщик будет вправе сдать не только непосредственно в налоговый орган, но и в МФЦ. Дата приема декларации Центром будет означать дату  представления декларации в налоговый орган (ст. 80 НК РФ).

Отчетность НДФЛ в электронном виде

Уменьшится количество компаний, которые будут отчитываться по НДФЛ на бумажных носителях. Сейчас работодатели, у которых работников более 25 человек, обязаны сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ в электронном виде по телекомунникационным каналам связи. Если численность работников меньше – можно сдавать отчетность в бумажном варианте. Законопроектом указанный лимит  уменьшается до 10 человек (п. 2 ст. 230 НК РФ). Т.е. право сдавать отчетность на бумаге останется только у тех налоговых агентов, у кого численность работников не более 10 человек.

НДФЛ и обособленные подразделения

Важные изменения касаются организаций, имеющих обособленные подразделения.

Так, налоговым агентам, имеющим несколько обособленных подразделений, расположенных в одном муниципальном образовании, будет предоставлено право уплачивать НДФЛ и представлять отчетность по месту учета одного из обособленных подразделении, выбранному самостоятельно, или по месту головной организации, если она расположена в той же местности. При этом налоговый агент обязан уведомить о выборе налогового органа не позднее 1-го числа налогового периода налоговые органы, в которых он состоит на учете по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Уведомление о выборе налогового органа не подлежит изменению в течение налогового периода по налогу. Соответствующее уведомление необходимо будет направить налоговому органу также и в том случае, если изменится количество подразделений в одном муниципальном образовании (п. 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о